Учебный (тематический) план № Изучаемая тема Количество часов Экскурсии и лабораторные работы Введение 6ч. 1 2 Что изучает биология Царство растений 3 Строение растения Клеточное строение растения Питание растений 4 Цветок и соцветия 2 5 Плод и типы плодов 2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 4 2 1. Растение — живой организм 10 ч. 2 Семена и условия прорастания семян Видоизменения побегов и корней Рост и развитие растений Размножение растений Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений Лабораторная работа №1 «Строение побега. Строение почек вегетативных и генеративных» Лабораторная работа №2 Строение цветка. Строение соцветий 2 2 Условия жизни растений на Земле 2. Многообразие растений 20 ч. Водоросли, их многообразие и значение 4 Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны (2 разворота) Экскурсия «Что изучает биология» 4 Лабораторная работа №5 «Одноклеточные и многоклеточные водоросли» Лабораторная работа № 6 Изучение внешнего вида хвойных растений Семенные растения Многообразие цветковых растений Семейства 4 цветковых растений (2 разворота) Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека Культурные растения, их происхождение и значение 3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 8 ч. Многообразие бактерий и их роль в природном 4 Лабораторная сообществе работа № 7 Изучение строения лишайника. Экскурсия «Растения, грибы и лишайники леса» Грибы, их строение и жизнедеятельность Многообразие 4 Лабораторная грибов и их значение работа № 8 Изучение внешнего строения плесневого гриба Лишайники, их строение и значение в природе и жизни мукор человека 4. Где и как живут организмы 8 ч. Жизнь организмов в сообществе 4 Экскурсия «Лес как природное сообщество» Взаимосвязи организмов в природном сообществе 4 Смена природного сообщества Многообразие природных сообществ Охрана природных сообществ 5.Создание проекта 14 ч. 15 16 17 Подготовка проекта Подготовка проекта Защита проекта № 18 19 20 21 22 Изучаемая тема 4 8 2 Количество Экскурсии и лабораторные работы Занятий 6.Зоология — часть биологии 8 ч. Наука о животном мире — зоология. Краткая 4 история зоологии. Методы биологических исследований в зоологии. Среды жизни и места обитания животных. 4 Экологические факторы в жизни животных. Животные — важные компоненты биогеоценозов (экосистем) и круговорота веществ в них. Основные систематические группы: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. 7.Строение животного организма 10ч Клетка. 2 Органы и системы органов животного организма. Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. Значение кожи. Дыхательная система 2 Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных. 2 Пищеварительная система 23 Выделительная система Кровеносная система 2 24 Нервная система Половая система 2 25 26 27 Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития (онтогенеза) у многоклеточных животных: без превращения и с превращением (полным и неполным). 8.Подцарство Одноклеточные животные 4ч. Характеристика простейших. Многообразие 2 Лабораторная работа № 2. простейших. Места обитания простейших. Наблюдение за живыми Особенности строения, питания и размножения. инфузориями и изучение Корненожки (амеба), жгутиковые (эвглена) и фиксированных простейших. инфузории (парамеция). Биологическое значение простейших в истории 2 развития животного мира. Роль простейших в природе Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз. 9.Многоклеточные животные 68 ч. Подцарство Многоклеточные животные, их 2 деление на две группы: не имеющие позвоночника (или беспозвоночные) и имеющие хорду (или хордовые и позвоночные). 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Тип Кишечнополостные Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека. Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Планария, ее строение, питание и размножение. Ленточные черви. Болезни человека и животных, вызванные плоскими червями (цепни свиной и бычий, лентец широкий, эхинококк, печеночный сосальщик). Профилактика заболевания. Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Нематоды — паразиты животных и растений. Аскарида и острица — паразиты человека и их циклы развития в организме человека. Профилактика заболевания. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Дождевой червь, его строение, питание и размножение. Пиявка медицинская. Значение дождевых червей и пиявок в природе и для человека. Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Классы типа: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Многообразие брюхоногих моллюсков (виноградная улитка, слизень, прудовик, живородка, ахатина). Значение брюхоногих моллюсков в природе: участие в круговороте веществ, в передаче паразитических червей в качестве промежуточного хозяина. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы. Класс Ракообразные. Речной рак: строение, питание и размножение. Многообразие ракообразных: крабы, креветки, дафнии, щитни. Значение в природе и для человека. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие и значение в природе и для человека. Внешнее строение жука, бабочки и пчелы. Забота о потомстве у насекомых. Понятие инстинкта. Общественные насекомые: пчелы, шмели, термиты, муравьи. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Паук-крестовик. Паутина, ее роль в жизни пауков. Пауки-охотники. Ядовитые пауки. Клещи как переносчики инфекционных заболеваний. Меры профилактики и защиты от нападения клещей. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие и значение в природе и для человека. Внешнее строение жука, бабочки и пчелы. Забота о потомстве у насекомых. Понятие инстинкта. Общественные насекомые: пчелы, шмели, термиты, муравьи. Тип хордовые Характеристика хордовых и деление их на бесчерепных и черепных, или позвоночных, животных. Регулирование численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и разведение пушных промысловых зверей. Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Многообразие земноводных: лягушки, жабы, тритоны. Древние амфибии и их биологическое значение в животном мире.. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика класса. Общая характеристика 2 2 2 Лабораторная работа № 3. Изучение внешнего вида и поведения дождевого червя. 2 2 2 2 Лабораторная работа № 3. Изучение строения тела мухи 2 Лабораторная работа № 4. Изучение внешнего вида и поведения аквариумных моллюсков. 2 2 38 Многобразие Пресмыкающихся крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы. Древние рептилии: динозавр, ихтиозавр, диплодок. 2 39 Надкласс Рыбы, их строение, размножение, поведение. Миграция рыб. Многообразие и значение рыб (акула, скат, целакант, тунец, удильщик, игла, гуппи, щука, сом, карась). Промысловые рыбы: сельдь, лосось, осетр, угорь, карп. Воспроизводство и охрана рыбных ресурсов. Рыборазведение. и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса. Многообразие птиц: экологические группы птиц — лесные, околоводные, открытых мест и городских ландшафтов. Домашние птицы: куры, утки, гуси, перепела. Банкивская курочка — предок домашних кур родом из Индии. Разведение перепелов и страусов. Декоративные домашние птицы. Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика млекопитающих: строение, питание, дыхание и размножение. Волосяной покров. Типы кожных желез. Усложнение строения внутренних систем органов: пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной и органов чувств. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни зверей. 5. Развитие животного Историческое развитие животного мира и его этапы. Понятие об эволюции. Доказательства эволюции животных. Разнообразие животных как результат эволюции живой природы. Современный мир животных — результат длительного исторического развития на Земле. Биоразнообразие материков. Разнообразие животных Евразии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки. Создание индивидуального проекта 2 Лабораторная работа № 5. Строение тела и скелета рыбы. 2 Лабораторная работа № 6. Строение перьев птиц. 2 Экскурсия. Домашние млекопитающие: многообразие, содержание, уход и выращивание потомства. (Экскурсия в животноводческое хозяйство.) 2 Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема мира на Земле Экскурсия. Многообразие диких животных своего края. (Экскурсия в зоопарк.) Защита индивидуального проекта 4 Создание группового проекта 8 Защита проекта Грибы.общая характеристика Плесневы грибы 2 2 2 58 59 60 62 Ядовитые и съедобные грибы Роль грибов в природе и жизни человека Лишайники = комплексные организмы Лишайники как индикаторы чистоты воздуха 2 2 2 2 6468 Итоговая работа. Экскурия в Курьинский лесхоз 10 Итого: 144 40 41 42 43 4448 4950 5154 55 56 57 2 8 Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов» Практическая работа «Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации»