Учебный (тематический) план
№
Изучаемая тема
Количество
часов
Экскурсии и
лабораторные работы
Введение 6ч.
1
2
Что изучает биология
Царство растений
3
Строение растения
Клеточное строение растения
Питание растений
4
Цветок и соцветия
2
5
Плод и типы плодов
2
6
7
8
9
10
11
12
13
14
4
2
1. Растение — живой организм 10 ч.
2
Семена и условия прорастания семян Видоизменения
побегов и корней
Рост и развитие растений Размножение растений
Дыхание и испарение у растений. Значение воды для
растений
Лабораторная работа
№1
«Строение побега.
Строение почек
вегетативных и
генеративных»
Лабораторная работа
№2
Строение цветка. Строение
соцветий
2
2
Условия жизни растений на Земле
2. Многообразие растений 20 ч.
Водоросли, их многообразие и значение
4
Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны
(2 разворота)
Экскурсия
«Что изучает биология»
4
Лабораторная работа
№5
«Одноклеточные и
многоклеточные
водоросли»
Лабораторная
работа № 6
Изучение внешнего вида
хвойных растений
Семенные растения
Многообразие цветковых растений Семейства
4
цветковых растений (2 разворота) Дикорастущие
растения, их роль в природе и жизни человека
Культурные растения, их происхождение и значение
3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ 8 ч.
Многообразие бактерий и их роль в природном
4
Лабораторная
сообществе
работа № 7
Изучение строения
лишайника.
Экскурсия
«Растения, грибы и
лишайники леса»
Грибы, их строение и жизнедеятельность Многообразие
4
Лабораторная
грибов и их значение
работа № 8
Изучение внешнего
строения плесневого гриба
Лишайники, их строение и значение в природе и жизни
мукор
человека
4. Где и как живут организмы 8 ч.
Жизнь организмов в сообществе
4
Экскурсия
«Лес как природное
сообщество»
Взаимосвязи организмов в природном сообществе
4
Смена природного сообщества
Многообразие природных сообществ
Охрана природных сообществ
5.Создание проекта 14 ч.
15
16
17
Подготовка проекта
Подготовка проекта
Защита проекта
№
18
19
20
21
22
Изучаемая тема
4
8
2
Количество
Экскурсии и лабораторные
работы
Занятий
6.Зоология — часть биологии 8 ч.
Наука о животном мире — зоология. Краткая
4
история зоологии.
Методы биологических исследований в зоологии.
Среды жизни и места обитания животных.
4
Экологические факторы в жизни животных.
Животные — важные компоненты биогеоценозов
(экосистем) и круговорота веществ в них. Основные
систематические группы: царство, подцарство, тип,
класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.
7.Строение животного организма 10ч
Клетка.
2
Органы и системы органов животного организма.
Покровы тела животных (от однослойного эпителия
к коже) с ее роговыми и костными образованиями.
Значение кожи.
Дыхательная система
2
Лабораторная работа № 1.
Распознавание тканей и
органов у животных.
2
Пищеварительная система
23
Выделительная система
Кровеносная система
2
24
Нервная система
Половая система
2
25
26
27
Рост и развитие животных. Типы индивидуального
развития (онтогенеза) у многоклеточных животных:
без превращения и с превращением (полным и
неполным).
8.Подцарство Одноклеточные животные 4ч.
Характеристика
простейших.
Многообразие
2
Лабораторная работа № 2.
простейших.
Места
обитания
простейших.
Наблюдение за живыми
Особенности строения, питания и размножения.
инфузориями и изучение
Корненожки (амеба), жгутиковые (эвглена) и
фиксированных простейших.
инфузории (парамеция).
Биологическое значение простейших в истории
2
развития животного мира. Роль простейших
в природе Значение простейших для человека и
животных. Болезнетворные простейшие,
вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз.
9.Многоклеточные животные 68 ч.
Подцарство Многоклеточные животные, их
2
деление на две группы: не имеющие позвоночника
(или беспозвоночные) и имеющие хорду (или
хордовые и позвоночные).
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Тип Кишечнополостные Общая характеристика
типа. Пресноводная гидра: строение, питание и
размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов
в природе и для человека.
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа.
Планария, ее строение, питание и размножение.
Ленточные черви. Болезни человека и животных,
вызванные плоскими червями (цепни свиной и
бычий, лентец широкий, эхинококк, печеночный
сосальщик). Профилактика заболевания.
Тип Круглые черви. Общая характеристика типа.
Нематоды — паразиты животных и растений.
Аскарида и острица — паразиты человека и их
циклы развития в организме человека.
Профилактика заболевания.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа.
Дождевой червь, его строение, питание и
размножение. Пиявка медицинская. Значение
дождевых червей и пиявок в природе и для человека.
Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Классы
типа: брюхоногие, двустворчатые, головоногие.
Многообразие брюхоногих моллюсков (виноградная
улитка, слизень, прудовик, живородка, ахатина).
Значение брюхоногих моллюсков в природе: участие
в круговороте веществ, в передаче паразитических
червей в качестве промежуточного хозяина.
Тип Членистоногие. Общая характеристика типа:
общий план строения, питания и размножения.
Деление на классы.
Класс Ракообразные. Речной рак: строение,
питание и размножение. Многообразие
ракообразных: крабы, креветки, дафнии, щитни.
Значение в природе и для человека.
Класс
Насекомые. Общая характеристика класса.
Многообразие и значение в природе и для человека.
Внешнее строение жука, бабочки и пчелы. Забота
о потомстве у насекомых. Понятие инстинкта.
Общественные насекомые: пчелы, шмели, термиты,
муравьи.
Класс Паукообразные. Общая характеристика
класса. Паук-крестовик. Паутина, ее роль в жизни
пауков. Пауки-охотники. Ядовитые пауки. Клещи
как переносчики инфекционных заболеваний. Меры
профилактики и защиты от нападения клещей.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса.
Многообразие и значение в природе и для человека.
Внешнее строение жука, бабочки и пчелы. Забота
о потомстве у насекомых. Понятие инстинкта.
Общественные насекомые: пчелы, шмели, термиты,
муравьи.
Тип хордовые Характеристика хордовых и деление
их на бесчерепных и черепных, или позвоночных,
животных. Регулирование численности в природе и
в антропогенных ландшафтах. Промысел и
разведение пушных промысловых зверей.
Класс Земноводные, или Амфибии. Общая
характеристика класса. Многообразие земноводных:
лягушки, жабы, тритоны. Древние амфибии и их
биологическое значение в животном мире..
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая
характеристика класса. Общая характеристика
2
2
2
Лабораторная работа № 3.
Изучение внешнего вида и
поведения дождевого червя.
2
2
2
2
Лабораторная работа № 3.
Изучение строения тела
мухи
2
Лабораторная работа № 4.
Изучение внешнего вида и
поведения аквариумных
моллюсков.
2
2
38
Многобразие Пресмыкающихся крокодилы,
черепахи, змеи, ящерицы. Древние рептилии:
динозавр, ихтиозавр, диплодок.
2
39
Надкласс Рыбы, их строение, размножение,
поведение. Миграция рыб. Многообразие и значение
рыб (акула, скат, целакант, тунец, удильщик, игла,
гуппи, щука, сом, карась). Промысловые рыбы:
сельдь, лосось, осетр, угорь, карп. Воспроизводство
и охрана рыбных ресурсов. Рыборазведение.
и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика
класса.
Многообразие птиц: экологические
группы птиц — лесные, околоводные, открытых
мест и городских ландшафтов. Домашние птицы:
куры, утки, гуси, перепела. Банкивская курочка —
предок домашних кур родом из Индии. Разведение
перепелов и страусов. Декоративные домашние
птицы.
Класс Млекопитающие, или Звери. Общая
характеристика млекопитающих: строение, питание,
дыхание и размножение. Волосяной покров. Типы
кожных желез.
Усложнение строения внутренних систем
органов: пищеварительной, кровеносной,
выделительной, нервной и органов чувств.
Размножение и развитие. Забота о потомстве.
Годовой жизненный цикл и сезонные явления
в жизни зверей.
5. Развитие животного
Историческое развитие
животного мира и его этапы. Понятие об эволюции.
Доказательства эволюции животных. Разнообразие
животных как результат эволюции живой природы.
Современный мир животных — результат
длительного исторического развития на Земле.
Биоразнообразие материков. Разнообразие
животных Евразии, Африки, Австралии, Северной и
Южной Америки.
Создание индивидуального проекта
2
Лабораторная работа № 5.
Строение тела и скелета
рыбы.
2
Лабораторная работа № 6.
Строение перьев птиц.
2
Экскурсия. Домашние
млекопитающие:
многообразие, содержание,
уход и выращивание
потомства. (Экскурсия
в животноводческое
хозяйство.)
2
Экскурсия. Животный мир
весной (на примере леса,
парка или водоема мира на
Земле
Экскурсия. Многообразие
диких животных своего
края. (Экскурсия
в зоопарк.)
Защита индивидуального проекта
4
Создание группового проекта
8
Защита проекта
Грибы.общая характеристика
Плесневы грибы
2
2
2
58
59
60
62
Ядовитые и съедобные грибы
Роль грибов в природе и жизни человека
Лишайники = комплексные организмы
Лишайники как индикаторы чистоты воздуха
2
2
2
2
6468
Итоговая работа. Экскурия в Курьинский лесхоз
10
Итого:
144
40
41
42
43
4448
4950
5154
55
56
57
2
8
Лабораторная работа
«Изучение строения
плесневых грибов»
Практическая работа
«Определение чистоты
воздуха методом
лихеноиндикации»