«Развитие профориентационной деятельности и инновационного технического творчества в образовательном пространстве городского округа Сухой Лог на период 2016-2019 гг.»

23.12.2018


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ТЕХНОЛАБ: ОТКРЫТАЯ МАСТЕРСКАЯ"

«Развитие профориентационной деятельности и инновационного технического творчества в образовательном пространстве городского округа Сухой Лог на период 2016-2019 гг.»

   Данный проект разработан в соответствии с государственной программой Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020», утвержденной Правительством от 21.10.2013 № 1262-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020» и Планом реализации мероприятий подпрограммы 8 «Реализация комплексной программы «Уральская инженерная школа» государственной программы в 2016 году, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования свердловской области от 11.02.2016 № 48-Д.

    Сущность проекта заключается в разработке и внедрении инновационных образовательных технологий по реализации дополнительных общеобразовательных программ по профориентационной деятельности и техническому творчеству, как одно из средств развития творческих способностей талантливых детей, приобретению ими практических умений, выбору профессии и адаптации в социуме.

Актуальность профориентационной деятельности и технического творчества определяется следующими аспектами:

- Постоянно возрастающими требованиями к инновационной составляющей современного техникоехнологического развития ведущих стран мира и возрастающими требованиями к профессиональнойподготовке и готовности к новациям.

Важностью международного контекста развития научно-технического творчества детей и молодежи вобщей логике Европейской образовательной хартии, к которой три года назад присоединилась Россия.Болонский процесс, заложил основы общего европейского образовательного процесса, в числе приоритетов которого не только соответствующие образовательные стандарты, но и развитие научноехнического творчества учащейся молодежи.

- На данный момент в промышленном секторе Свердловской области имеется дефицит квалифицированных инженерных кадров по ряду специальностей. Наиболее остро работодатели испытывают потребность в работниках следующих специальностей: инженер металлообработки, инженер промышленной электроники, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-сварщик, наладчик станков с числовым программным управлением, химик-технолог, инженер-лаборант. Существует острая нехватка подготовленных специалистов в области разработки и проектирования металлургических процессов.

- Проблема усугубляется сформировавшимся разрывом между квалификационными требованиями работодателей и образовательными стандартами, возросла диспропорция между спросом и предложением квалифицированных инженерных кадров на рынке труда.

- Необходим комплекс мероприятий по повышению мотивации учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей и повышению качества подготовки специалистов непосредственно в системе среднего профессионального и высшего образования.

На сегодняшний день одной из острейших кадровых проблем является подготовка специалистовтехнической направленности по работе с техникой, оборудованием и станкамикак в армии, так и внародном хозяйстве России. Не случайно точто в последнее время об этой проблеме заговорили первые люди нашего государства. Чрезвычайно важную роль в подготовке специалистов техническойнаправленности играет предпрофильная подготовка подрастающего поколения, которая должнаосуществляться в центрах технического творчества и на станциях юных техников каждого районного центра Российской Федерации.

Городской округ Сухой Лог расположен на юге Свердловской области и входит в Южный управленческий округ. Население – менее 50,0 тыс. человек, численность экономически активного населения – 21,5 тыс.человек.

В городском округе Сухой Лог хорошо развито как промышленное, так и агропромышленное производство, торговля и бытовое обслуживание, транспорт, связь, социальная сфера и коммунальная инфраструктура.

Ведущими (градообразующими) предприятиями городского округа Сухой Лог являются:

• ОАО «Сухоложскцемент»;

• ОАО «Сухоложский огнеупорный завод»;

• ООО «Сухоложский староцементный завод»;

• ЗАО «Народное предприятие «Знамя»;

• ООО «Форес»;

• ОАО «Сухоложский литейно-механический завод»;

• ООО «Сухоложский крановый завод».

   Действующие предприятия постоянно требуют обеспеченности инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающими современным квалификационным требованиям. Особую роль в связи с этим в системе образования городского округа Сухой лог будет играть развитие детско-юношеского технического творчества.

   Процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. Усвоение основ технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства.

   Развитие системы технического творчества детей и молодежи, адаптированной к современному уровню развития науки, техники и технологий, учитывающей приоритеты социально-экономической политики Свердловской области и рассчитанной на все социально-возрастные категории детей и молодежи является одной из приоритетных задач системы регионального образования.

   Разработанная по инициативе Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева комплексная программа "Уральская инженерная школа" предусматривает расширение профильной подготовки специалистов, участие промышленных предприятий в учебном процессе, сочетание лекционных занятий с самостоятельными проектными работами учащихся, а также создание особой инженерной среды, нацеленной на вовлечение в промышленность учащихся школ.

Реализуя проект, планируем достижение следующих результатов:

  • Развитие и расширение спектра дополнительных образовательных услуг технического направленности за счет объединений начального технического  моделирования и конструирования, технического макетирования, токарной обработки конструкционных материалов, которые повысят интерес учащихся к конструированию устройств и приборов.
  • Участие предприятий города в реализации программ дополнительного образования технической направленности.
  • Сетевое взаимодействие по вопросам профориентации учащихся.
  • Обзорные профориентационные экскурсии для учащихся, где они узнают о квалификации рабочих, о требованиях к специалистам, о необходимом образовании и уровне подготовки.
  • Техническое сопровождение предприятиями города Центра дополнительного образования по реализации программ дополнительного образования технической направленности.

Сведения о проекте

Цель проекта: создание комплекса социальных и управленческих условий для развития профориентационной деятельности и инновационного технического творчества детей городского округа Сухой Лог в интересах  личностного и психического развития детей, их социальной адаптации и жизненного самоопределения в условиях дополнительного образования.

Основными задачами реализации проекта являются:

  1. открыть объединения (группы) для детей по профориентационной деятельности и техническому моделированию и конструированию из дерева и металла;
  2. открыть мастерские для практической работы на станках по обработке дерева, пластика и металла;
  3. выявить и развить творческие способности детей средствами технического творчества и моделирования; способствовать адаптации в социуме;
  4. обеспечить кадровое и техническое оснащение новых объединений научно-технической направленности для детей городского округа Сухой Лог на базе МАУДО ЦДО в соответствии с социальным заказом;
  5. сформировать у учащихся представление об инженерно-технической деятельности;
  6. разработать систему образовательных мероприятий по выявлению и педагогической поддержке технически одаренных учащихся;
  7. создать условия для участия в соревнованиях разного уровня;
  8. сформировать у учащихся специальные знания в области технического конструирования и моделирования из различных материалов с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;
  9. привлечь дополнительные финансовые ресурсы для развития технического творчества и профориентационной деятельности;
  10. организовать курсовую переподготовку специалистов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности и привлечь к работе дополнительные кадры для технической направленности;
  11. сформировать учебно-методическую базу по развитию профориентационной деятельности и техническому творчеству;
  12. разработать методическое сопровождение профориентационной работы и инновационного технического творчества;
  13. обеспечить контроль качества и соответствия установленным нормативами.

Содержание проекта

   Проект призван поддержать инициативу в области создания системы дополнительного образования «Технолаб: открытая мастерская», в целях формирования современной среды для подготовки высокопрофессиональных кадров для промышленности, и направлен на дальнейшее широкое внедрение инновационных образовательных технологий в области технического творчества в городском округе Сухой Лог, определяет основные направления, первоочередные меры и специфику развития профориентационной работы в образовательном пространстве городского округа Сухой Лог.

   Проект предусматривает разработку методических подходов преподавания технического творчества для учащихся муниципальных образовательных учреждений городского округа, организацию и проведение обучающих научно-практических семинаров, мастер-классов для педагогов  Сухого Лога по использованию современного технического оборудования в образовательном процессе, организацию и проведение конкурсов, фестивалей по техническому творчеству, информационно – методическую поддержку педагогов, использующих современное оборудование и инновационные образовательные технологии по техническому творчеству.

   Дополнительные общеобразовательные программы работы данных объединений будут направлены на то, чтобы учащиеся проходили творческий путь от «идеи» до ее «реализации». Они будут иметь  возможность облачить свою творческую интуицию в идею, эффективно организовать сборочный узел, выяснить, почему с первого раза никогда ничего не работает, и сколько времени уходит на тестирование и доработку проекта; затем успешно выполнить модернизацию и произвести улучшения. И как итог – приобрести базовые знания основ механики и конструирования, автоматического управления, технологии изготовления, программирования и многих востребованных на рынке труда компетенций.

   Проект направлен на внедрение и распространение лучших практик по профориентации талантливой молодежи на инженерно-конструкторские специальности, привития интереса к технике, программированию, высоким технологиям в таких областях как проектирование.

Профориентационная деятельность реализуется посредством:

  • Приведения образовательных интересов учащихся в соответствие с потребностями местного рынка труда.
  • Формирование первичных трудовых навыков и умений, обеспечение профориентационной направленности занятий в объединениях.
  • Использование материально-технической базы и учебно-методического сопровождения для формирования позитивного отношения к рабочим профессиям, инженерным специальностям.
  • Индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции, организация открытых занятий.
  • Посещение производственных предприятий, экскурсии.
  • Оформление информационных стендов по профориентационной работе.

Особенностями нашего проекта являются:

  • Новизна идеи (экспериментальная база для знакомства с инновационным техническим творчеством и профориентационной работы).
  • Общественная значимость (повышение статуса учреждения в округе).
  • Комфортная материально-техническая и психолого-педагогическая среда для участников.
  • Совместное планирование и организация деятельности педагогов, учащихся и их родителей (и (или) их законных представителей) как равноправных партнеров в достижении целей обучения, воспитания и развития.
  • Доступность для всех учащихся (бесплатное дополнительное образование).
  • Реализация качественных услуг за счет улучшения материально-технической базы, повышения квалификации участников проекта, создание системы развития учебно-методической базы с привлечением современных форм и методов обучения.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической направленности, реализуемые в рамках проекта

Название программыХочу такой сайт

Срок реализации

Возраст

Количество обучающихся

Язык обучения

1

Роботоконструирование

1 год

6-7

92

русский

2

Основы робототехники

2 года

8-9

45

русский

3

Робототехника

2 года

12-18

87

русский

4

Техническое моделирование

2 года

12-18

34

русский

5

Художественная обработка ткани

2 года

12-18

30

русский

Итого: 5

Всего: 288

Просмотров всего: , сегодня:

Событийная модель реализации проекта «Технолаб.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 27.01.2020

Дата обновления: 27.01.2020

Дата публикации: 23.12.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».