Рабочая программа воспитания на 2024-2025 учебный год

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
(МАУДО ЦДО)

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МАУДО ЦДО
от «_24__» июля 2024 г. № __84__
Протокол педагогического совета
от «_27__» мая 2024 г. № __5__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

город Сухой Лог
2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая Программа воспитания МАУДО Центр дополнительного образования на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии
с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 - 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400).Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл
предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы».
Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых
основано общество.
Назначение Программы воспитания — решение проблем гармоничного вхождения, обучающихся в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом педагогические работники реализуют
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым делают МАУДО ЦДО воспитывающей организацией.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включаетв себя четыре основных раздела.
1. Раздел «Особенности организации воспитательного процесса в МАУДО ЦДО».
2. Раздел «Цель и задачи воспитания обучающихся».
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
К рабочей программе воспитания каждой прилагается календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год.
Рабочая программа воспитания является частью Образовательной программы МАУДО ЦДО на 2024-2025 учебный год.
Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год является приложением к
рабочим программ педагогов дополнительного образования технической, естественнонаучной, социально-гуманитарной и художественной
направленностей. Воспитательный потенциал реализуется через участие педагогических работников, обучающимися и их родителей
(законных представителей) в воспитательных мероприятиях: социальные проекты (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), акции, концерты, единые информационные часы, праздники, фестивали, тематические дни, приуроченные к
памятным датам, экскурсии, пешие прогулки.

Раздел 1. Особенности организации воспитательного процесса в МАУДО ЦДО
Ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной системе образовательного учреждения, определяющей
ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность. В дополнительном
образовании воспитание неразделимо с образовательным процессом. Единство учебно-воспитательного процесса определяется как
целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», проект Концепции развития дополнительного
образования до 2030 г. предусматривают включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей
воспитательного компонента, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности,
патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения.
Адресат программы: рабочая программа воспитания предназначена для всех групп обучающихся, преимущественно в возрасте 5-18
лет, а также их родителей (законных представителей).
Программа воспитания рассчитана на один учебный год.
Воспитательный процесс в МАУДО ЦДО основывается на специфике дополнительного образования:
− деятельность педагогов дополнительного образования строится на основе интеграции основного и дополнительного образования;
− дополнительное образование детей - институт взросления и развития функциональной грамотности, формирования метапредметных
компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся;
− особая образовательная среда как возможность для самореализации детей и раскрытия их талантов;
− возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные группы, исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду
творческой деятельности;
− участие в занятиях основываются на принципе добровольности;
− разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от направленности образовательных программ;
− осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;
− реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей (законных представителей);
− дополнительное образование позволяет реализовывать разнообразные программы, рассчитанные на разные категории детей
(творчески одаренные дети, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее- OB3) и другие.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи:
1.
Развивать систему мер выявления и поддержки одаренных и талантливых детей и подростков, в том числе проявивших выдающиеся
способности в определенной направленности.
2.
Развивать мышление детей и подростков, их интеллигентности, внутренней состоятельности и внешней культуры;

3.
Воспитывать чувство патриотизма, формировать у учащихся чувство верности Родине, упрочнять нормы уважения к людям труда;
4.
Развивать творческую и социальную активность учащихся посредством самообразования, участия в волонтёрских и фестивальных
движениях, акциях, конкурсах.
5.
Развивать социальное партнёрство по продвижению и развитию дополнительного образования на территории городского округа Сухой Лог.
6.
Обеспечить высокий уровень индивидуальной профилактической и воспитательной работы с подрастающим поколением, создавать
обстановку эмоционального комфорта и осознания личностной успешности;
Ожидаемые результаты:
1.
Атмосфера сотрудничества и успеха в процессе обучения и творческого развития личности ребенка;
2.
Поиск и применение новых форм сотрудничества с образовательными учреждениями и родителями (законными представителями);
3.
Повышение уровня проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий в нетрадиционных формах, с применением новых
информационных технологий, интерактивных технологий;
4.
Сформированные основы навыков здорового и безопасного образа жизни;
5.
Освоениеобучающимися социально значимых знаний и приобретении опыта социального взаимодействия, направленных на
формирование гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание
культуры межнационального общения;
6.
Формирование опыта самоопределения (личностного и профессионального) в разных сферах человеческой жизни посредством
участия в профессиональных пробах.
Ответственная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые
социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми
разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее
выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МАУДО ЦДО:
− гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
− патриотическое воспитание— воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
− духовно-нравственное воспитание— воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
− эстетическое воспитание— формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия— развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных

ситуациях;
− трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
− экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
− ценности научного познания— воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению
знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Модульный принцип построения программы воспитания отражает практику реализации цели и задач воспитания в соответствии с
направлениями воспитательной деятельности МАУДО ЦДО. Каждый модуль ориентирован на решение конкретной задачи воспитания,
соответствует одному из направлений воспитательной деятельности.
1. МОДУЛЬ «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ»

Учебное занятие отражает специфику и потенциал системы дополнительного образования, является структурным элементом,
своеобразным «кирпичиком», из совокупности которых складывается весь образовательный процесс в МАУДО ЦДО.
В занятии проецируется новое качество образования, его эффективность и результативность, программная и технологическая
обеспеченность. Занятие можно рассматривать как лабораторию, где происходит развитие личности ребенка, его социализация, где
совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога, где ребенок и педагог выступают равноправными субъектами
образовательного процесса. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для развития
познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации. Педагогам ориентируются на целевые приоритеты, связанные с
возрастными особенностями обучающихся.
Задача: использовать в воспитании обучающихся возможности занятия по дополнительным общеобразовательным программам как
источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству.
Виды, формы и содержание деятельности:
• демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
• подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;
• применение интерактивных форм работы, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы и взаимодействия с другими детьми;
• включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в объединении помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;

• включение проектных технологий, позволяющих обучающимся приобрести навык генерирования и оформления собственных идей,
навык самостоятельного решения проблемы, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения и т.д.;
• применение ролевого подхода к созданию организационной структуры детского творческого коллектива: организация выборов
«старосты», «президента», «руководителя» и т.д.; поддержка формирований различных функциональных мини-групп «младшие научные
сотрудники», «старшие студийцы», «юные исследователи» и т.д.;
• включение в образовательный процесс технологий самодиагностики, рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения
личностного отношения к различным явлениям и событиям.
Содержание деятельности:
• актуализация воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в процессе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (далее – Программа);
• организация игровых учебных пространств;
• обновление содержания совместной творческой деятельности педагога и обучающихся, разработка современного образовательного и
воспитательного контента;
• содействие в становлении детско-взрослых научных сообществ;
• проектирование дискуссионных образовательных пространств;
• проектирование игровых образовательных пространств;
• организация и педагогическая поддержка социально-значимой деятельности и профессиональных проб обучающихся;
• формирование и развитие сетевых (наука, бизнес, образование и т.д.) образовательных детско-взрослых сообществ;
• организация и педагогическая поддержка просветительской, исследовательской, поисковой, практико-ориентированной,
рефлексивной деятельности обучающихся, направленной на освоение социальных знаний, формирование позитивного отношения к
общественным ценностям, приобретения опыта социально значимых дел.
2. МОДУЛЬ «ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»

В МАУДО ЦДО деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и/или разновозрастных детских творческих
объединениях. Детские творческие объединения (коллективы): – традиционная форма объединений детей по интересам. Для них
приоритетны предметно- практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения одного учебного курса,
соответствующего требованиям, Программа.
Задачи функционирования детских творческих объединений:
•
использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным общеобразовательным программам как источник
поддержки и развития интереса к познанию и творчеству;
•
содействовать развитию и активной деятельности детских общественных объединений;
•
содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной
деятельности и социальных практиках;

•
поддерживать и развивать формы детской активности через развитие ученического самоуправления.
Виды, формы и содержание деятельности:
Содержание деятельности определяется приоритетными направлениями государственной образовательной политики, особенностями
региональной образовательной и культурной политики, интересами, памятными событиями, традициями, государственными и народными
праздниками, деятельностью учреждения дополнительного образования.
Возможны следующие формы воспитательной работы:
•
коллективные формы (зрелищные программы): ярмарки, праздники, фестивали, слеты, акции, шоу, флэшмобы, батлы;
•
групповые формы:
а) досуговые, развлекательные: тематические вечера;
6) игровые программы: конкурсы, квесты, театрализации, интеллектуальные игры;
в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические
программы, агитбригады;
•
индивидуальны формы: беседы, консультации, наставничество, адресное обслуживание (для людей с инвалидностью и OB3).
3. МОДУЛЬ «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»

Воспитательная среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в которых разворачивается воспитательный процесс и
с которыми вступают во взаимодействие включенные в него люди.
Структура воспитательной среды:
•
воспитательный компонент дополнительных общеобразовательных программ, учебно-методические разработки педагогов по
вопросам воспитания;
•
духовный или субъектный компонент - сложившиеся в Центре отношения, ценности, традиции, привлекательные для обучающихся,
педагогов, родителей (законных представителей);
•
предметно-материальный компонент МАУДО ЦДО.
Воспитательная среда ориентирована на запросы и интересы обучающихся, является средой личностного роста, душевного комфорта и
социальной защищенности для участников образовательного процесса.
Спецификой осуществления воспитательного процесса в Центре является создание особой воспитательной среды, которая задает
нравственные нормы и интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний личности и ее достижений; среды, в которой ребенок
учится уважительному и продуктивному взаимодействию с другими людьми, получает опыт социально-значимой коллективной творческой
деятельности.
Основой организации воспитательного процесса в Центре является совместная деятельность (социально-значимая, исследовательская,
досуговая и т.д.) педагогов и обучающихся, направленная на приобретение опыта решения жизненно важных проблем, коллективной
заботы, творческих поисков и улучшения окружающего мира. Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей
происходит через включение обучающихся в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для
использования получаемых знаний.
Задача: создавать воспитательное пространство возможностей для приобретения опыта социального взаимодействия и продуктивной
деятельности, личного самоопределения.

Виды, формы, содержание деятельности:
Виды и формы деятельности можно разделить на два больших блока.
1. Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по
ходу общей работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные творческие игры. Они
эмоционально и ценностно привлекательны для обучающихся и предоставляют возможность каждому внести свой личный вклад в общее
дело, позволяют приобретать разнообразный социальный опыт в различных видах деятельности. Все это создает творческую природу,
особую природу социального творчества, когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия.
2. Формы прямого открытого воспитательного воздействия — воспитательные мероприятия и воспитательные занятия, где педагог
целенаправленно формирует какое- либо общественно значимое нравственно обусловленное свойство личности или конкретное мнение
(например, проектная и исследовательская деятельность)
Воспитание в Центре строится как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с
социальной и природной средой и формирующая у них систему ценностных отношений. Процесс воспитания строится через коллективные
творческие дела, реализацию образовательных проектов.
В воспитательном процессе Центре большую роль играют традиции, сложившиеся в детских творческих объединениях и учреждениитрадиции чести и сплоченности коллектива; традиции, позволяющие продолжать и углублять освоение содержания Программ,
устанавливать, развивать, усложнять позитивные воспитательные отношения. Рождение и закрепление традиций, их поддержание
реализуется как во внешних формах (эмблема, форма,), так и в событийных (традиционные дела к определенным датам и событиям жизни
коллектива и учреждения.
4. МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

Система дополнительного образования согласно закону об образовании в Российской Федерации, является составляющей всей
системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства
образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как
основной партнер.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях
семьи и образовательного учреждения. Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных форм
взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка.
Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и родителей. Создание союза: педагог - дети родители - один из актуальных вопросов на сегодняшний день.
Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и МАУДО ЦДО для более эффективного достижения цели воспитания, оказать
методическую помощь в организации взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся в системе дополнительного
образования, повысить уровень коммуникативной компетентности родителей (законных представителей) в контексте семейного общения,
исходя из ответственности за детей и их социализацию.
Виды, формы и содержание деятельности.
Разработка стратегии взаимодействия Центром как учреждения дополнительного образования с родителями (законными
представителями) обучающихся направлена на создание оптимальных условий совершенствования культурно-образовательного
пространств.

Содержательным аспектом модуля является:
1. Создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение ее в соответствие с современными
достижениями науки и практики.
2. Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на основе преемственности.
3. Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая сближению процессов взаимодействия семьи и МАУДО
ЦДО.
4. Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы (поддержание партнерских связей и развитие
взаимодействия с другими социальными институтами).
В Центре используются различные виды и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся.
•
родительский комитет объединения, участвующие в решении вопросов воспитания и социализации их детей;
•
Дни открытых дверей, во время которых родители (законные представители) могут посещать занятия для получения представления о
ходе образовательного процесса в Центре;
•
организация на базе Центра семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и учреждения;
•
организация на базе Центра совместной познавательной, трудовой, культурно-досуговой деятельности, направленной на сплочение
семьи;
•
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
5. МОДУЛЬ «НАСТАВНИЧЕСТВО»

Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве наставника и наставляемого.
Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие
способы передачи (учебные пособия, система занятий, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение). Скорость и
продуктивность усвоения нового обусловлены непосредственной передачей живого опыта от человека к человеку, доверительными
партнерскими отношениями.
Задача: реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как основу взаимодействия людей разных поколений,
мотивировать к саморазвитию и самореализации на пользу людям.
Потенциал наставничества проявляется в:
•
улучшении показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности наставляемого;
•
подготовке обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействии
его профессиональному самоопределению;
•
раскрытии личностного, творческого и профессионального потенциала обучающегося, поддержке формирования и реализации его
индивидуальной образовательной траектории;
•
обучении наставляемого эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;
•
формировании у наставляемого способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной,
социокультурной и других сферах.
Виды, формы и содержание деятельности

Модель наставничества предусматривает - независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и наставник. В роли
наставника могут выступать: педагоги и иные должностные лица Центра, родители обучающихся (родитель не может быть наставником для
своего ребенка), сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых
форм собственности, студенты, выпускники, обучающиеся Центра.
Для организации наставничества необходимо:
•
сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых.
Основные критерии: профиль наставника должен соответствовать запросам наставляемого, а у наставнической пары/группы должен
сложиться взаимный интерес и симпатия, так как наставничество — это в первую очередь основанные на доверии, уважительные и
эмоционально окрашенные отношения;
• создать условия для установления гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были
максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон;
• сформулировать цели на ближайший период работы.
Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить в рамках:
• участия в совместных конкурсах и проектных работах;
• участия в конкурсах и олимпиадах;
• совместных походов на спортивные и культурные мероприятия;
• создания продукта;
• выездных мероприятий;
• экскурсий в место обучения, место работы наставника;
• совместного участия в занятиях с целью определения образовательной траектории наставляемого и др.
6.МОДУЛЬ «ПРОФИЛАКТИКА»

Дополнительное образование детей по своей сути обладает социально-педагогическими особенностями, значимыми для профилактики
отклоняющегося поведения детей и подростков, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, информационной безопасности
и др.
Профилактическая работа — это один из значимых пунктов работы каждого педагога дополнительного образования в рамках
воспитательной деятельности, каждый педагог дополнительного образования проводит профилактическую работу в своих детских
творческих объединениях.
Задача - формирование у детей и подростков нравственных ценностей, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию,
интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию, позитивную социализацию,
противодействие возможному негативному влиянию среды.
Виды, формы и содержание деятельности:
В целях профилактики Центр:
•
способствует участию обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, тем самым создавая ситуацию успеха,
возможность самоутвердиться, повысить личностную самооценку;

•
разрабатывает планы совместной деятельности с частями МЧС России, отделали МВД России. Создает и поддерживает деятельность
детского движения «ЮИД».
Содержание деятельности
•
беседы на темы, включенные общее содержание программы о здоровом образе жизни: гигиена, гигиена умственного труда, здоровое
питание, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма, гигиенические аспекты
полового воспитания, вредных привычек, нравственного здоровья и др.; изучение основ пожарной, дорожной, информационной
безопасности; правового просвещения;
•
организация различных мероприятий, направленных на решение задач профилактической работы.
7.

МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ»

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов,
обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
− оформление внешнего вида кабинетов, рекреации третьего этажа государственной символикой Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);
− изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических,
интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
− оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной,
привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания,
фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
− подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга.
8.

МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Цель:содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе индивидуальных проб в
совместной деятельности и социальных практиках.
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы МАУДО ЦДО предусматривает:
−
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего;
−
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора
профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
−
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
−
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней
открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
−
организацию на базе летнего/весеннего/осеннего лагеря при МАУДО ЦДО профориентационных смен с участием экспертов в
области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать

свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
−
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, по интересующим
профессиям и направлениям профессионального образования.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
−
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и
интеграции в общеобразовательной организации;
−
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных
отношений;
−
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
−
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и
физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и
их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельностиобучающихся с особыми образовательными
потребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:
−
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
−
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися, получившими и не получившими награды);
−
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы
поощрения).

Раздел4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
−
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
−
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных
показателей, таких как сохранение уклада МАУДО ЦДО, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
−
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,
социальными партнёрами);
−
распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что
личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует
наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом
объединении.
Анализ проводится педагогом дополнительного образования вместе с заместителем директора по воспитательной работе с
последующим обсуждением на педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является
педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые
проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и
педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются
вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):

−
−
−
−
−
−
−
−

реализации воспитательного потенциала деятельности на занятии;
организуемой внеучебной деятельности обучающихся;
проводимых общих мероприятий помимо образовательной деятельности;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому
коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного
года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом МАУДО ЦДО.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п

Ребенок

Субъекты образовательного процесса
Педагогические сотрудники

Родитель (законный
представитель)
Модуль «Учебное занятие»
1.
Согласно реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом воспитательного аспекта мероприятия
Модуль «Детское объединение»
2. Творческие мастерские, мастер-классы
3. Реализация проектной деятельности в объединении, согласно утвержденному плану
4. Участие в Дне открытых
Подготовка и проведение Дня
Участие в Дне открытых дверей
дверей. День знаний.
открытых дверей
5. Подготовка и проведение:Международного дня пожилых людей. Дня учителя. Третье воскресенье
октября: День отца (акция «С папой крепко я дружу»).
6. Подготовка и проведение
Мотивация обучающихся на
Содействие в подготовке
выставки декоративноучастие в выставке
выставки
прикладного искусства (с
участием ООО «Резерв
Школьное питание»)
«Кладовая витаминов»
7. Подготовка работ
Мотивация обучающихся на
Содействие в подготовке и
декоративно-прикладного
участие в конкурсе творческих
участии в конкурсе
искусства к участию в I туре
работ «Мы все можем»
областного фестиваля
творчества детей с
ограниченными
возможностями здоровья «Мы
все можем»
8. Проведение праздников, посвященных Дню матери «Кто на свете всех милее?»
9. Творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Театр талантов
Александра Новикова» в г. Екатеринбург
10. Муниципальный песенный конкурс «Зимние узоры»
11. Подготовка и проведение новогодних программ в детских объединениях «В поисках Нового года»

Месяц

Примерная дата
проведения

В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
Сентябрь
14.09.
Октябрь

01.10. – 31.10.
19.10-24.10

Ноябрь

02.11 – 14.11

25.11. – 27.11.
Ноябрь-декабрь
Декабрь

16.12.-20.12.
21.12.-30.12.

12. Международный творческий фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг
навстречу» в г. Санкт - Петербург
13. Подготовка к участию в муниципальных, областных, федеральных конкурсах, акциях, согласно
Положениям
14. Интерактивная развлекательная игра, посвященная «Всемирному дню Спасибо»
15. Организация и проведение
Мотивация родителей (законных
Участие в конкурсе «Папы для
конкурса «Папы для нас очень представителей) на участие в
нас очень важны, папы наши
важны, папы нам наши очень
конкурсе и помощь в проведении нам очень нужны!»
нужны!»
16. Создание выпуска газеты
Участие в создании газеты
Просмотр творческой работы
«Слава армии и флоту»,
посвященной празднованию
23 февраля
17. Акция «Подари книгу», в рамках всероссийской акции «Дарите книги с любовью» для обучающихся
Центра
18. Организация и проведение
Подготовка и проведение
Привлечение родителей
игровой программы «Для
конкурса «А у нас девчонки –
(законных представителей) к
девчонок озорных, милых,
класс»
участию в конкурсе.
добрых, дорогих!»
19. Участие в муниципальных и
Подготовка и мотивированное
Привлечение родителей
областных конкурсах согласно участие
(законных представителей) к
положениям.
участию в конкурсе.
20. Областной конкурс вокального и хореографического искусства «Кристальное сердце»
21. Презентация результатов объединений Центра на площадке
Приглашение родителей
«Играя-обучаем» с применением игровых, нетрадиционных форм
(законных представителей)
и инновационных технологий
22. «Путь в Космос», цикл тематических мероприятий и бесед в объединениях
23. Патриотическая акция «Далёкому мужеству верность храня…»
24. «Мы зажигаем звезды» - торжественные церемонии в объединениях, посвященные окончанию
учебного года (вручение сертификатов, дипломов, благодарностей)
Модуль «Воспитательная среда»
25. Патриотическое воспитание.
Проведение интерактивной
Содействие в подготовке к
Интерактивная викторина в
информационно-познавательной
викторине
объединениях на тему: «4
викторины по формированию и
ноября – День народного
воспитанию гражданской

Декабрь-январь
Январь

в течение месяца

Февраль

20.01.
08.02-20.02.

в течение месяца

08.02.-14.02.
Март

01.03. – 10.03.

в течение месяца

Апрель

25.03.
последняя неделя
месяца

Май

в течение месяца
01.05. – 10.05.
26.05. – 30.05.

Ноябрь

02.11.-05.11.

единства»
26. Беседы с обучающимися

ответственности, достоинства,
уважения к истории и культуре
своей страны.
Проведение профилактических
Беседы с родителями
встреч, бесед, показ видеороликов (законными представителями)
по безопасному поведению

33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

08.11 – 30.11.
08.11. – 21.11.
23.11. – 30.11.
29.11.

27. Беседы о важности
сохранения
психосоматического здоровья
и ведения здорового образа
жизни, приуроченные к
международному дню отказа
от курения
28.
29.
30.
31.
32.

Оказание методической помощи
Челлендж для участия семьей
педагогам в подготовке и
«Здоровая семья»
проведении мероприятий,
направленных на сохранение
психосоматического здоровья и
ведения здорового образа жизни,
приуроченных к международному
дню отказа от курения
Проведение Дней милосердия в городском округе Сухой Лог «10 000 добрых дел»
Мероприятия, посвященные Международному Дню борьбы с коррупцией
День Конституции Российской Федерации – цикл тематических бесед
Патриотическая акция, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда, просмотр видеофильма
Встреча с приглашением
Военно-патриотическое
Привлечение родителей
ветеранов ОО «Клуб моряков воспитание.
(законных представителей)
Сухоложья»
Оказание необходимого вида
учащихся на встречи с
помощи
ветеранами
Участие в выставке
Мотивация и помощь в участии
Просмотр творческих работ
творческих работ «Герои
выставке «Герои среди нас»
учащихся
среди нас»
Муниципальный конкурс патриотической песни
Профилактика девиантного поведения обучающихся. Проведение профилактических бесед с
приглашением сотрудников ОДН отдела ОМВД
Подготовка программы летнего отдыха детей в Центре
Подготовка к летней оздоровительной кампании 2025 года
Подведение итогов воспитательной работы за 2025-2026 учебный год
Муниципальный конкурс патриотической песни ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам»
Муниципальный конкурс военно-патриотической песни «Пою тебе, моя Россия»

Ноябрь

Декабрь
Январь

02.12.-25.12.
09.12
12.12
27.01.
в течение месяца

Февраль
в течение месяца

Март апрель
Май

21.02.
29.03.-03.04.
в течение месяца

09.05.
согласно
Положению

Модуль «Работа с родителями»
1.Набор детей в объединения
Подача заявки через платформу
2. Консультации по правилам
Навигатор на обучение в
приема учащихся в объединения объединениях ЦДО
Центра
3. Комплектование групп
Подготовка и проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей (законных
представителей) и обучающихся Центра
Анкетирование «Уровень
Анализ анкет в объединениях.
Доведение результатов на
удовлетворенности качеством Коррекция учебно-тематических
родительских собраниях
предоставляемых
планов.
«Подводя итоги I полугодия»
образовательных услуг»
Организационные и тематические родительские собрания в объединениях
Отчетные мероприятия, персональные выставки в объединениях
Модуль «Наставничество»
Организация программы деятельности по наставничеству (индивидуальные планы развития
наставляемых под руководством наставника с учетом выбранной ролевой модели).
Знакомство с нормативными документами по организации образовательного процесса
Оказание помощи в овладении методами преподавания и воспитания
Посещение открытых занятий, мероприятий педагогов
Тематические мастер-классы «Школа педагогического мастерства»
Тренинг «Мои достижения и трудности»
Модуль «Профилактика»
Профилактика противопожарной безопасности. Беседыс обучающимися согласно темам
Комплексного плана
Профилактика безопасности дорожного движения. Мероприятие «Детство БезОпасности»
Пропаганда здорового образа жизни и применения здоровьесберегающих технологий в
образовательном процессе (Конкурс рисунков, челлендж в социальных сетях)
Профилактика противопожарной безопасности. Распространение материалов (памяток, буклетов, газет).
Экскурсия в пожарную часть.
Профилактика безопасности дорожного движения. Акция «Внимание, каникулы»
Профилактика экстремизма и девиантного поведения в детско-подростковой среде. День правовой
помощи.

41. Запись в объединениячерез
платформу Навигатор

42.
43.

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Май Август

15.05. – 31.08.

Октябрь

в течение месяца

Декабрь

21.12 – 26.12

В течение учебного года
Апрель-май
В течение учебного года
Сентябрь-октябрь
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
Май
Октябрь

в течение месяца
в течение месяца
в течение месяца
в течение месяца

Декабрь

в течение месяца
в течение месяца

58. Профилактика девиантного поведения и экстремизма среди обучающихся. Проведение
профилактических бесед с приглашением сотрудников ОДН отдела ОМВД

в течение месяца

59. Профилактика безопасности дорожного движения. Проведение профилактических мероприятий в
рамках операции «Внимание,дети!», «Рождественские каникулы», «Горка»
60. Профилактика противопожарной безопасности. «Готовность 01» (игра-викторина).Показ видеофильмов
по противопожарной тематике.
61. Профилактика безопасности дорожного движения. «Внимание – дети!», «Пешеход – на переход».
62. Профилактика противопожарной безопасности.Неделя пожарной безопасности. День защиты детей.
63. Профилактика безопасности дорожного движения. «Безопасное колесо»
64. Профилактика здорового образа жизни. День здоровья.
65. Профилактика экстремизма в детско-подростковой среде. Беседа с родителями (законными
представителями): Неформальные молодёжные объединения в городском округе Сухой Лог
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
66. Оформление интерьера помещений (коридоры, актовый зал, кабинеты) и их периодическая
переориентация
67. Событийный дизайн праздников, творческих проектов, выставок, собраний
68. Оформление и систематическое обновление информационных стендов
69. Выставка творческих работ обучающихся
Модуль «Профориентация»
70. Информирование о всероссийских профориентационных проектах
71. Интерактивные беседы на тему профориентации
72. Организация и проведение цикла встреч с известными, успешными людьми редких, интересных
профессий «Классные встречи»
73. Реализация осенней и весенней профильных смен «ПРОФИ-смены» в лагере с дневным пребыванием
детей
74. Организация проведения практических занятий в объединениях Центра обучающимися психологопедагогических классов
75. Организация работы вожатых профильных отрядов в рамках летней оздоровительной кампании
лагеря «Солнечный» в МАУДО ЦДО

в течение месяца
в течение месяца
Март
Апрель

в течение месяца
в течение месяца
07.04
16.04

В течение учебного года

Май
В течение учебного года
В течение учебного года
Ноябрь, февраль, март
Октябрь-ноябрь
Март-апрель
1 раз в квартал
Июнь, июль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».