Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования (МАУДО ЦДО) УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАУДО ЦДО от «_24__» июля 2024 г. № __84__ Протокол педагогического совета от «_27__» мая 2024 г. № __5__ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД город Сухой Лог 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая Программа воспитания МАУДО Центр дополнительного образования на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 - 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400).Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество. Назначение Программы воспитания — решение проблем гармоничного вхождения, обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом педагогические работники реализуют воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым делают МАУДО ЦДО воспитывающей организацией. Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включаетв себя четыре основных раздела. 1. Раздел «Особенности организации воспитательного процесса в МАУДО ЦДО». 2. Раздел «Цель и задачи воспитания обучающихся». 3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности». 4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы». К рабочей программе воспитания каждой прилагается календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год. Рабочая программа воспитания является частью Образовательной программы МАУДО ЦДО на 2024-2025 учебный год. Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год является приложением к рабочим программ педагогов дополнительного образования технической, естественнонаучной, социально-гуманитарной и художественной направленностей. Воспитательный потенциал реализуется через участие педагогических работников, обучающимися и их родителей (законных представителей) в воспитательных мероприятиях: социальные проекты (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), акции, концерты, единые информационные часы, праздники, фестивали, тематические дни, приуроченные к памятным датам, экскурсии, пешие прогулки. Раздел 1. Особенности организации воспитательного процесса в МАУДО ЦДО Ведущая роль в решении задач воспитания принадлежит воспитательной системе образовательного учреждения, определяющей ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и результативность. В дополнительном образовании воспитание неразделимо с образовательным процессом. Единство учебно-воспитательного процесса определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», проект Концепции развития дополнительного образования до 2030 г. предусматривают включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного компонента, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения. Адресат программы: рабочая программа воспитания предназначена для всех групп обучающихся, преимущественно в возрасте 5-18 лет, а также их родителей (законных представителей). Программа воспитания рассчитана на один учебный год. Воспитательный процесс в МАУДО ЦДО основывается на специфике дополнительного образования: − деятельность педагогов дополнительного образования строится на основе интеграции основного и дополнительного образования; − дополнительное образование детей - институт взросления и развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся; − особая образовательная среда как возможность для самореализации детей и раскрытия их талантов; − возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные группы, исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой деятельности; − участие в занятиях основываются на принципе добровольности; − разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от направленности образовательных программ; − осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания; − реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей (законных представителей); − дополнительное образование позволяет реализовывать разнообразные программы, рассчитанные на разные категории детей (творчески одаренные дети, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее- OB3) и другие. Раздел 2. Цель и задачи воспитания обучающихся Цель: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи: 1. Развивать систему мер выявления и поддержки одаренных и талантливых детей и подростков, в том числе проявивших выдающиеся способности в определенной направленности. 2. Развивать мышление детей и подростков, их интеллигентности, внутренней состоятельности и внешней культуры; 3. Воспитывать чувство патриотизма, формировать у учащихся чувство верности Родине, упрочнять нормы уважения к людям труда; 4. Развивать творческую и социальную активность учащихся посредством самообразования, участия в волонтёрских и фестивальных движениях, акциях, конкурсах. 5. Развивать социальное партнёрство по продвижению и развитию дополнительного образования на территории городского округа Сухой Лог. 6. Обеспечить высокий уровень индивидуальной профилактической и воспитательной работы с подрастающим поколением, создавать обстановку эмоционального комфорта и осознания личностной успешности; Ожидаемые результаты: 1. Атмосфера сотрудничества и успеха в процессе обучения и творческого развития личности ребенка; 2. Поиск и применение новых форм сотрудничества с образовательными учреждениями и родителями (законными представителями); 3. Повышение уровня проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий в нетрадиционных формах, с применением новых информационных технологий, интерактивных технологий; 4. Сформированные основы навыков здорового и безопасного образа жизни; 5. Освоениеобучающимися социально значимых знаний и приобретении опыта социального взаимодействия, направленных на формирование гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения; 6. Формирование опыта самоопределения (личностного и профессионального) в разных сферах человеческой жизни посредством участия в профессиональных пробах. Ответственная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МАУДО ЦДО: − гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; − патриотическое воспитание— воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; − духовно-нравственное воспитание— воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; − эстетическое воспитание— формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; − физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия— развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; − трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; − экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; − ценности научного познания— воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности Модульный принцип построения программы воспитания отражает практику реализации цели и задач воспитания в соответствии с направлениями воспитательной деятельности МАУДО ЦДО. Каждый модуль ориентирован на решение конкретной задачи воспитания, соответствует одному из направлений воспитательной деятельности. 1. МОДУЛЬ «УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ» Учебное занятие отражает специфику и потенциал системы дополнительного образования, является структурным элементом, своеобразным «кирпичиком», из совокупности которых складывается весь образовательный процесс в МАУДО ЦДО. В занятии проецируется новое качество образования, его эффективность и результативность, программная и технологическая обеспеченность. Занятие можно рассматривать как лабораторию, где происходит развитие личности ребенка, его социализация, где совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога, где ребенок и педагог выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации. Педагогам ориентируются на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся. Задача: использовать в воспитании обучающихся возможности занятия по дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству. Виды, формы и содержание деятельности: • демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях; • применение интерактивных форм работы, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной работы и взаимодействия с другими детьми; • включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; • включение проектных технологий, позволяющих обучающимся приобрести навык генерирования и оформления собственных идей, навык самостоятельного решения проблемы, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения и т.д.; • применение ролевого подхода к созданию организационной структуры детского творческого коллектива: организация выборов «старосты», «президента», «руководителя» и т.д.; поддержка формирований различных функциональных мини-групп «младшие научные сотрудники», «старшие студийцы», «юные исследователи» и т.д.; • включение в образовательный процесс технологий самодиагностики, рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного отношения к различным явлениям и событиям. Содержание деятельности: • актуализация воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Программа); • организация игровых учебных пространств; • обновление содержания совместной творческой деятельности педагога и обучающихся, разработка современного образовательного и воспитательного контента; • содействие в становлении детско-взрослых научных сообществ; • проектирование дискуссионных образовательных пространств; • проектирование игровых образовательных пространств; • организация и педагогическая поддержка социально-значимой деятельности и профессиональных проб обучающихся; • формирование и развитие сетевых (наука, бизнес, образование и т.д.) образовательных детско-взрослых сообществ; • организация и педагогическая поддержка просветительской, исследовательской, поисковой, практико-ориентированной, рефлексивной деятельности обучающихся, направленной на освоение социальных знаний, формирование позитивного отношения к общественным ценностям, приобретения опыта социально значимых дел. 2. МОДУЛЬ «ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» В МАУДО ЦДО деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и/или разновозрастных детских творческих объединениях. Детские творческие объединения (коллективы): – традиционная форма объединений детей по интересам. Для них приоритетны предметно- практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения одного учебного курса, соответствующего требованиям, Программа. Задачи функционирования детских творческих объединений: • использовать в воспитании детей возможности занятий по дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству; • содействовать развитию и активной деятельности детских общественных объединений; • содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках; • поддерживать и развивать формы детской активности через развитие ученического самоуправления. Виды, формы и содержание деятельности: Содержание деятельности определяется приоритетными направлениями государственной образовательной политики, особенностями региональной образовательной и культурной политики, интересами, памятными событиями, традициями, государственными и народными праздниками, деятельностью учреждения дополнительного образования. Возможны следующие формы воспитательной работы: • коллективные формы (зрелищные программы): ярмарки, праздники, фестивали, слеты, акции, шоу, флэшмобы, батлы; • групповые формы: а) досуговые, развлекательные: тематические вечера; 6) игровые программы: конкурсы, квесты, театрализации, интеллектуальные игры; в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, агитбригады; • индивидуальны формы: беседы, консультации, наставничество, адресное обслуживание (для людей с инвалидностью и OB3). 3. МОДУЛЬ «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» Воспитательная среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в которых разворачивается воспитательный процесс и с которыми вступают во взаимодействие включенные в него люди. Структура воспитательной среды: • воспитательный компонент дополнительных общеобразовательных программ, учебно-методические разработки педагогов по вопросам воспитания; • духовный или субъектный компонент - сложившиеся в Центре отношения, ценности, традиции, привлекательные для обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей); • предметно-материальный компонент МАУДО ЦДО. Воспитательная среда ориентирована на запросы и интересы обучающихся, является средой личностного роста, душевного комфорта и социальной защищенности для участников образовательного процесса. Спецификой осуществления воспитательного процесса в Центре является создание особой воспитательной среды, которая задает нравственные нормы и интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний личности и ее достижений; среды, в которой ребенок учится уважительному и продуктивному взаимодействию с другими людьми, получает опыт социально-значимой коллективной творческой деятельности. Основой организации воспитательного процесса в Центре является совместная деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая и т.д.) педагогов и обучающихся, направленная на приобретение опыта решения жизненно важных проблем, коллективной заботы, творческих поисков и улучшения окружающего мира. Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей происходит через включение обучающихся в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний. Задача: создавать воспитательное пространство возможностей для приобретения опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности, личного самоопределения. Виды, формы, содержание деятельности: Виды и формы деятельности можно разделить на два больших блока. 1. Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу общей работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие праздники, коллективные творческие игры. Они эмоционально и ценностно привлекательны для обучающихся и предоставляют возможность каждому внести свой личный вклад в общее дело, позволяют приобретать разнообразный социальный опыт в различных видах деятельности. Все это создает творческую природу, особую природу социального творчества, когда дети и взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия. 2. Формы прямого открытого воспитательного воздействия — воспитательные мероприятия и воспитательные занятия, где педагог целенаправленно формирует какое- либо общественно значимое нравственно обусловленное свойство личности или конкретное мнение (например, проектная и исследовательская деятельность) Воспитание в Центре строится как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с социальной и природной средой и формирующая у них систему ценностных отношений. Процесс воспитания строится через коллективные творческие дела, реализацию образовательных проектов. В воспитательном процессе Центре большую роль играют традиции, сложившиеся в детских творческих объединениях и учреждениитрадиции чести и сплоченности коллектива; традиции, позволяющие продолжать и углублять освоение содержания Программ, устанавливать, развивать, усложнять позитивные воспитательные отношения. Рождение и закрепление традиций, их поддержание реализуется как во внешних формах (эмблема, форма,), так и в событийных (традиционные дела к определенным датам и событиям жизни коллектива и учреждения. 4. МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ» Система дополнительного образования согласно закону об образовании в Российской Федерации, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер. В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка. Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и родителей. Создание союза: педагог - дети родители - один из актуальных вопросов на сегодняшний день. Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и МАУДО ЦДО для более эффективного достижения цели воспитания, оказать методическую помощь в организации взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся в системе дополнительного образования, повысить уровень коммуникативной компетентности родителей (законных представителей) в контексте семейного общения, исходя из ответственности за детей и их социализацию. Виды, формы и содержание деятельности. Разработка стратегии взаимодействия Центром как учреждения дополнительного образования с родителями (законными представителями) обучающихся направлена на создание оптимальных условий совершенствования культурно-образовательного пространств. Содержательным аспектом модуля является: 1. Создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и практики. 2. Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на основе преемственности. 3. Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая сближению процессов взаимодействия семьи и МАУДО ЦДО. 4. Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы (поддержание партнерских связей и развитие взаимодействия с другими социальными институтами). В Центре используются различные виды и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся. • родительский комитет объединения, участвующие в решении вопросов воспитания и социализации их детей; • Дни открытых дверей, во время которых родители (законные представители) могут посещать занятия для получения представления о ходе образовательного процесса в Центре; • организация на базе Центра семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и учреждения; • организация на базе Центра совместной познавательной, трудовой, культурно-досуговой деятельности, направленной на сплочение семьи; • при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями. 5. МОДУЛЬ «НАСТАВНИЧЕСТВО» Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве наставника и наставляемого. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, система занятий, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение). Скорость и продуктивность усвоения нового обусловлены непосредственной передачей живого опыта от человека к человеку, доверительными партнерскими отношениями. Задача: реализовывать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и самореализации на пользу людям. Потенциал наставничества проявляется в: • улучшении показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности наставляемого; • подготовке обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействии его профессиональному самоопределению; • раскрытии личностного, творческого и профессионального потенциала обучающегося, поддержке формирования и реализации его индивидуальной образовательной траектории; • обучении наставляемого эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; • формировании у наставляемого способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах. Виды, формы и содержание деятельности Модель наставничества предусматривает - независимо от форм наставничества - две основные роли: наставляемый и наставник. В роли наставника могут выступать: педагоги и иные должностные лица Центра, родители обучающихся (родитель не может быть наставником для своего ребенка), сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, студенты, выпускники, обучающиеся Центра. Для организации наставничества необходимо: • сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых. Основные критерии: профиль наставника должен соответствовать запросам наставляемого, а у наставнической пары/группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, так как наставничество — это в первую очередь основанные на доверии, уважительные и эмоционально окрашенные отношения; • создать условия для установления гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон; • сформулировать цели на ближайший период работы. Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить в рамках: • участия в совместных конкурсах и проектных работах; • участия в конкурсах и олимпиадах; • совместных походов на спортивные и культурные мероприятия; • создания продукта; • выездных мероприятий; • экскурсий в место обучения, место работы наставника; • совместного участия в занятиях с целью определения образовательной траектории наставляемого и др. 6.МОДУЛЬ «ПРОФИЛАКТИКА» Дополнительное образование детей по своей сути обладает социально-педагогическими особенностями, значимыми для профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, информационной безопасности и др. Профилактическая работа — это один из значимых пунктов работы каждого педагога дополнительного образования в рамках воспитательной деятельности, каждый педагог дополнительного образования проводит профилактическую работу в своих детских творческих объединениях. Задача - формирование у детей и подростков нравственных ценностей, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию, интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие возможному негативному влиянию среды. Виды, формы и содержание деятельности: В целях профилактики Центр: • способствует участию обучающихся в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, тем самым создавая ситуацию успеха, возможность самоутвердиться, повысить личностную самооценку; • разрабатывает планы совместной деятельности с частями МЧС России, отделали МВД России. Создает и поддерживает деятельность детского движения «ЮИД». Содержание деятельности • беседы на темы, включенные общее содержание программы о здоровом образе жизни: гигиена, гигиена умственного труда, здоровое питание, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма, гигиенические аспекты полового воспитания, вредных привычек, нравственного здоровья и др.; изучение основ пожарной, дорожной, информационной безопасности; правового просвещения; • организация различных мероприятий, направленных на решение задач профилактической работы. 7. МОДУЛЬ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ» Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: − оформление внешнего вида кабинетов, рекреации третьего этажа государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб); − изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; − оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; − подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга. 8. МОДУЛЬ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» Цель:содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы МАУДО ЦДО предусматривает: − проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; − профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; − экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; − посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; − организацию на базе летнего/весеннего/осеннего лагеря при МАУДО ЦДО профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; − совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: − налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; − формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; − построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; − обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: – формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; – создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; – личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельностиобучающихся с особыми образовательными потребностями. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: − публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); − сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); − дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Раздел4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: − взаимное уважение всех участников образовательных отношений; − приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада МАУДО ЦДО, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; − развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); − распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом объединении. Анализ проводится педагогом дополнительного образования вместе с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением на педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): − − − − − − − − реализации воспитательного потенциала деятельности на занятии; организуемой внеучебной деятельности обучающихся; проводимых общих мероприятий помимо образовательной деятельности; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнёрства; деятельности по профориентации обучающихся; Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом МАУДО ЦДО. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п Ребенок Субъекты образовательного процесса Педагогические сотрудники Родитель (законный представитель) Модуль «Учебное занятие» 1. Согласно реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом воспитательного аспекта мероприятия Модуль «Детское объединение» 2. Творческие мастерские, мастер-классы 3. Реализация проектной деятельности в объединении, согласно утвержденному плану 4. Участие в Дне открытых Подготовка и проведение Дня Участие в Дне открытых дверей дверей. День знаний. открытых дверей 5. Подготовка и проведение:Международного дня пожилых людей. Дня учителя. Третье воскресенье октября: День отца (акция «С папой крепко я дружу»). 6. Подготовка и проведение Мотивация обучающихся на Содействие в подготовке выставки декоративноучастие в выставке выставки прикладного искусства (с участием ООО «Резерв Школьное питание») «Кладовая витаминов» 7. Подготовка работ Мотивация обучающихся на Содействие в подготовке и декоративно-прикладного участие в конкурсе творческих участии в конкурсе искусства к участию в I туре работ «Мы все можем» областного фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем» 8. Проведение праздников, посвященных Дню матери «Кто на свете всех милее?» 9. Творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Театр талантов Александра Новикова» в г. Екатеринбург 10. Муниципальный песенный конкурс «Зимние узоры» 11. Подготовка и проведение новогодних программ в детских объединениях «В поисках Нового года» Месяц Примерная дата проведения В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года Сентябрь 14.09. Октябрь 01.10. – 31.10. 19.10-24.10 Ноябрь 02.11 – 14.11 25.11. – 27.11. Ноябрь-декабрь Декабрь 16.12.-20.12. 21.12.-30.12. 12. Международный творческий фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу» в г. Санкт - Петербург 13. Подготовка к участию в муниципальных, областных, федеральных конкурсах, акциях, согласно Положениям 14. Интерактивная развлекательная игра, посвященная «Всемирному дню Спасибо» 15. Организация и проведение Мотивация родителей (законных Участие в конкурсе «Папы для конкурса «Папы для нас очень представителей) на участие в нас очень важны, папы наши важны, папы нам наши очень конкурсе и помощь в проведении нам очень нужны!» нужны!» 16. Создание выпуска газеты Участие в создании газеты Просмотр творческой работы «Слава армии и флоту», посвященной празднованию 23 февраля 17. Акция «Подари книгу», в рамках всероссийской акции «Дарите книги с любовью» для обучающихся Центра 18. Организация и проведение Подготовка и проведение Привлечение родителей игровой программы «Для конкурса «А у нас девчонки – (законных представителей) к девчонок озорных, милых, класс» участию в конкурсе. добрых, дорогих!» 19. Участие в муниципальных и Подготовка и мотивированное Привлечение родителей областных конкурсах согласно участие (законных представителей) к положениям. участию в конкурсе. 20. Областной конкурс вокального и хореографического искусства «Кристальное сердце» 21. Презентация результатов объединений Центра на площадке Приглашение родителей «Играя-обучаем» с применением игровых, нетрадиционных форм (законных представителей) и инновационных технологий 22. «Путь в Космос», цикл тематических мероприятий и бесед в объединениях 23. Патриотическая акция «Далёкому мужеству верность храня…» 24. «Мы зажигаем звезды» - торжественные церемонии в объединениях, посвященные окончанию учебного года (вручение сертификатов, дипломов, благодарностей) Модуль «Воспитательная среда» 25. Патриотическое воспитание. Проведение интерактивной Содействие в подготовке к Интерактивная викторина в информационно-познавательной викторине объединениях на тему: «4 викторины по формированию и ноября – День народного воспитанию гражданской Декабрь-январь Январь в течение месяца Февраль 20.01. 08.02-20.02. в течение месяца 08.02.-14.02. Март 01.03. – 10.03. в течение месяца Апрель 25.03. последняя неделя месяца Май в течение месяца 01.05. – 10.05. 26.05. – 30.05. Ноябрь 02.11.-05.11. единства» 26. Беседы с обучающимися ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своей страны. Проведение профилактических Беседы с родителями встреч, бесед, показ видеороликов (законными представителями) по безопасному поведению 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 08.11 – 30.11. 08.11. – 21.11. 23.11. – 30.11. 29.11. 27. Беседы о важности сохранения психосоматического здоровья и ведения здорового образа жизни, приуроченные к международному дню отказа от курения 28. 29. 30. 31. 32. Оказание методической помощи Челлендж для участия семьей педагогам в подготовке и «Здоровая семья» проведении мероприятий, направленных на сохранение психосоматического здоровья и ведения здорового образа жизни, приуроченных к международному дню отказа от курения Проведение Дней милосердия в городском округе Сухой Лог «10 000 добрых дел» Мероприятия, посвященные Международному Дню борьбы с коррупцией День Конституции Российской Федерации – цикл тематических бесед Патриотическая акция, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда, просмотр видеофильма Встреча с приглашением Военно-патриотическое Привлечение родителей ветеранов ОО «Клуб моряков воспитание. (законных представителей) Сухоложья» Оказание необходимого вида учащихся на встречи с помощи ветеранами Участие в выставке Мотивация и помощь в участии Просмотр творческих работ творческих работ «Герои выставке «Герои среди нас» учащихся среди нас» Муниципальный конкурс патриотической песни Профилактика девиантного поведения обучающихся. Проведение профилактических бесед с приглашением сотрудников ОДН отдела ОМВД Подготовка программы летнего отдыха детей в Центре Подготовка к летней оздоровительной кампании 2025 года Подведение итогов воспитательной работы за 2025-2026 учебный год Муниципальный конкурс патриотической песни ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам» Муниципальный конкурс военно-патриотической песни «Пою тебе, моя Россия» Ноябрь Декабрь Январь 02.12.-25.12. 09.12 12.12 27.01. в течение месяца Февраль в течение месяца Март апрель Май 21.02. 29.03.-03.04. в течение месяца 09.05. согласно Положению Модуль «Работа с родителями» 1.Набор детей в объединения Подача заявки через платформу 2. Консультации по правилам Навигатор на обучение в приема учащихся в объединения объединениях ЦДО Центра 3. Комплектование групп Подготовка и проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей (законных представителей) и обучающихся Центра Анкетирование «Уровень Анализ анкет в объединениях. Доведение результатов на удовлетворенности качеством Коррекция учебно-тематических родительских собраниях предоставляемых планов. «Подводя итоги I полугодия» образовательных услуг» Организационные и тематические родительские собрания в объединениях Отчетные мероприятия, персональные выставки в объединениях Модуль «Наставничество» Организация программы деятельности по наставничеству (индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника с учетом выбранной ролевой модели). Знакомство с нормативными документами по организации образовательного процесса Оказание помощи в овладении методами преподавания и воспитания Посещение открытых занятий, мероприятий педагогов Тематические мастер-классы «Школа педагогического мастерства» Тренинг «Мои достижения и трудности» Модуль «Профилактика» Профилактика противопожарной безопасности. Беседыс обучающимися согласно темам Комплексного плана Профилактика безопасности дорожного движения. Мероприятие «Детство БезОпасности» Пропаганда здорового образа жизни и применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (Конкурс рисунков, челлендж в социальных сетях) Профилактика противопожарной безопасности. Распространение материалов (памяток, буклетов, газет). Экскурсия в пожарную часть. Профилактика безопасности дорожного движения. Акция «Внимание, каникулы» Профилактика экстремизма и девиантного поведения в детско-подростковой среде. День правовой помощи. 41. Запись в объединениячерез платформу Навигатор 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. Май Август 15.05. – 31.08. Октябрь в течение месяца Декабрь 21.12 – 26.12 В течение учебного года Апрель-май В течение учебного года Сентябрь-октябрь В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года Май Октябрь в течение месяца в течение месяца в течение месяца в течение месяца Декабрь в течение месяца в течение месяца 58. Профилактика девиантного поведения и экстремизма среди обучающихся. Проведение профилактических бесед с приглашением сотрудников ОДН отдела ОМВД в течение месяца 59. Профилактика безопасности дорожного движения. Проведение профилактических мероприятий в рамках операции «Внимание,дети!», «Рождественские каникулы», «Горка» 60. Профилактика противопожарной безопасности. «Готовность 01» (игра-викторина).Показ видеофильмов по противопожарной тематике. 61. Профилактика безопасности дорожного движения. «Внимание – дети!», «Пешеход – на переход». 62. Профилактика противопожарной безопасности.Неделя пожарной безопасности. День защиты детей. 63. Профилактика безопасности дорожного движения. «Безопасное колесо» 64. Профилактика здорового образа жизни. День здоровья. 65. Профилактика экстремизма в детско-подростковой среде. Беседа с родителями (законными представителями): Неформальные молодёжные объединения в городском округе Сухой Лог Модуль «Организация предметно-пространственной среды» 66. Оформление интерьера помещений (коридоры, актовый зал, кабинеты) и их периодическая переориентация 67. Событийный дизайн праздников, творческих проектов, выставок, собраний 68. Оформление и систематическое обновление информационных стендов 69. Выставка творческих работ обучающихся Модуль «Профориентация» 70. Информирование о всероссийских профориентационных проектах 71. Интерактивные беседы на тему профориентации 72. Организация и проведение цикла встреч с известными, успешными людьми редких, интересных профессий «Классные встречи» 73. Реализация осенней и весенней профильных смен «ПРОФИ-смены» в лагере с дневным пребыванием детей 74. Организация проведения практических занятий в объединениях Центра обучающимися психологопедагогических классов 75. Организация работы вожатых профильных отрядов в рамках летней оздоровительной кампании лагеря «Солнечный» в МАУДО ЦДО в течение месяца в течение месяца Март Апрель в течение месяца в течение месяца 07.04 16.04 В течение учебного года Май В течение учебного года В течение учебного года Ноябрь, февраль, март Октябрь-ноябрь Март-апрель 1 раз в квартал Июнь, июль