ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математический калейдоскоп» (далее Программа) – социальногуманитарная. Уровень усвоения содержания программы - базовый. Актуальность программы ориентирована на совершенствование интеллектуального и творческого потенциала ребенка, развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, повышению концентрации внимания. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 11-12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ)». 9. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Данная программа способствует: формированию качеств личности необходимых человеку для жизни в быстроменяющемся мире: мобильность, стрессоустойчивость, целеустремленность, способность к саморазвитию; гармонизации работы двух полушарий мозга: правого и левого, развитию межполушарного взаимодействия; развитию уверенности в собственных силах; развитию и совершенствованию психических процессов: памяти, внимания, мышления; повышению концентрации внимания. Актуальность программы определяется также запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) городского округа Сухой Лог. Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков. Обучающиеся могут одновременно выполнять математические упражнения в уме, совершать вычисления пальцами рук и при этом проявляют свои творческие способности (рисуют, танцуют, выразительно читают стихи или играют на музыкальных инструментах). Адресат программы. Программа адресована обучающимся 11 - 12 лет. Формы и методы организации деятельности обучающихся ориентированы на возрастно-психологические характеристики этого возраста. В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Потому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению. Поэтому программа рассчитана на детей 11 - 12 лет. Состав группы обучающихся – постоянный. Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 10 до 12 человек. Ожидаемая максимальная численность детей, одновременно обучающихся в рамках часов учебного плана, предусматриваемых реализацию программы одновременно для всего объединения - 12 человек. Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе - 10 человек. Обучающимся, освоившим в полном объеме программу обучения, выдается удостоверение о получении дополнительного образования по пройденной дополнительной общеобразовательной программе. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Объем и срок освоения программы Объём часов по программе составляет 144 часа в год. Данная программа рассчитана 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса Программа предполагает освоение материала на базовом уровне и обеспечивает удовлетворение потребностей личности в творческом, интеллектуальном, нравственном совершенствовании, мотивации к познанию, творчеству, труду, на организации свободного времени. Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления данной программы, а именно формирование личностных качеств (терпеливости, усидчивости, самодисциплины); развивают внимание и тренируют память; вырабатывают навыки предугадывания возможных вариантов дальнейшего развития событий; вынуждают продумывать стратегию своих действий с нацеленностью на победу; приучают достигать поставленных целей, духовного, интеллектуального, социального, нравственного развития. Педагогическая целесообразность обусловлена возможностью создания условий для формирования у школьников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которое необходимо для успешного интеллектуального развития обучающихся, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь с ней грамотно работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая программа позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Форма обучения Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте Центра, а также с использованием онлайн-платформ. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися. Формы организации образовательного процесса При проведении занятий используются следующие формы работы: − групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы; − фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; − самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания; − работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым. Формы проведения занятий: практическая, комбинированная, соревновательная. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики-тренировки. При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. Во время каникул, карантина предполагается работа с микрогруппой, а также дистанционное обучение с помощью ЭОТ (электронные обучающие технологии). Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией видео-уроков, карточек и упражнений. Цель и задачи программы Целью программы является развитие и совершенствование интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через обучение их счету на абакусе и ментальному счету. Достижению данных целей способствует решение следующих задач: Обучающие: (направленные на достижение предметных результатов обучения) − формировать базовые понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание. − формировать умения работать на счетах абакус, считая двумя руками одновременно и умений достаточной скорости выполнения задания / правильность решения арифметических действий; − формировать умения одновременно выполнять математические действия и другие действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.). Развивающие: − развивать умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с педагогом и одногруппниками; − развивать умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; − развивать способности контролировать процесс и результаты деятельности работы в группе. Воспитательные: − воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе; − воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике; − воспитывать ценностные установки, необходимые для формирования у обучающихся гражданской позиции, безопасного и здорового образа жизни. № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 Название раздела «Просто» Вводное занятие. Понятие абакус. Цифры 0,1,2,3,4,5 Десятки «10-50», двузначные числа «10-55» Цифры 6,7,8,9 Десятки «60-90» Двузначные числа «55-99» Счет в пределах «10-99» Трехзначные числа «100500» Трехзначные числа в пределах от 100 до 555 Счет в пределах от 100 до 555 Трехзначные числа «600900» Трехзначные числа в пределах от 600 до 999 Счет в пределах от 0 до 999 Подготовка к тестовой работе Итоговое занятие раздела «Просто» «Братья» «Брат 4» однозначные числа «Брат 4» двузначные числа «Брат 3» однозначные и двузначные числа «Брат 2» однозначные и двузначные числа «Брат 1» однозначные и двузначные числа. Отработка всех двузначных чисел раздела «Братья» Трехзначные числа раздела «Братья» Отработка трехзначных чисел раздела «Братья» Подготовка к тестовой работе Итоговое занятие раздела Учебный план Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля 28 9 19 2 1 1 Опрос по пройденной теме, решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 0 1 2 1 Решение примеров Решение примеров Беседа, решение примеров Решение примеров Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 0 2 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 0 2 2 0 2 2 0 2 Решение примеров на время Решение примеров, загадок на время Решение примеров на время 20 2 6 1 14 1 Решение примеров 2 2 1 1 1 1 Решение примеров Решение примеров 2 1 1 2 1 1 Беседа, решение примеров Решение примеров 2 0 2 Решение примеров и загадок 2 1 1 Решение примеров 2 0 2 Решение примеров 2 0 2 Решение примеров 2 0 2 Решение примеров 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 «Братья» «Друзья» «Друг 9». Однозначные числа и двузначные числа «Друг 8». Однозначные и двузначные числа «Друг 7». Однозначные и двузначные числа «Друг 6». Однозначные и двузначные числа «Друг 5». Однозначные и двузначные числа «Друг 4». Однозначные и двузначные числа «Друг 3». Однозначные и двузначные числа «Друг 2». Однозначные и двузначные числа «Друг 1». Однозначные и двузначные числа Переход через «50» Переход через «100». Трехзначные числа. Все трёхзначные числа раздела «Друзья» Подготовка к тестовой работе Итоговое занятие раздела «Друзья» «Умножение» Предметный смысл умножения Конкретный смысл умножения Простые случаи умножения (*2,*5) Простые случаи умножения (*9,*10) Табличные случаи умножения (*3, *4) Табличные случаи умножения (*6, *7) Умножение на однозначное число (*3, *4) Умножение на однозначное число (*5) Умножение на однозначное число (*6, *7) Умножение на однозначное число (*8, *9) Умножение двухзначного на время 30 2 12 1 18 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Решение примеров на время Решение примеров на время Решение примеров на время Решение примеров на время Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 2 2 2 1 1 1 0 1 1 1 2 2 0 2 2 0 2 Решение примеров Решение примеров Решение примеров Решение примеров на время Решение примеров на время Решение примеров на время 38 2 17 1 21 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров числа на однозначное 4.12 Умножение трехзначного числа на однозначное 4.13 Умножение четырехзначного числа на однозначное 4.14 Отрицательные числа 4.15 Умножение на двухзначное число 4.16 Умножение на трехзначное число 4.17 Умножение многозначных чисел 4.18 Подготовка к тестовой работе 4.19 Итоговое занятие раздела «Умножение» 5 «Деление» 5.1 Конкретный смысл деления 5.2 Компоненты деления 5.3 Деление трехзначного числа на однозначное 5.4 Деление двухзначного числа на двухзначное 5.5 Деление двухзначных и трехзначных чисел на двухзначное 5.6 Деление четырехзначного числа на двухзначное 5.7 Умножение и деление отрицательных чисел 5.8 Определение неравенства строгие и нестрогие неравенства 5.9 Свойства числовых неравенств 5.10 Табличные случаи деления с остатком 5.11 Подготовка к тестовой работе 5.12 Итоговое занятие раздела «Деление» 6 Итоговая аттестация обучающихся 6.1 Подготовка к итоговой аттестации 6.2 Проведение итоговой аттестации обучающихся Всего 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 2 1 1 1 1 Решение примеров Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 0 2 2 0 2 Решение на время Решение на время 24 2 10 1 14 1 Решение примеров 2 2 1 1 1 1 Решение примеров Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 1 1 Решение примеров 2 0 2 2 0 2 Решение на время Решение на время 4 1 3 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 144 55 89 примеров примеров примеров примеров Решение примеров, творческое задание Тестирование, презентация творческого задания Содержание учебного плана 1. «Просто» 1.1 Вводное занятие. Понятие абакус. Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 Теория. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция. Правила передвижения косточек, использование большого и указательного пальцев. Знакомство с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5. Практика. Тренировка пальцев на абакусе. Сложение и вычитание на счетах и ментально по данной теме. Рисование двумя руками. 1.2 Десятки «10-50», двузначные числа «10-55» Теория. Знакомство с десятками «10-50» включительно, знакомство с двузначными числами «10-55». Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с десятками «10-50» включительно, знакомство с двузначными числами «10-55». Счет на абакусе и ментально по новой теме. 1.3 Цифры 6,7,8,9 Теория. Знакомство с цифрами 6, 7, 8, 9. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с цифрами 6, 7, 8, 9. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 1.4 Десятки «60-90» Теория. Знакомство с десятками «60-90» Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с десятками «60-90». Счет на абакусе и ментально по новой теме. 1.5 Двузначные числа «55-99» Теория. Знакомство с двузначными числами «55-99» Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с двузначными числами «55-99». Счет на абакусе и ментально по новой теме. 1.6 Счет в пределах «10-99» Практика. Отработка всех двузначных чисел «10-99». Решение примеров на время. Счет на абакусе и ментально. 1.7 Трехзначные числа «100-500» Теория. Знакомство с трехзначными числами «100-500» Практика. Знакомство с трехзначными числами «100-500». Счет на абакусе и ментально по новой теме. 1.8 Трехзначные числа в пределах от 100 до 555 Теория. Знакомство с трехзначными числами в пределах от 100 до 555. Практика. Знакомство с трехзначными числами в пределах от 100 до 555. Счет только на абакусе в пределах по новой темы. 1.9 Счет в пределах от 100 до 555 Практика. Повторение трехзначных чисел от 100 до 555. Счет на абакусе и ментально по данной теме. Арифметические действия на воображаемых счетах. 1.10 Трехзначные числа «600-900» Теория. Знакомство с трехзначными числами «600-900» включительно. Практика. Знакомство с трехзначными числами «600-900» включительно. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 1.11 Трехзначные числа в пределах от 600 до 999 Теория. Знакомство с трехзначными числами в пределах от 600 до 999. Практика. Знакомство с трехзначными числами в пределах от 600 до 999. Счет только на абакусе. 1.12 Счет в пределах от 0 до 999 Практика. Повторение всех изученных трехзначных чисел раздела «Просто». Ментальный счет от 0 до 999. 1.13 Подготовка к тестовой работе Практика. Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных тем. Игра «Карта старого пирата» 1.14 Итоговое занятие раздела «Просто» Практика. Тестирование. Выполнение заданий на сложение и вычитание по пройденным темам. 2. «Братья» 2.1 «Брат 4» однозначные числа Теория. Знакомство с правилом «Братом 4» однозначный числа. Счет на абакусе и ментально. Практика. Правило «Брат 4» однозначный числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 2.2 «Брат 4» двузначные числа Теория. Знакомство с правилом «Братом 4» двузначные числа. Практика. Закрепление предыдущей темы. Правило «Брат 4» двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 2.3 «Брат 3» однозначные и двузначные числа Теория. Знакомство с правилом «Братом 3» однозначные и двузначные числа. Практика. Закрепление предыдущей темы. Правило «Брат 3» однозначные и двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 2.4 «Брат 2» однозначные и двузначные числа Теория. Знакомство с правилом «Братом 2» однозначные и двузначные числа. Практика. Закрепление предыдущей темы. Правило «Брат 2» однозначные и двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 2.5 «Брат 1» однозначные и двузначные числа Теория. Знакомство с правилом «Братом 1» однозначные и двузначные числа. Практика. Закрепление предыдущей темы. Правило «Брат 1» однозначные и двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 2.6 Отработка всех двузначных чисел раздела «Братья» Практика. Отработка всех двузначных чисел раздела «Братья». Счет на абакусе и ментально. Игра - квест «Пазл». 2.7 Трехзначные числа раздела «Братья» Теория. Знакомство с трехзначными числами раздела «Братья». Практика. Сложение и вычитание с помощью правил «Братьев», трехзначные числа на счетах. Отрабатывание счета с трехзначными только на счетах. 2.8 Отработка трехзначных чисел раздела «Братья» Практика. Повторение счета на абакусе при помощи тренажера и флеш-карт. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением. Сложение и вычитание с помощью правил «Братьев» трехзначные числа ментально. 2.9 Подготовка к тестовой работе Практика. Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных тем. Сложение и вычитание с помощью правил «Братьев». Работа с печатным материалом ментально на время. 2.10 Итоговое занятие раздела «Братья» Практика. Тестирование на тренажере на время. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением с награждением победителя. 3. «Друзья» 3.1 «Друг 9». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Знакомство с правилом «Друг 9». Однозначные и двузначные числа. Изучение формул сложения и вычитания «Друг 9». Практика. Правило «Друг 9». Однозначные и двузначные числа. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.2 «Друг 8». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Знакомство с правилом «Друг 8». Однозначные и двузначные числа. Практика. Правило «Друг 8». Однозначные и двузначные числа. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.3 «Друг 7». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Знакомство с «Другом 7». Однозначные и двузначные числа. Практика. Формула сложения и вычитания «Друг 7» однозначные и двузначные числа. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 7». Счет на абакусе и ментально. 3.4 «Друг 6». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 6» однозначные и двузначные числа. Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 6». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.5 «Друг 5». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 5». Однозначные и двузначные числа. Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 5». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.6 «Друг 4». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 4». Однозначные и двузначные числа. Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 4». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.7 «Друг 3». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 3». Однозначные и двузначные числа. Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 3». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.8 «Друг 2». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 2». Однозначные и двузначные числа. Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 2». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.9 «Друг 1». Однозначные числа и двузначные числа Теория. Формула сложения и вычитания «Друг 1». Однозначные и двузначные числа. Практика. Решение примеров с помощью формул по теме «Друг 1». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.10 Переход через «50» Теория. Изучение правила переход через «50» Практика. Решение примеров с помощью правила «Переход через 50». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.11 Переход через «100» Теория. Изучение правила переход через «100» Практика. «Переход через 100». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.12 Трехзначные числа Теория. Трехзначные числа с правилом «Переход через 100». Практика. Трехзначные числа с правилом «Переход через 100». Сложение и вычитание. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением. Счет на абакусе и ментально. 3.13 Все трёхзначные числа раздела «Друзья» Практика. Решение примеров с двузначными, трехзначными числами по теме «Друзья». Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально на время, с постепенным увеличением скорости. 3.14 Подготовка к тестовой работе Практика. Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных тем. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально. 3.15 Итоговое занятие раздела «Друзья» Практика. Тестирование на тренажере на время. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением с награждением победителя. 4. «Умножение» 4.1 Предметный смысл умножения Теория. Знакомство с предметным смыслом умножения. Практика. Знакомство с предметным смыслом умножения. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.2 Конкретный смысл умножения Теория. Знакомство с конкретным смыслом умножения. Практика. Знакомство с конкретным смыслом умножения. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.3 Простые случаи умножения (*2,*5) Теория. Знакомство с простыми случаями умножения (*2,*5). Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с простыми случаями умножения (*2,*5). Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.4 Простые случаи умножения (*9,*10) Теория. Знакомство с простыми случаями умножения (*9,*10). Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с простыми случаями умножения (*9,*10). Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.5 Простые случаи умножения (*3,*4) Теория. Знакомство с простыми случаями умножения (*3,*4). Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с простыми случаями умножения (*3,*4). Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.6 Простые случаи умножения (*6,*7) Знакомство с простыми случаями умножения (*6,*7). Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с простыми случаями умножения (*6,*7). Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.7 Умножение на однозначное число (*3, *4) Теория. Знакомство с правилом умножения на однозначное число (*3, *4). Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения на однозначное число (*3, *4). Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.8 Умножение на однозначное число (*5) Теория. Знакомство с правилом умножения на однозначное число (*5). Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения на однозначное число (*5). Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.9 Умножение на однозначное число (*6, *7) Теория. Знакомство с правилом умножения на однозначное число (*6, *7). Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения на однозначное число (*6, *7). Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.10 Умножение на однозначное число (*8, *9) Теория. Знакомство с правилом умножения на однозначное число (*8, *9). Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения на однозначное число (*8, *9). Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4. 11 Умножение двухзначного числа на однозначное Теория. Знакомство с правилом умножения двузначного числа на однозначное. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения двузначного числа на однозначное. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.12 Умножение трехзначного числа на однозначное Теория. Знакомство с правилом умножения трехзначного числа на однозначное. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения трехзначного числа на однозначное. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.13 Умножение четырехзначного числа на однозначное Теория. Знакомство с правилом умножения четырехзначного числа на однозначное. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения четырехзначного числа на однозначное. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.14 Отрицательные числа Теория. Знакомство с отрицательными числами. Счет на абакусе. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с отрицательными числами. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.15 Умножение на двухзначное число Теория. Знакомство с правилом умножения на двухзначное число. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения на двухзначное число. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.16 Умножение на трехзначное число Теория. Знакомство с правилом умножения на трехзначное число. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения на трехзначное число. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.17 Умножение многозначных чисел Теория. Знакомство с правилом умножения многозначных чисел. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом умножения многозначных чисел. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 4.18 Подготовка к тестовой работе Практика. Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных тем. Умножение. Счет на абакусе и ментально на время. 4.19 Итоговое занятие раздела «Умножение» Практика. Тестирование на тренажере на время. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением с награждением победителя. 5. «Деление» 5.1 Конкретный смысл деления Теория. Знакомство с конкретным смыслом деления. Практика. Знакомство с конкретным смыслом деления. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.2 Компоненты деления Теория. Знакомство с компонентами деления. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с компонентами деления. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.3 Деление трехзначного числа на однозначное Теория. Знакомство с правилом деления трехзначного числа на однозначное. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом деления трехзначного числа на однозначное. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.4 Деление двухзначного числа на двухзначное Теория. Знакомство с правилом деления двухзначного числа на двухзначное. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом деления двухзначного числа на двухзначное. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.5 Деление двухзначных и трехзначных чисел на двухзначное Теория. Знакомство с правилом деления двухзначных и трехзначных чисел на двухзначное. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом деления двухзначных и трехзначных чисел на двухзначное. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.6 Деление четырехзначного числа на двухзначное Теория. Знакомство с правилом деления четырехзначного числа на двухзначное. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с правилом деления четырехзначного числа на двухзначное. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.7 Умножение и деление отрицательных чисел Теория. Знакомство с умножением и делением отрицательных чисел. Практика. Закрепление предыдущей темы. Знакомство с умножением и делением отрицательных чисел. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.8 Определение неравенства строгие и нестрогие неравенства Теория. Изучение определения неравенства строгие и нестрогие неравенства. Практика. Закрепление предыдущей темы. Изучение определения неравенства строгие и нестрогие неравенства. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.9 Свойства числовых неравенств Теория. Изучение свойств числовых неравенств. Практика. Закрепление предыдущей темы. Изучение свойств числовых неравенств. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.10 Табличные случаи деления с остатком Теория. Изучение табличных случаев деления с остатком. Практика. Закрепление предыдущей темы. Изучение табличных случаев деления с остатком. Счет на абакусе и ментально по новой теме. 5.11 Подготовка к тестовой работе Практика. Подготовка к тестовой работе. Закрепление всех пройденных тем. Деление. Счет на абакусе и ментально на время. 5.12 Итоговое занятие раздела «Деление» Практика. Тестирование на тренажере на время. «Батл» на лучшие параметры ментального счета с песней или стихотворением с награждением победителя. 6. Итоговая аттестация обучающихся 6.1 Подготовка к итоговой аттестации Теория. Систематизация знаний и умений, приобретенных за год обучения. Практика. Повторение правил счета - сложение и вычитание, умножение и деление. Составление сборника игр\упражнений. 6.2 Проведение итоговой аттестации обучающихся Теория. Организационные аспекты проведения аттестации. Практика. Реализация формы аттестации по выбору обучающихся: тестирование, презентация сборника игр\упражнений. Планируемые результаты Предметные: − сформированные базовые понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание. − формирование умений работать на счетах абакус, считая двумя руками одновременно и умений достаточной скорости выполнения задания / правильность решения арифметических действий; − формирование умений одновременно выполнять математические действия и другие действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.) Метапредметные результаты: − развитые умения принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с педагогом и одногруппниками; − развитые умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; − развитые способности контролировать процесс и результаты деятельности работы в группе. Личностные: − инициативность и самостоятельность, уверенность в себе; − сформированный интерес к быстрому счету и ментальной арифметике; − формирование потребности в гражданской позиции и ведении безопасного и здорового образа жизни, сохранение и укрепления собственного здоровья. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график № 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Выходные дни 8 Окончание учебного года учебный год 39 4 144 18 21 2 сентября 2024 года 31 декабря – 8 января – Новогодние каникулы 23 февраля – День защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая –Праздник весны и труда 9 мая – День Победы 30 мая 2025 года Условия реализации программы − − − − − − − − Материально-техническое обеспечение помещение аудитории №305, учебные комплекты мебели, соответствующее санитарно-гигиеническим и пожарным нормам; наглядные пособия, флеш-карты на каждого ученика; ментальные карты на каждого ученика; счеты абакус учительские - 1; настенная демонстрационная доска; ноутбук – 1 шт; проектор; экран. Кадровое обеспечение Должность – педагог дополнительного образования. Методические материалы Образовательный процесс по программе организуется очно. Для реализации Программы уместно использовать технологию индивидуализации обучения, технологии группового, проблемного и дифференцированного обучения. Реализация Программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия. Методы обучения В реализации программы используются следующие методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, игровой. В воспитательном процессе используется убеждение, упражнение, стимулирование, мотивация. В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, логоритмика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические игры, работа по развитию мелкой моторики. Так же особое внимание уделяется на совместные проекты и деятельность с родителями. Формы организации образовательной деятельности В процессе обучения образовательного процесса: используются следующие формы организации − групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений; − индивидуальная форма обучения: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, педагог может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого воспитанника; − фронтальная форма обучения позволяет педагогу одновременно контролировать выполнение задания всеми воспитанниками, так как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно. Формы организации учебного занятия Согласно календарному учебному графику, учебные занятия проводятся в форме беседы, игры, открытого занятия, праздников, практического занятия, соревнования. При организации внеучебной деятельности проводятся открытые занятия, конкурсы, олимпиады, фестивали. Педагогические технологии В образовательном процессе используются: Технология индивидуализации обучения — это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся; один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Технология группового обучения. При групповой форме деятельности обучающиеся делятся на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Технология коллективного взаимообучения позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся различному уровню сложности содержания обучения. Преимущества коллективного способа обучения: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других обучающихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская). Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику деятельности учреждений дополнительного образования детей способствует отсутствие жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников объединений, комфортность условий для индивидуального и творческого развития детей и адаптация их интересов в любой сфере жизни. В центре внимания – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Цель: развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Педагог создает условия для правильного выбора каждым содержания изучаемого и темпов его освоения. Обучающийся приходит учиться по своему желанию, в свое свободное время. Задача педагога – так давать материал, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, активизировать его творческую и познавательную деятельность. В данной технологии обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, поэтому, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе проблема сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит активной физической нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой учебной деятельности обучающихся, что привело к использованию технологий по охране здоровья. Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой и искусством. Они направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Основной принцип здоровьесбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не навреди!». Это означает, что все используемые средства и методы должны быть обоснованы, проверены на практике и не наносили вред здоровью. № п/п Название раздела, темы Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Презентация, игры, задания, карточки, абакус 1 «Просто» 2 «Братья» Презентация, абакус, задания, игры, раздаточный материал, карточки 3 «Друзья» Презентация, абакус, задания, раздаточный материал 4 «Умножение» Презентация, абакус, задания, игры, раздаточный материал 5 «Деление» Презентация, абакус, задания, карточки, игры, раздаточный материал Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Формы учебного занятия Словесный, объяснительно иллюстративный, игровые технологии Словесный, объяснительно иллюстративный, игровые технологии Словесный, объяснительно иллюстративный, игровые технологии Словесный, объяснительно иллюстративный, игровые технологии Словесный, объяснительно иллюстративный, игровые технологии Беседа, логические игры и задания, игры малой подвижности Беседа, логические игры и задания Беседа, логические игры и задания Беседа, игры малой подвижности, логические игры и задания Беседа, логические игры и задания Формы аттестации/контроля и оценочные материалы − − − − − Формы оценочных средств журнал посещаемости, аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях фотоотчет; отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте». Формы итоговой аттестации − аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации; − защита творческих работ; − участие в проектной деятельности и акциях «День пожилого человека», «Новогодние чудеса», «День Защитника Отечества», «8 марта». Итоговая аттестация обучающихся Аттестация обучающихся представляет собой оценку качества усвоения содержания конкретной образовательной программы дополнительного образования обучающихся Центра. Цель аттестации – выявление соответствия уровня полученных обучающимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам образовательной программы. Задачи аттестации: − определение уровня теоретической и физической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области; − выявление степени сформированности практических умений и навыков в выбранном обучающимися виде деятельности; − анализ полноты освоения образовательной программы (или ее раздела) объединения; − соотнесение прогнозируемых результатов образовательной программы и реальных результатов учебного процесса. Критерии оценивания Для определения уровня усвоения программы применяются два вида мониторинга: − внутренний (наблюдение); − внешний (участие в итоговом тестировании). Внутренний мониторинг. В начале каждого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы (Приложение №1) По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка. Уровни освоения программы 1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ (85% - 100%) – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями. 2 балла - СРЕДНИЙ (50% - 84%) – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога. 3 балла - ВЫСОКИЙ (49%) – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий. Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов. Внешний мониторинг. В конце учебного года 1 раз проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и логические задачи. Оценочные материалы − карточки; − логические задания; − счет на Абакусе. Характеристика оценочных материалов Метапредметные результаты Личностные результаты Планируемые результаты − сформированные базовые понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание − формирование умений работать на счетах абакус, считая двумя руками одновременно и умений достаточной скорости выполнения задания / правильность решения арифметических действий − формирование умений одновременно выполнять математические действия и другие действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном инструменте, петь и т.д.) − развитые умения принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с педагогом и одногруппниками − развитые умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Критерии оценивания Виды контроля/ промежуточной аттестации Диагностически й инструментарий (формы, методы диагностики) Высокий уровень – от Беседа, диалог, Карточки, 85% до 100% упражнения, подвижные и Средний уровень – от игры малоподвижные 50% до 84% игры Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от Беседа, Игровые задания, 85% до 100% логические игры карточки, Средний уровень – от и задания соревнования, 50% до 84% диктанты. Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Опрос, упражнения, решение кроссвордов Высокий уровень – от Диалог, 85% до 100% упражнения Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Логические задания и игры, флеш-карты, счет на абакусе Составление примеров Предметные результаты − развитые способности контролировать процесс и результаты деятельности работы в группе развитые умения принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с педагогом и одногруппниками − развитые умения планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации − развитые способности контролировать процесс и результаты деятельности работы в группе Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Высокий уровень – от 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Чтение текстов, Логические и упражнения подвижные игры Опрос, упражнения Флеш-карты Высокий уровень - от Упражнения, 85% до 100% опрос Средний уровень - от 50% до 84% Низкий уровень - 49% и менее Флеш-карты, логические задания и игры Высокий уровень – от Беседа, диалог 85% до 100% Средний уровень – от 50% до 84% Низкий уровень – 49% и менее Подвижные и малоподвижные игры Список литературы Литература, использованная при составлении программы 1. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет. М., БИОПРЕСС, 2009г. 2. Бенджамин А. Секреты ментальной математики. 2014— ISBN: N/A. 3. Бенджамин А., Шермер М. «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013г. 4. Депман И.Я. История арифметики. Пособие для учителей. Издание второе, исправленное. М., Просвещение, 1965г. 5. Карпушина Н.М. «Liber аbaci» Леонардо Фибоначчи. Журнал «Математика в школе» №4, 2008 г. 6. М. Куторги «О счётах у древних греков» («Русский вестник», т. СП, стр. 901 и след.) 7. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2016 г. 8. Т. Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. – Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 9. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2019 г 10. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2019г. 11. Софуоглу Эрташ. Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1. – М.: Траст, 2015. – 70 с. 12. Софуоглу Эрташ. Ментальная арифметика. – М.: Траст, 2015. — 70с Дополнительная (Педагогическое направление) 1. Беспятова Н.К. «Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации» Айрис Пресс, Москва, 2020 2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 2020. №2. 3. Голованов В.П. «Методика и технология дополнительного образования» Владос, Москва, 2019 4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2018. 5. Пришвин И.И. «Методика работы педагога образования» Академия, Москва, 2020 6. «Сборник информационно – методических материалов по дополнительному образованию детей» Москва, 2021 7. Трофимова Н.М. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – С-Пб, «Питер», 2015. – 240 стр. Для обучающихся 1. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2019 г. 2. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к Для родителей 1. Ганиев Р., Траст, 2017г. 2. Малсан Би. Багаутдинов Ментальная Р. Ментальная арифметика. Для урокам, арифметика. всех. 2019г. Знакомство. Ridero, 2017г. Дополнительное (нормативно-правовое) направление для педагога: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 11. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 12. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 15. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». 16. Приказ начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог от 04.07.2023 № 380 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 17. Приказ директора МАУДО ЦДО от 14.07.2023 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (включая разноуровневые, модульные и по социальному сертификату). 18. Устав МАУДО Центр дополнительного образования. Электронные ресурсы 1. Скородум - https://skorodum.com/spasibo-za-zayavku-partnera/ 2. SmartyKids Ментальная арифметика https://www.youtube.com/channel/UC0hxKkXC1xildJ4OUp3xEcg 3. Угадайка https://ygadaika.ru/categories/mentalnaia-arifmetikaabakus?utm_source=zen&utm_medium=schoolattestation Аннотация Программа «Математический калейдоскоп» реализует содержание социальногуманитарной направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 11 – 12 лет. Программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста основам ментальной арифметики. Цель программы: является развитие и совершенствование интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через обучение их счету на абакусе и ментальному счету. Ключевыми преимуществами занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения. Программа рассчитана на 144 учебных часа. Приложения Приложение 1 Таблица индивидуального мониторинга освоения программы Год обучения _____________________ Ф.И.О Возраст Показатели для мониторинга Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр) Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии Знание арифметических знаков (цифры от 0 до 9) Знание арифметических знаков (числа от 10 до 100 и больше, знак "+", "") Умение считать на счетах - Абакус (работа двумя руками, работа пальцами) Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально ("+", "-"): цепочка однозначных чисел цепочка двузначных чисел цепочка трехзначных чисел цепочка четырехзначных чисел Скорость выполнения задания/правильность решения арифметических действий: на счетах "Абакус" при ментальном счете (скорость, количество чисел) Упражнения на развитие логического мышления Самодисциплина ребенка при выполнении заданий Умение соединять выполнение нескольких действий одновременно (счет + стихотворение) Взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создания комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут в день) на начало учебного года на конец учебного года