ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Читай быстро. Пиши красиво» (далее программа) – социально-гуманитарная. Уровень усвоения содержания программы - базовый. Актуальность программы Рост теоретического интереса к быстрому чтению был стимулирован интенсивным расширением текстового поля в жизни людей с приходом инновационных технических средств и появлением «глобальной всемирной паутины». Было подсчитано, что за один день в настоящее время производится столько информации, сколько раньше производилось в течение столетий. При этом скорость чтения у людей не увеличивается, а, наоборот, снижается, но когнитивная база расширяется. В связи с этим скорочтение становится необходимым навыком для гармоничного развития человека на сегодняшний день. В условиях увеличения информационных потоков и постоянного усложнения вопросов различных научных областей встает острая проблема необходимости чтения в больших объемах. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 4. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». Скорочтение стало особенно актуальным в современном мире, где объем информации растет, а скорость чтения снижается. Это необходимый навык для гармоничного развития и успешной работы с большими объемами информации. В период всего периода обучения каллиграфия, прямо или косвенно, взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию устойчивых межпредметных связей. Для талантливых в изобразительной области детей каллиграфия станет весомым трамплином к освоению в дальнейшем профессии графического дизайнера, художника, архитектора Актуальность программы определяется также запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) городского округа Сухой Лог. Отличительные особенности программы Увеличение теоретического интереса к скорочтению вызвано активным развитием текстовых технологий. За один день в наше время создается объем информации, который раньше создавался на протяжении столетий. Но скорость чтения при этом не увеличивается, а уменьшается, однако расширяется когнитивная база. Скорочтение становится необходимым для гармоничного развития. Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует формированию и развитию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин. Новизна Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии навыка письма и чтения. Осознанное чтение и каллиграфия – залог успеха в любой предметной области. Развитие данных навыков – это ступень к функциональной грамотности, способности самостоятельно осуществлять деятельность учение и применять полученные знания при решении жизненных задач. Навык быстрого чтения и красивого, грамотного письма станет основой успешной учебы в школе, так как позволит быстрее усваивать учебный материал. Адресат программы. Обучающиеся системы дополнительного образования преимущественно в возрасте 7 – 12 лет. Специального отбора детей для обучения по программе. Скорочтение и каллиграфия» не предусмотрено. В группах обучаются 6 детей. Набор детей в объединение осуществляется по принципу добровольности. Возраст детей 7-12 лет относится к младшему школьному. В этом возрасте дети начинают понимать, что обучение может быть интересным и полезным. Это осознание является фундаментом для формирования мотивации к обучению у младших школьников. На умственное развитие оказывает принципиальное влияние деятельность учения. При этом определяющее значение имеют усвоение и развитие речи в системе обучения. Стихийное усвоение речи должно смениться программным развитием в условиях дополнительного образования. Развитию речи в этом возрасте содействует умственное развитие – способность полно и адекватно оценить ситуацию, проанализировать происходящее, умение определить проблему и способность логически верно описать обсуждаемую ситуацию. Ведущую роль на этом этапе играет общение со сверстниками, в процессе которого младший подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Вследствие чего можно говорить о необходимости развития у обучающихся, прежде всего, грамматического навыка, понятия четкой грамматической структуры. Обучающиеся данной возрастной категории отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение. Обучающиеся этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Занимаясь в объединении, обучающийся может воспитать в себе творческие и человеческие качества, умение общаться и находить общий язык со сверстниками. Состав группы обучающихся – постоянный. Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 6 до 12 человек. Ожидаемая максимальная численность детей, одновременно обучающихся в рамках часов учебного плана, предусматриваемых реализацию программы одновременно для всего объединения -12 человек. Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе - 6 человек. Обучающимся, освоившим в полном объеме программу обучения, выдается удостоверение о получении дополнительного образования по пройденной дополнительной общеобразовательной программе. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Объем и срок освоения программы Объём часов по программе составляет 144 часа в год. Данная программа рассчитана 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса Базовый уровень – предполагает совершенствование коммуникативных умений обучающихся (говорение, чтение и письмо), а также систематизация ранее изученного материала. Проведение занятий планируется на основе педагогических технологий, активизирующих учебную деятельность обучающихся путем использования учебных, ролевых и развивающих игр, создания проблемных ситуаций, дифференцированного и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения, работы в парах, выполнения творческих заданий. Форма обучения Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте Центра, а также с использованием онлайн-платформ. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися. Формы организации образовательного процесса При проведении занятий используются следующие формы работы: − групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе; − фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; − самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания; − работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым. Во время каникул, карантина предполагается работа с микрогруппой, а также дистанционное обучение с помощью ЭОТ (электронные обучающие технологии). Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации в виде создания открыток, проектов, приглашений, писем, составление рассказов и диалогов по теме, упражнений. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и перерывами, где используются элементы английского фольклора (т.е. используются здоровьесберегающие технологии). Виды занятий: беседы, игры (обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические), диалоги, ролевые игры, конкурсы, проекты, олимпиады, викторины, практические занятия, контрольные занятия, тестирование. А также формы и методы проведения, которые способствуют углублению и расширению знаний учащихся, формированию коммуникативной и языковой компетенций: 1. Ознакомление с новой темой и проблемами, с ней связанными, объяснение − прослушивание и запись материала занятий; − самостоятельное чтение материала и его изучение; − работа с таблицами 2. Тренинг − ответы на вопросы; − поиск ответов на вопросы в тексте; − выполнение упражнений на закрепление темы 3. Практическое применение − обсуждение темы/проблемы в парах, группе; − выполнение тестов (устно, письменно); − творческие задания. Формы подведения результатов Открытое занятие, творческая работа, проект. Цель и задачи программы Цель – создание условий для развития навыков рационального чтения и основ осознанного правильного каллиграфического письма, повышения скорости чтения и усвоения информации. Задачи: 1.Предметные (Образовательные) • Учить писать быстро, правильно, красиво. • Формировать гигиену письма; умение ориентироваться на листе бумаги, умение проводить графический анализ буквы. • Освоить приемы и техники скорочтения. 2.Метапредметные (Воспитательные) • Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к процессу письма. • Прививать любовь к русскому языку, литературе. • Воспитывать ценностные установки, необходимые для формирования у обучающихся гражданской позиции, безопасного и здорового образа жизни. 3.Личностные (Развивающее) • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение), памяти и произвольного внимания; • Развивать мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность; творческое мышление и образное воображение, познавательные возможности детей; • Развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи. Общая характеристика раздела «Каллиграфия» Каллиграфия – это искусство писать четким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует формированию и развитию общеучебных навыков младших школьников. Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения. Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма. Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования четкого почерка. Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учетом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв. Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям. работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки. Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии. Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма: 1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. 2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма. 3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений. 4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец. 5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. 6) Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе. Общая характеристика раздела «Скорочтение. Работа с текстом». Сегодня навыки скорочтения могут пригодиться любому, вне зависимости от возраста и рода занятий. При стремительном ритме жизни количество нужной и важной информации увеличивается, а значит необходимо уметь ее принимать, сортировать по целям, обрабатывать текстовый материал таким образом, чтобы он был полезен для дальнейшего использования и хранился в нашей памяти. Скоростное чтение сегодня актуально и востребовано. Оно интересно учащимся, т.к. значительно увеличивает знания, помогая освоить большее количество учебного материала, а значит улучшить результаты освоения образовательной программы. Преимущества техники скоростного чтения состоят в следующем: 1. Сокращается и экономится время на изучение текстовой информации. 2. Активизируется способность обрабатывать прочитанный материал. Это происходит потому, что важная и нужная нам информация находится в объеме данных. 3. Развивается словарный запас и речь. 4. Развивается память и улучшается внимание. 5. Появляется возможность увеличить объем собственных знаний за счет обработки большего количества новой информации. 6. Происходит более рациональное изучение литературы. 7. Возможность освоить большее количество книг улучшает качество и результативность обучающего процесса. 8. Качественнее и эффективнее происходит понимание прочитанного. Помимо перечисленного, навык скоростного чтения повышает уровень самооценки, уверенность в собственных силах. Скоростное чтение-это не какой-то волшебный процесс, с помощью которого происходят чудеса. Это ряд действий, совершаемых человеком, набор приемов и методик, которые при регулярных тренировках и старании помогает улучшить базовые навыки и достичь качественных результатов. Повышение уровня возможно только при усилиях со стороны обучающихся. Это такой же навык, как и вождение автомобиля, или изучение иностранного языка, или езда на роликах (лыжах, велосипеде и т.п.) Читая быстрее, а значит больше, человеку становится доступно множество показателей, которые он не мог качественно освоить по причине недостаточной информации. К ним относятся умение думать, анализировать. При этом активизируется работа воображения, обработка полученной из книг информации позволяет оценивать и принимать решения. В основе современной методики чтения – деятельностный подход к обучению, что связано с целями и ожидаемыми результатами. А значит, что необходимо учитывать будущие коммуникативные задачи, которые планирует решать читатель. Это основной критерий видов чтения. Качественные характеристики результата чтения напрямую зависят от цели чтения (полнота, точность, глубина понимания). Современное образование выступает важным компонентом формирования человека. Помимо основных базовых знаний и навыков (письмо, чтение), образование, как уже ранее отмечалось, формирует человека, способного функционировать в различных областях своей жизнедеятельности. Основные методические приемы обучения скоростному чтению: 1) Артикуляционная гимнастика; 2) Чтение слогов, текста; 3) Упражнения на слуховую память; 4) Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд; 5) Упражнения на концентрацию внимания; 6) Упражнения на логическое мышление; 7) Корректурная проба. Учебный план № п/ п 1 Название раздела Всего Занятие знакомство с новым видом деятельности. Правила работы с трафаретом. Вводное занятие. Мир общения. 1.1 Организационное занятие Работа с текстом на время. 1.2 Словесный диктант Работа с таблицами 1.3 Выполнение композиции из геометрических фигур. Штриховка. Упражнения на внимание, концентрацию внимания, переключение внимания, 1.4 распределение внимания. Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка. Расширение периферийного зрения. Количество часов Теория Практика Формы аттестации/контроля 8 4 4 Беседа, упражнения, анкетирование, творческая работа 2 2 1 1 1 1 Анкетирование Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, творческая работа 8 2 6 Беседа, упражнения, опрос, творческая работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Беседа, упражнения, опрос 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Упражнения, творческая работа 2 Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка Упражнения на расширение угла зрения. 2.1 Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка Улучшение восприятия информации. 2.2 Лепка, рисование « Необычные буквы» Работа с таблицами Удивительные невидимки звуки, игра «Подскажи словечко» 2.3 Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка Чтение «Марсианских» 2.4 стихов. Построение . из геометрических фигур по трафарету. Штриховка 3 Увеличение поля зрения с использованием «метода увеличения «пятна ясного видения» Лепка, рисование «Буква, цифра» Методика пятна ясного 3.1 видения . Рисование «Буква, цифра» Упражнения для развития навыка использования 3.2 «пятна ясного видения» Построение . геометрических фигур. Штриховка. Применение методики в процессе чтения 3.3 . Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка Работа с текстом. 3.4 Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка Работа с таблицами 3.5 . Рисование «Буква Н,Р,М,Л» Игры с буквами. 3.6 Акросхемы. Штриховка . по шаблону. Письмо букв Н,Р,М,Л. Расширение вертикального и горизонтального составляющей поля зрения 4. Письмо букв и слов содержащих общие элементы: И,Л,М. Упражнение вставь буквы. Применение упражнений для улучшения чтения 4.1 Штриховка по шаблону. Письмо основных элементов букв. Работа с текстом. Игры с 4.2 буквами и словами. Игра . «Первый звук потерялся» 12 4 8 Беседа, опрос, упражнения, творческая работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Упражнения, работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, опрос 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Выполнение практики 10 3 7 Беседа, упражнения, работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Беседа, упражнения творческая упражнения, опрос, творческая Штриховка по шаблону. Короткая и длинная наклонная с закруглением и «секретиком» Работа с таблицами. 4.3 Штриховка по шаблону. Письмо букв с петлей вниз. Упражнения «Вставь буквы» 4.4 Письмо букв и слов содержащих общие элементы: И,Л,М. Итоговое занятие: Работа с 4.5 текстом на время. Работа с текстом Развитие подвижности речевого аппарата. Чтение без возвратных движений глаз, к уже прочитанной части 5. текста. Штриховка по шаблону. Письмо букв и слов с общими элементами: У,Ч,И. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. 5.1 Штриховка по шаблону. Письмо заглавных и строчных букв: г,р,п,т Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. 5.2 Тренировочные упражнения для строчных букв группы и,р,г,п. Работа с таблицами. Работа с текстом. 5.3 Штриховка по шаблону. Письмо заглавной и сточной букв :Д, д Упражнения на устранение регрессий. 5.4 Штриховка по шаблону. Письмо заглавной и строчной букв: ф,Ф. Работа с текстом. штриховка по шаблону. 5.5 Письмо заглавной и строчной букв в,В. Упражнения на развитие подвижности речевого 5.6 аппарата. Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Практическая работа 16 4 12 Беседа, упражнения, практическая работа, творческая работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Практическая работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Беседа, упражнения. 2 0 2 Беседа, упражнения. 5.7 5.8 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 7. 7.1 Письмо заглавной и строчной букв к,К. Упражнения для улучшения чтения. Работа с текстом Штриховка по шаблону. Письмо заглавной и строчной букв в,В. Упражнения на развитие навыка чтения без возврата движения глаз. Штриховка по шаблону. Рисунок «Моя буква» Подавление внутренней артикуляции и создание речевых помех. Штриховка по шаблону. Письмо заглавных и строчных букв Е,е. Техника подавления внутренней артикуляции. Штриховка по шаблону. Отработка общих элементов букв н,ю,ы. Создание речевых помех. Штриховка по шаблону. Отработка общих элементов букв х,ж,э. Применение техник для улучшения чтения. Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. Общение без слов – мимика и жесты. Рисование, лепка «Слово» Работа со скороговорками. Работа с текстом. Штриховка по шаблону. Письмо букв с петлей вниз. Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. Письмо заглавных букв. Чтение слогов по таблице. Штриховка по шаблону. Письмо букв с короткой наклонной линией. Чтение с выстукиванием ритма. Штриховка по шаблону. Отработка общих элементов букв. Техника чтения с выстукиванием ритма. Тренировочные упражнения для строчных 2 1 1 Беседа, упражнения, 2 0 2 Беседа, упражнения, творческая работа 14 5 9 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Упражнения 2 0 2 Творческая работа 2 1 1 Беседа, упражнения. 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Беседа, работа 16 5 11 Беседа, упражнения, практическая работа, творческая работа 2 1 1 Беседа, упражнения практическая букв. Применение техники для улучшения чтения. Работа с текстом. 7.2 Штриховка по шаблону. Работа с текстом. 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 8 8.1 8.2 8.3 8.4 Работа с текстом. «Марсианские» стихи. Штриховка по шаблону. Лепка, рисование « Буква» Упражнения для развития навыка чтения с выстукиванием ритма. Штриховка по шаблону. Письмо букв с короткой наклонной линией. Чтение слогов по таблице. Работа с текстом. Штриховка по шаблону. Письмо букв с длинной наклонной линией. Чтение текста с выстукиванием ритма. Работа с текстом. Упражнения для развития навыков чтения. Рисование, лепка «буква, цифра» Работа со скороговорками. Игра «Подскажи словечко» Рисование- игра «Угадай мою букву» Развитие подвижности речевого аппарата. Тренировка горизонтального движения глаз. Штриховка, отработка письма букв и слогов. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. Упражнение «Вставь буквы» Упражнения на тренировку горизонтального движения глаз. Письмо букв и слов, содержащих общие элементы. Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. Работа с текстом. 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Беседа, упражнения 2 0 2 Беседа, упражнения 2 0 2 Беседа, творческая работа 2 1 1 Беседа, игры 14 3 11 Беседа, упражнения, опрос, творческая работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Практическая работа 2 0 2 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 8.5 8.6 8.7 9 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 10. 10. 10. 10. 10. 10. 10. 11. 11. 11. Письмо заглавных и строчных букв. Игры со словами. Рисунок, лепка «Слова» Практикум: Чтение текста. Работа по списыванию текста. Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. Упражнения «Вставь буквы» Игры со словами. Работа с текстом. Работа с текстом. Корректурная проба. Письмо букв. Чтение текста. Работа с текстом на время. Списывание текста. Составление рассказа на запоминание. Рисунок, лепка «Слово» Работа с таблицами. Тренировочные упражнения для строчных букв. Работа с текстом. Работа с таблицами. Игры. Выполнение работы по списыванию текста Чтение слогов по таблице. Письмо букв с короткой 1 наклонной линией. Игры «Слова» Лепка, 2 рисование «Буква» Работа с таблицами. Штриховка 3 Работа со скороговорками Работа 4 с текстом Скорочтение: Работа с текстом. Игры, загадки. Каллиграфия: 5 Работа с таблицами Работа с таблицами. Штриховка 6 Буквы, игры, загадки. Работа с текстом. Работа с текстом (письмо) Работа с таблицами Штриховка 1 Чтение слогов Построение 2 из 2 1 1 Беседа, творческая работа 2 0 2 2 0 2 10 4 6 Упражнения, практическая работа, опрос Упражнения, практическая работа Беседа, упражнения, творческая работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 0 2 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, творческая работа 2 1 1 Беседа, упражнения 12 5 7 Беседа, упражнения, работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 2 1 1 Беседа, упражнения, творческая работа Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения, 2 0 2 12 6 6 Беседа, упражнения, творческая работа Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа, творческая работа опрос, творческая 11. 11. 11. 11. 12 12. 12. 12. 12. 13 геометрических фигур. Штриховка Игры-загадки Штриховка 3 по шаблону. Работа со слогами. Письмо 4 букв Работа с текстом на запоминание 5 Рисунок, лепка Упражнение вставь буквы Построение геометрических 6 фигур. Штриховка Чтение текста. Работа с текстом на время. Выполнение работы по списыванию текста с соблюдением каллиграфических правил. Замер скорости письма. В мире информации. Чтение текста. Письмо 1 букв с короткой и длинной наклонной линией. Чтение сказок на запоминание. Письмо 2 строчных букв. Инсценирование отрывка из сказки при помощи мимики и жестов. 3 Штриховка. Работа с текстом. Работа с текстом на время. Замер скорости чтения. Выполнение работы по 4 списыванию текста. Замер скорости письма. Итоговая аттестация обучающихся 13. Подготовка аттестации 1 к итоговой 13. Проведение итоговой аттестации 2 обучающихся Всего 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Упражнения 2 1 1 Творческая работа 2 1 1 Беседа 8 2 6 Беседа, упражнения, практическая работа 2 1 1 Беседа, упражнения 2 1 1 Беседа 2 0 2 Творческая работа 2 0 2 Практическая работа 4 1 3 Дидактический тест, игра 2 0,5 1,5 Упражнения, игра 2 0,5 1,5 Итоговые упражнения, замеры скорости чтения и письма. 144 48 96 Содержание учебного плана 1. Занятие знакомство с новым видом деятельности. Правила работы с трафаретом. Вводное занятие. Мир общения. «Здравствуйте». Знакомство. Приветствие 1.1. Организационное занятие Теория: Практика: 1.2. Работа с текстом на время. Словесный диктант Теория: Работа с текстом на время состоит из трёх этапов: до чтения, во время чтения и после прочтения. Этапы проведения диктанта включают чтение текста, запись учениками и проверку работ. Практика: Выполнение упражнений. 1.3 Работа с таблицами Выполнение композиции из геометрических фигур. Штриховка. 1.4 Упражнения на внимание, концентрацию внимания, переключение внимания, распределение внимания. Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка. 2 Расширение периферийного зрения. Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка 2.1 Упражнения на расширение угла зрения. Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка 2.2 Улучшение восприятия информации. Лепка, рисование «Необычные буквы» 2.3 Работа с таблицами Удивительные невидимки звуки, игра «Подскажи словечко» Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка 2.4. Чтение «Марсианских» стихов. Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка 3 Увеличение поля зрения с использованием «метода увеличения «пятна ясного видения» Лепка, рисование «Буква, цифра» 3.1. Методика пятна ясного видения Рисование «Буква, цифра» 3.2. Упражнения для развития навыка использования «пятна ясного видения» Построение геометрических фигур. Штриховка. 3.3. Применение методики в процессе чтения Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка 3.4 Работа с текстом. Построение из геометрических фигур по трафарету. Штриховка 3.5. Работа с таблицами Рисование «Буква Н,Р,М,Л» 3.6. Игры с буквами. Акросхемы. Штриховка по шаблону. Письмо букв Н,Р,М,Л. 4. Расширение вертикального и горизонтавльного составляющей поля зрения Письмо букв и слов содержащих общие элементы: И,Л,М. Упражнение вставь буквы. 4.1 Применение упражнений для улучшения чтения Штриховка по шаблону. Письмо основных элементов букв. 4.2. Работа с текстом. Игры с буквами и словами. Игра «Первый звук потерялся» Штриховка по шаблону. Короткая и длинная наклонная с закруглением и «секретиком» 4.3 Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. Письмо букв с петлей вниз. 4.4 Упражнения «Вставь буквы» Письмо букв и слов содержащих общие элементы: И,Л,М. 4.5 Итоговое занятие: Работа с текстом на время. Работа с текстом 5. Развитие подвижности речевого аппарата. Чтение без возвратных движений глаз, к уже прочитанной части текста. Штриховка по шаблону. Письмо букв и слов с общими элементами: У,Ч,И. 5.1 Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. Штриховка по шаблону. Письмо заглавных и строчных букв: г,р,п,т 5.2 Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. Тренировочные упражнения для строчных букв группы и,р,г,п. 5.3 Работа с таблицами. Работа с текстом. Штриховка по шаблону. Письмо заглавной и сточной букв :Д, д 5.4 Упражнения на устранение регрессий. Штриховка по шаблону. Письмо заглавной и строчной букв: ф,Ф. 5.5 Работа с текстом. штриховка по шаблону. Письмо заглавной и строчной букв в,В. 5.6 Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. Письмо заглавной и строчной букв к,К. 5.7 Упражнения для улучшения чтения. Работа с текстом Штриховка по шаблону. Письмо заглавной и строчной букв в,В. 5.8 Упражнения на развитие навыка чтения без возврата движения глаз. Штриховка по шаблону. Рисунок «Моя буква» 6 Подавление внутренней артикуляции и создание речевых помех. Штриховка по шаблону. Письмо заглавных и строчных букв Е,е. 6.1 Техника подавления внутренней артикуляции. Штриховка по шаблону. Отработка общих элементов букв н,ю,ы. 6.2 Создание речевых помех. Штриховка по шаблону. Отработка общих элементов букв х,ж,э. 6.3 Применение техник для улучшения чтения. Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. 6.4 Общение без слов – мимика и жесты. Рисование, лепка «Слово» 6.5 Работа со скороговорками. Работа с текстом. Штриховка по шаблону. Письмо букв с петлей вниз. 6.6 Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. Письмо заглавных букв. 6.7 Чтение слогов по таблице. Штриховка по шаблону. Письмо букв с короткой наклонной линией. 7. Чтение с выстукиванием ритма. Штриховка по шаблону. Отработка общих элементов букв. 7.1 Техника чтения с выстукиванием ритма. Тренировочные упражнения для строчных букв. 7.2 Применение техники для улучшения чтения. Работа с текстом. Штриховка по шаблону. Работа с текстом. 7.3 Работа с текстом. «Марсианские» стихи. Штриховка по шаблону. Лепка, рисование «Буква» 7.4 Упражнения для развития навыка чтения с выстукиванием ритма. Штриховка по шаблону. Письмо букв с короткой наклонной линией. 7.5 Чтение слогов по таблице. Работа с текстом. Штриховка по шаблону. Письмо букв с длинной наклонной линией. 7.6 Чтение текста с выстукиванием ритма. Работа с текстом. 7.7 Упражнения для развития навыков чтения. Рисование, лепка «буква, цифра» 7.8 Работа со скороговорками. Игра «Подскажи словечко» Рисование- игра «Угадай мою букву» 8 Развитие подвижности речевого аппарата. Тренировка горизонтального движения глаз. Штриховка, отработка письма букв и слогов. 8.1 Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. Упражнение «Вставь буквы» 8.2 Упражнения на тренировку горизонтального движения глаз. Письмо букв и слов, содержащих общие элементы. 8.3 Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. 8.4 Работа с текстом. Письмо заглавных и строчных букв. 8.5 Игры со словами. Рисунок, лепка «Слова» 8.6 Практикум: Чтение текста. Работа по списыванию текста. 8.7 Работа с таблицами. Штриховка по шаблону. 9 Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. Упражнения «Вставь буквы» 9.1 Игры со словами. Работа с текстом. 9.2 Работа с текстом. Корректурная проба. Письмо букв. 9.3 Чтение текста. Работа с текстом на время. Списывание текста. 9.4 Составление рассказа на запоминание. Рисунок, лепка «Слово» 9.5 Работа с таблицами. Тренировочные упражнения для строчных букв. 10. Работа с текстом. Работа с таблицами. Игры. Выполнение работы по списыванию текста 10.1 Чтение слогов по таблице. Письмо букв с короткой наклонной линией. 10.2 Игры «Слова» Лепка, рисование «Буква» 10.3 Работа с таблицами. Штриховка 10.4 Работа со скороговорками Работа с текстом 10.5 Скорочтение: Работа с текстом. Игры, загадки. Каллиграфия: Работа с таблицами 10.6 Работа с таблицами. Штриховка 11. Буквы, игры, загадки. Работа с текстом. Работа с текстом (письмо) 11.1 Работа с таблицами Штриховка 11.2 Чтение слогов Построение из геометрических фигур. Штриховка 11.3 Игры-загадки Штриховка по шаблону. 11.4 Работа со слогами. Письмо букв 11.5 Работа с текстом на запоминание Рисунок, лепка 11.6 Упражнение вставь буквы Построение геометрических фигур. Штриховка 12 Чтение текста. Работа с текстом на время. Выполнение работы по списыванию текста с соблюдением каллиграфических правил. Замер скорости письма. 12.1 В мире информации. Чтение текста. Письмо букв с короткой и длинной наклонной линией. 12.2 Чтение сказок на запоминание. Письмо строчных букв. 12.3 Инсценирование отрывка из сказки при помощи мимики и жестов. Штриховка. Работа с текстом. 12.4 Работа с текстом на время. Замер скорости чтения. Выполнение работы по списыванию текста. Замер скорости письма. 13 Итоговая аттестация обучающихся 13.1 Подготовка к итоговой аттестации 13.2 Проведение итоговой аттестации обучающихся Организационно-педагогические условия Календарный учебный график № 1 2 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Выходные дни 9 Окончание учебного года учебный год 39 4 144 18 21 2 сентября 2024 года 31 декабря – 8 января – Новогодние каникулы 23 февраля – День защитника Отечества 8марта – Международный женский день 1 мая –Праздник весны и труда 9 мая – День Победы 30 мая 2025 года Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение • помещение аудитории № 204, учебные комплекты мебели, соответствующее санитарно-гигиеническим и пожарным нормам • канцелярские принадлежности: ручки, бумага, цветные карандаши, фломастеры, тетради • настенная демонстрационная доска Кадровое обеспечение Должность – педагог дополнительного образования Методы обучения: - Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение. - Наглядные: демонстрация. - Практические: упражнения, выполнение графических записей. - Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос. Средства обучения: - наглядный материал: таблицы, схемы, образцы; - методическая литература: книги, журналы; - оборудование: книги, карандаши, ручки; - материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания, - набор для слуховой памяти. Формы организации образовательной деятельности • групповая форма организации проведения лекций, бесед, словесного поиска практических решений, • индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения упражнений, работы над переводом текстов, конкурсной деятельности, • индивидуальная форма защиты проектов и прохождения аттестационных мероприятий. Приемы и методы. Артикуляционная гимнастика; чтение слогов, текста; упражнения на слуховую память; упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд; упражнения на концентрацию внимания; упражнения на логическое мышление; корректурная проба. Формы организации учебного занятия Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, мини-выставки, практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации внеучебной деятельности проводятся открытые занятия, выставки, конкурсы, олимпиады, фестивали. Педагогические технологии Игровые технологии. Создание положительной мотивации учения. Расширение объема и повышение устойчивости внимания. Результат использования: Интеллектуальное развитие: развивается речевая реакция, речевая активность. Способствует накоплению нового материала и закреплению ранее полученных знаний. Активизируется речемыслительная деятельность. Мотивация: повышение трудоспособности и заинтересованности обучаемых. Развитие личностных качеств обучаемых: совершенствуется самоуправление поведением, развивается самостоятельность обучаемых. Групповые технологии. Создание положительной мотивации обучения, развитие внимания, интеллекта и личностных качеств учащихся, а также их коммуникативных способностей, способствует повышению мотивации, улучшению качества обучения, развитию критического мышления, устойчивости внимания и речи. Это также повышает объём и глубину знаний, развивает нестандартные решения и сокращает время на усвоение материала. В результате укрепляется самооценка, развиваются инициатива, ответственность, такт, самостоятельность и организаторские способности, а также укрепляется вера в свои силы. Кроме того, развиваются толерантность, уважение к другим, желание помогать и сотрудничество в коллективе. Эмоциональная сфера становится более позитивной, снижается тревожность, и каждый получает поддержку. Поведение учащихся также меняется в лучшую сторону, они начинают больше уважать труд педагогов. Здоровье сберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе проблема поддержания здоровья детей приобретает особую значимость. Из-за недостатка физической активности в рамках интенсивного обучения и других образовательных активностей возникает необходимость внедрения технологий, направленных на охрану здоровья. Эти технологии призваны сохранить и укрепить здоровье учащихся, развивая их природные способности, такие как интеллект, нравственные и эстетические чувства, а также потребность в активности и взаимодействии с окружающими. Они способствуют воспитанию культуры заботы о здоровье, формированию понимания здоровья как ценности и стимулированию стремления к здоровому образу жизни. Основной принцип здоровье сбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не навреди!». Это означает, что все используемые средства и методы должны быть обоснованы, проверены на практике и не наносили вред здоровью. Предполагаемый результат: Программа по скорочтению направлена на достижение следующих результатов: - увеличение скорости чтения; - освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания; - активизация высших психических функций; - расширение поля зрения; - освоение алгоритма рационального чтения. Программа включает три основных направления: - Обучение детей скоростному и осознанному чтению. - Развитие зрительной и слуховой памяти. - Улучшение разговорной речи. Программа по каллиграфии направлена на достижение следующих результатов: • формирование навыка красивого и аккуратного письма; • повышение скорости письма; • знакомство с правилами гигиены письма; • ориентация на страницах прописей и тетрадей; • изучение каллиграфического написания букв, буквосочетаний, слогов, слов и предложений; • неразрывное письмо; • списывание печатного текста; • развитие мелкой моторики рук, речи и памяти; • воспитание дисциплины, самоконтроля и умения работать сосредоточенно. № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела, темы Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Раздел 1. Занятие Презентация, знакомство с новым анкетирование, видом деятельности. игры, упражнения, Правила работы с трафаретом. Вводное занятие. Мир общения. Знакомство. Приветствие Раздел 2. Расширение Презентация, игры, переферийного зрения. упражнения, Построение из карточки геометрических фигур по трафарету. Штриховка. Раздел 3. Увеличение Презентация, игры, поля зрения с упражнения, использованием «метода карточки увеличения пятна ясного видения» Лепка, рисование «Буква, цифра» Раздел 4. Расширение Презентация, игры, вертикального и упражнения, горизонтального карточки составляющей поля Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Словесный, объяснительноиллюстративный методы. Игровые технологии Формы учебного занятия Беседа, творческая работа Словесный, Беседа, опрос, объяснительнотворческая иллюстративный, работа наглядный метод. Игровые технологии Словесный, объяснительноиллюстративный. Игровые технологии Беседа, опрос, упражнения, творческая работа, проект Словесный, объяснительноиллюстративный Технология личностно- Беседа, опрос, упражнения, творческая работа 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. зрения. Письмо букв и слов содержащих общие элементы: И,Л,М. Упражнение вставь буквы. Раздел 5. Развитие подвижности речевого аппарата.Чтение без возвратных движений глаз к уже прочитанной части текста. Штриховка по шаблону. Письмо букв и слов с общими элементами: У,Ч,И Раздел 6. Подавление внутренней артикуляции и создание речевых помех. Штриховка по шаблону. Письмо заглавных и строчных букв Е,е Чтение с выстукиванием ритма. Штриховка по шаблону. Отработка общих элементов букв. Раздел 8. Развитие подвижности речевого аппарата. Тренировка горизонтального движения глаз. Штриховка. Отработка письма букв и слогов. Раздел 9. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата. Упражнения вставь буквы. Раздел 10. Работа с текстом.Работа с таблицами.гры. Выполнение работы по списыванию текста. Раздел 11. Буквы, игры, загадки. Работа с текстом. Раздел 12. Чтение текста. Работа с текстом на время. Выполнение работы по списыванию текста с соблюдением каллиграфических правил. Замер скорости письма. ориентированного развивающего обучения Презентация, игры, Словесный, упражнения, объяснительнокарточки иллюстративный, наглядный методы. Игровые технологии Беседа, опрос, упражнения, творческая работа Презентация, игры, Словесный, упражнения, объяснительнокарточки иллюстративный, практический методы.. Игровые технологии Беседа, практическая работа, творческая работа Презентация, игры, Словесный, Беседа, упражнения, объяснительнотворческая карточки иллюстративный Игровые работа технологии Презентация, игры, Словесный, Беседа, опрос, упражнения, объяснительнотворческая карточки иллюстративный Игровые работа технологии Презентация, игры, Словесный, упражнения, объяснительнокарточки иллюстративный Групповые технологии Беседа, творческая работа Презентация, игры, Словесный, Беседа, опрос, упражнения, объяснительнотворческая карточки иллюстративный Игровые работа технологии Презентация, игры, Словесный, Беседа, упражнения, объяснительнотворческая карточки иллюстративный Игровые работа технологии Презентация, игры, Словесный, Беседа, упражнения, объяснительнотворческая карточки иллюстративный Игровые работа технологии Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы оценочных средств • журнал посещаемости, • аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях • фотоотчет; • отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся • статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте». Формы итоговой аттестации • аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации; • демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме отчетных концертов; • защита творческих работ; • участие в проектной деятельности и акциях «День пожилого человека», «Новогодние чудеса», «День Защитника Отечества», «8 марта». Итоговая аттестация обучающихся проводится в два этапа, согласно Положению о формах периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра - проверка теоретических основ программы, через выполнение теоретической самостоятельной работы; - проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций, через выполнение практической работы. Критерии оценивания Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической работы осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение №1.), разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении на основании Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы, используя полные и краткие предложения). Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема знаний, предусмотренных программой; задания выполняет самостоятельно или с помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла, содержащие ошибки). Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема знаний, предусмотренных программой; часто ошибается, выполняет задания с подсказкой детей и педагога). Список литературы Нормативные документы Дополнительное (нормативно-правовое) направление: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями. 2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 4. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН). 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 10. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 11. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями. 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 14. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи». 15. Приказ начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог от 04.07.2023 № 380 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 16. Приказ директора МАУДО ЦДО от 14.07.2023 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (включая разноуровневые, модульные и по социальному сертификату). 17. Устав МАУДО Центр дополнительного образования. Литература, использованная при составлении программы Дополнительная (Педагогическое направление): 1. Беспятова Н.К. «Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации» Айрис Пресс, Москва, 2020 2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 2020. № 2. 3. Голованов В.П. «Методика и технология дополнительного образования» Владос, Москва, 2019 4. Пришвин И.И. «Методика работы педагога образования» Академия, Москва, 2020 5. «Сборник информационно – методических материалов по дополнительному образованию детей» Москва, 2021 6. Трофимова Н.М. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – С-Пб, «Питер», 2015. – 240 стр. 7. Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г 8. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002 Литература для обучающихся и родителей Для родителей (законных представителей) 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб, 2020 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2019 3. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников. – М.: АСТ, 2020 4.«Скорочтение» Питера Кампа. 5.«Быстрое чтение за 10 дней» Эбби Маркс-Бил. 6.«Скорочтение на практике» Павла Палагина. Интернет- ресурсы: Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения Угол зрения и чтение Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры Упражнение на расширение угла зрения Таблицы Шульте Угол зрения и предустановка Компьютерные эксперименты на восприятие текста Вращающиеся буквы Разорви текст на полоски и попробуй прочитать Перемешанные буквы Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте Попробуйте читать без некоторых букв Чтение короткими порциями (моргающий текст) Чтение и ритм Чтение под метроном Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения: Чтение без коротких слов Восприятие текста. Прочитай текст за одно мгновение Восприятие текста. Прочитай текст, если в нем не хватает букв Таблицы Шульте (вариация - изменение одного числа) Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали) Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения Угол зрения и чтение Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры Упражнение на расширение угла зрения Таблицы Шульте Угол зрения и предустановка Компьютерные эксперименты на восприятие текста Вращающиеся буквы Разорви текст на полоски и попробуй прочитать Перемешанные буквы Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте Попробуйте читать без некоторых букв Чтение короткими порциями (моргающий текст) Чтение и ритм Чтение под метроном Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения: Чтение без коротких слов Восприятие текста. Прочитай текст за одно мгновение Восприятие текста. Прочитай текст, если в нем не хватает букв Таблицы Шульте (вариация - изменение одного числа) Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали) Аннотация Программа «Читай быстро. Пиши красиво» реализует содержание социальногуманитарной направленности и предназначена для обучающихся в возрасте 7 – 12 лет. Программа предназначена для обучения детей младшего школьного возраста. За один день в наше время создается объем информации, который раньше создавался на протяжении столетий. Но скорость чтения при этом не увеличивается, а уменьшается, однако расширяется когнитивная база. Скорочтение становится необходимым для гармоничного развития. Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует формированию и развитию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин. Программа рассчитана на 144 учебных часа. ПРИЛОЖЕНИЕ Фамилия и № имя п/п обучающегося Группа 1 1. 2. Итоговый балл Средний балл формирование социокультурной эрудиции обучающихся формирование навыков индивидуальной, парной и групповой работы ТЕОРИЯ Средний балл формирование знания о культуре англоязычных стран. развитие личностных качеств в ходе овладения языковым материалом: внимание, мышление, память и воображение Предметная компетентность развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности Средний балл лингвистические знания (в области фонетического, лексического и грамматического строения иноязычной речи) обучение чтению и пониманию содержания несложных текстов развитие навыков устной и письменной речи на иностранном языке (понимание и говорение) Приложение №1 Характеристика оценочных материалов ПРАКТИКА Метапредметная компетентность Личностная компетентность