ОП Кукольный теремок

1

Содержание
2. Комплекс основных характеристик программы

3

2.1 Пояснительная записка

3

Направленность общеразвивающей программы

3

Актуальность общеразвивающей программы

3

Отличительные особенности программы

3

Адресат общеразвивающей программы

4

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

4

Объём и срок освоения программы

4

Особенности организации образовательного процесса

4

Форма организации образовательного процесса

5

Виды занятий

5

Форма подведения результатов

5

2.2 Цели и задачи программы

6

2.3 Учебный (тематический) план)

7

2.4 Содержание учебного (тематического) плана

9

2.5 Планируемые результаты

13

3. Организационно-педагогические условия

14

3.1 Календарный учебный график

14

3.2 Условия реализации программы

14

3.3 Материально-техническое обеспечение

14

Кадровое обеспечение

14

Методические материалы

14

3.3 Формы аттестации

17

4 Список литературы

21

2

2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Кукольный теремок» (далее программа) – художественная. Уровень усвоения содержания
программы - стартовый.
Программа направлена на овладение обучающимися основных приемов обработки ткани,
изготовление бескаркасных кукол, навыки работы на швейной машине, овладение техникой
изготовления игрушки. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, для его социальнокультурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации.
Актуальность программы состоит в потребности продуктивной деятельности детей к
возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной и современной
текстильной куклы. История текстильной игрушки насчитывает уже не один век, но, как и в древние
времена, она остается актуальной и востребованной.
Данная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров,
художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает
возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного
искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и молодежи».
Отличительные особенности программы
Программа составлена таким образом, что занятия проходит в определенной тематике. Это
может быть кукла-оберег, кукла- снежка, авторская кукла. Изделия изготавливаются от легкого к
сложному. В процессе обучения возможна корректировка изделий, внесение каких - то
дополнительных элементов. Дети узнают ключевые понятия: текстильная кукла, виды текстильных
кукол.
Каждая работа оценивается индивидуально. Обязательно похвалой, если у кого - то не
получается, руководитель и дети исправляют. Работа должна быть выполнена в любом случае.
Данная программа предлагает изучение основ и технологий изготовления различных видов
текстильной куклы, её истории, возвращение к истокам национальной культуры, овладение
традиционными приемами художественного ремесла. Также обучение в объединении даёт
возможность детям познакомиться не только с текстильными куклами России и, но и других стран.

3

Новизна программы состоит в том, что она позволяет использовать различные технологии
изготовления текстильной куклы, не ограничиваясь определенными материалами или стилем. В
этом многообразии кукольного мира испробовать все, и выбрать наиболее близкий ребенку вид
творчества.
Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка
и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни
приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу.
Взрослые художники-кукольники России объединились в Международную Ассоциацию
кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства
и музеи кукол, выпускают журналы – каталоги международных выставок, проводят мастер-классы.
Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень увлекательное.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 10-17 лет. Дети этого возраста
способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах искусства шитья.
Обучающиеся младшего школьного возраста (10 – 12 лет) наиболее открыты и любопытны.
Они обладают повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, игровым отношением ко
многому из того, с чем они сталкиваются. Дети с удовольствием своими руками изготавливают
сувениры, игрушки, подарки близким (маме, бабушке, подруге). Благодаря практическому
результату уже на первых занятиях у обучающихся сохраняется интерес к дальнейшему обучению .
Подростковый возраст (13-14 лет) характеризуется интенсивными психологическими и
физическими изменениями. В это время происходит жизненное самоопределение подростка,
формирование мировоззрения, а также благоприятный период для развития творческих
способностей. Все это способствует развитию у обучающихся художественного вкуса, позволяет
выразить и подчеркнуть аккуратность, мастерство и индивидуальность.
Особенностью подростков от 15 до 17 лет является формирование собственной точки зрения.
У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение. Он стремится определить свое место в
коллективе, и очень переживает о том, что о нем думают другие. Для подростков характерно
объединение в неформальные группы. Особое значение в юношеском возрасте приобретает
моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается
диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте
тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи
с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно
углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.
Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Оптимальное количество детей в группе не должно превышать 12 человек. Такой
количественный состав позволит соблюдать технику безопасности при работе с колющими и
режущими предметами, на швейной машинке, а также позволяет педагогу обратить внимание на
восприятие индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 мин.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы.
Объем часов по программе составляет 74 часа в год.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс ориентирован на развивающий характер, является разнообразным
как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и
творческие занятия), так и по содержанию; базируется на развивающих методах обучения детей; для

4

того, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое
позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами, найти для себя занятие по душе.
При реализации программы используется традиционная модель – линейная
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения.
В соответствии с учебным планом в объединениях по интересу сформированы группы
обучающихся разного возраста, являющиеся основным составом объединения. Состав группы
постоянный.
Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 10 до 12 человек.
Ожидаемая максимальная численность детей, одновременно обучающихся в рамках часов
учебного плана, предусматриваемых реализацию программы одновременно для всего объединения12 человек.
Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе -10 человек.
Обучающимся, освоившим в полном объеме программу обучения, выдается удостоверение о
получении дополнительного образования по пройденной дополнительной общеобразовательной
программе.
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде
элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности
учреждения. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с
обучающимися.
Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
− групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
− фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
− самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
− работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала
(словесные методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность,
являющуюся основой, необходимой для закрепления информации. Каждое занятие
сопровождается физкультминутками и перерывами.
Уровень сложности программы – стартовый
«Стартовый уровень» – предполагает освоение основных знаний и развитие творческих
способностей обучающихся в процессе их деятельности на занятиях по шитью. Обучающиеся могут
реализовывать свои идеи в творческих мероприятиях разного уровня (выставки, ярмарки,
конкурсы).
Виды занятий - беседа; просмотр презентаций и мастер - классов, практическое занятие,
творческие отчеты, посещение и организация выставок, подготовка и участие в конкурсах.
Формы подведения результатов - беседа, викторина, организация выставки, проект,
мастер - класс, презентация, ярмарка и др.

5

2.2. Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через воплощение выбранного образа,
путём создания авторской куклы, развития интереса и любови к истокам русской культуры, через
изучение народной куклы, народного костюма.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов) 1.
Формировать у обучающихся знания об истории авторской куклы;
2.
Приобретать знания и умения в процессе освоения техник изготовления художественной
куклы.
3.
Формировать практические навыки (виды ручных и машинных швов, раскрой изделия,
последовательность соединения деталей, изготовление одежды и аксессуаров для кукол).
Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов)
Развивать творческую активность обучающегося путём самостоятельной постановки и
решения творческой задачи в реализации задуманного образа.
2.
Развивать внимание, память, воображение, художественно-конструкторские способности,
мелкую моторику, фантазию обучающихся.
3.
Развивать интерес к новому виду прикладного творчества - текстильная кукла.
Воспитывающие (направленные на достижение личностных результатов)
1.
Формировать коммуникативные навыки обучающихся через общение в коллективе,
художественно-эстетический вкус, аккуратность, положительного отношения к труду и творчеству.
2.
Воспитывать культуру труда (планирование и организация практической деятельности,
экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего места, соблюдение правил
техники безопасности при выполнении работ с различными инструментами).
3.
Формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.
1.

6

2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Количество часов

№
п/п

Название раздела (модуля)

1

2
Раздел 1. История кукол,
русская народная кукла

1.1

1.2

1.3

Вводное занятие. Беседа о
куклах, история
возникновения.Показ
образцов.
Оборудование: инструменты и
материалы, используемые для
изготовления кукол
Техника безопасности при
работе ручными работами.
Знакомство с основными
ручными строчками:
сметочный шов, Обметочный
шов. Изучение шва «назад
иголку»
Раздел 2. Куклы обереги,
обрядовые

2.1
2.2
2.3

2.4

3.1

Знакомство и технология
выполнения простейшей
куклы «Отдарок- на -подарок»
Знакомство и технология
выполнения куклы
«Пеленашка»
Знакомство и технология
выполнения куклы
«Колокольчик»
Знакомство и технология
выполнения куклы «Пасха»
Раздел 3. Домовенок Кузя.
Выбор ткани. Создание
выкройки для домовенка,
сшивание деталей

Всего

Теория

Практика

3

4

5

6

3,5

2,5

2

1,5

0,5

2

1,5

Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы

0,5

Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы

2

0,5

1,5

8

2

6

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

12

3

9

2

0,5

1,5

3.2

Набивка синтепоном,
оформление лица

2

0,5

1,5

3.3

Создание парика, пришивание
к голове

2

0.5

1.5

7

Формы
аттестации/контроля

Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы

3.4

Создание выкройки одежды,
сшивание одежды

2

0,5

1,5

3.5

Изготовление аксессуаров для
домовенка (лапти, сундучок)

2

0,5

1,5

3.6

Итоговое занятие по теме
«Домовенок кузя»

2

0,5

1,5

Раздел 4. Новогодний
гномик.

8

2

6

4.1

Подбор материалов.
Изготовление выкройки для
гномика

2

0,5

1,5

4.2

Сшивание деталей гномика.
Набивка тела синтепоном

2

0,5

1,5

4.3

Изготовление колпака, бороды
для гномика.

2

0,5

1,5

4.4

Итоговое занятие по теме
«Новогодний гномик»

2

0,5

1,5

Раздел 5. Кукла Тильда
(подарок маме к 8 марта)

14

3

11

5.1

Изготовление выкроек тела

2

0,5

1,5

5.2

Сшивание деталей выкройки

2

0,5

1,5

5.3

Набивка тела синтепоном

2

0

2

5.4

Сборка тела

2

0,5

1,5

5.5

Изготовление выкроек одежды

2

0,5

1,5

5.6

Сшивание одежды

2

0,5

1,5

5.7

Итоговое занятие по теме
«Кукла Тильда»

2

0,5

1,5

Раздел 6. Кукла Снежка
(большеножка) в военной
форме к 9 мая

14

3

11

6.1

Заготовка выкроек, сшивание
выкроек

2

0,5
8

1,5

Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы

Наблюдение за
выполнением хода
работы

6.2

Набивка деталей тела
синтепоном, сборка деталей
куклы

2

0

2

6.3

Пришивание волос на куклу

2

0,5

1,5

6.4

Разработка дизайна одежды
(образа). Создание выкроек

2

0,5

1,5

6.5

Сшивание одежды

2

0,5

1,5

6.6

Изготовление аксесуара для
куклы

2

0,5

1,5

6.7

Итоговое занятие по теме
«Кукла Снежка»

2

0,5

1,5

8

1

7

Раздел 7. Кукла Сплюшка.
7.1

Заготовка выкройки.
Сшивание выкройки

2

0,5

1,5

7.2

Набивка головы и тела
синтепоном

2

0

2

7.3

Оформление лица.

2

0,5

1,5

7.4

Итоговая выставка работ

2

0

2

4

2

2

8.1
8.2

Раздел 8. Итоговая
аттестация обучающихся.
Подготовка к промежуточной
аттестации. Систематизация
знаний и умений.
Проведение промежуточной
аттестации обучающихся.

2

1

1

2

1

1

9

Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы
Наблюдение за
выполнением хода
работы

2.4. Содержание учебного (тематического) плана
1. История кукол, русская народная кукла.
1.1 Вводное занятие. Беседа о куклах, история возникновения. Показ образцов.
Теория: Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Общая характеристика учебного
процесса. Знакомство с программой, порядком и содержанием работы объединения. Правила по
технике безопасности труда на занятиях. История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с
куклами. Информация о типах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначение.
Практика: опрос начальных знаний о вышивании и шитье. Показ образцов. Ознакомление с видами
образцов кукол.
1.2 Оборудование: инструменты и материалы, используемые для изготовления кукол. Техника
безопасности при работе ручными работами.
Теория: Линейка и ее разновидности. Понятие сантиметра и миллиметра. Простой карандаш и его
разновидности. Ножницы, нитки. Иголки. Ткани, применяемые для изготовления кукол
Практика: ручные швы, опрос.
1.3 Знакомство с основными ручными строчками: сметочный шов, обметочный шов, изучение шва
«назад иголку»
Теория: Технология выполнения швов
Практика: Выполнение ручных швов.
2.Куклы обереги, обрядовые.
2.1 Знакомство и технология выполнения простейшей куклы «Отдарок- на подарок»
Теория: Виды традиционных кукол и поверия, связанные с ними. История кукол. Обереговая кукла
«Отдарок-на-подарок». Особенность изготовления.
Практика: Изготовление куклы «Отдарок на подарок»
2.2 Знакомство и технология выполнения куклы «Пеленашка»
Теория: Подбор материалов
Практика: Изготовление обереговой куклы «Пеленашка»
2.3 Знакомство и технология выполнения куклы «Колокольчик»
Теория: История обереговой куклы «Колокольчик»
Практика: Подбор тканей и материалов, изготовление куклы.
2.4 Знакомство и технология выполнения куклы «Пасха» Теория: История обереговой куклы
«Пасха»
Практика: Подбор тканей и материалов, изготовление куклы.
3. Домовенок Кузя
3.1. Выбор ткани. Создание выкройки для домовенка, сшивание деталей
Теория: Технология изготовления домовенка. Подбор материала.
Практика: изготовление выкройки, сшивание деталей.
3.2. Набивка синтепоном, оформление лица
Теория: Технология сборки деталей на нить. Техника безопасности при работе с иглой. покраски
лица красками, грунтовка.
Практика: Набивка синтепоном, сборка деталей, покраска лица.
3.3. Создание парика, пришивание к голове.
Теория: Технология и способы изготовления парика
Практика: Изготовление волос из пряжи, пришивание парика на голову кукле.
3.4. Создание выкройки одежды, сшивание одежды
Теория: Теория: Подбор ткани и материала
Практика: Изготовление выкройки основы, перенос чертежа на ткань, крой и сметывангие деталей.
3.5. Изготовление аксессуаров для домовенка (лапти, сундучок)
Теория: Заготовка материалов, технология изготовления
Практика: изготовление аксессуара
10

3.6. Итоговое занятие по теме «Домовенок кузя»
Теория: Подведение итогов по теме
Практика: Опрос.
4. Новогодний гномик
4.1 Подбор материалов. Изготовление выкройки для гномика
Теория: Технология изготовления гномика. Подбор материала.
Практика: изготовление выкройки.
4.2 Сшивание деталей гномика. Набивка тела синтепоном
Теория: Советы по шитью одежды
Практика: сшивание деталей, набивка тела синтепоном
4.3 Изготовление колпака, бороды для гномика
Теория: Технология и способы изготовления колпака, бороды
Практика: Изготовление колпака, бороды для гномика
4.4 Итоговое занятие по теме «Новогодний гномик»
Теория: Подведение итогов по теме
Практика: Опрос, выставка.
5. Кукла Тильда (подарок маме к 8 марта)
5.1 Изготовление выкроек.
Теория: История зарождения куклы Тильды. Подбор и изготовление эскиза. Подбор материала.
Практика: Изготовление выкройки.
5.2 Сшивание деталей выкройки
Теория: Советы по шитью одежды
Практика: сшивание деталей
5.3 Набивка тела синтепоном
Практика: Набивка тела синтепоном
5.4 Сборка тела
Теория: Технология сборки деталей на нить. Техника безопасности при работе с иглой.
Практика: Сборка тела
5.5 Изготовление выкроек одежды
Теория: Теория: Подбор ткани и материала
Практика: Изготовление выкройки основы, перенос чертежа на ткань
5.6 Сшивание одежды
Теория: Советы по шитью одежды
Практика: сшивание деталей
5.7 Итоговое занятие по теме «Кукла тильда»
Теория: Подведение итогов по теме
Практика: Опрос
6 Кукла Снежка (большеножка) в военной форме к 9 мая.
6.1 Заготовка выкроек, сшивание выкроек
Теория: Подбор ткани и материала
Практика: Изготовление выкройки основы, перенос чертежа на ткань, сшивание деталей
6.2 Набивка деталей тела синтепоном. Сборка деталей куклы
Теория: Технология сборки деталей на нить. Техника безопасности при работе с иглой.
Практика: Набивка тела синтепоном. Сборка тела куклы.
6.3 Пришивание волос на куклу
Теория: Технология пришивания волос
Практика: Пришивание волос
6.4 Разработка дизайна одежды (образа). Создание выкрой.
Теория: Подбор ткани и материала. Изготовление выкройки.
Практика: Зарисовка в тетради. Перенос чертежа на ткань.
11

6.5 Сшивание одежды
Теория: Советы по шитью одежды
Практика: сшивание деталей
6.6 Изготовление аксесуара для куклы
Практика: Изготовление аксесуара для куклы
6.7 Итоговое занятие по теме «Кукла Снежка»
Теория: Подведение итогов по теме
Практика: Опрос
7.Кукла Сплюшка.
7.1 Заготовка выкройки. Сшивание выкройки
Теория: Обсуждение и создание эскиза будущей куклы.
Практика: Заготовка выкроек.
7.2 Набивка головы и тела синтепоном
Практика: Набивка тела синтепоном
7.3 Оформление лица.
Теория: Способы оформления лица, техника безопасности при работе с иглой
Практика: Вышивание частей лица.
7.4 Итоговая выставка работ
Практика: Выставка работ.
8.Итоговая аттестация обучающихся.
8.1 Подготовка к промежуточной аттестации. Систематизация знаний и умений.
Теория: Организационные аспекты проведения аттестации.
Практика: Проверка знаний и повтор теории
8.2 Проведение промежуточной аттестации обучающихся.
Теория: Организационные аспекты проведения аттестации.
Практика: Реализация формы аттестации по выбору обучающихся: тестирование, практическое
применение на практике полученных знаний.

12

2.5 Планируемые результаты
Реализация программы строится на ориентации предметных, метапредметных и личностных
и результатов:
Предметные результаты:
– сформированные знания у обучающихся об истории авторской куклы;
– знания, умения, навыки необходимые для реализации декоративно-прикладной деятельности в
процессе освоения техник изготовления художественной куклы;
– практические навыки (выполнение видов ручных и машинных швов, раскрой изделий,
последовательность соединения деталей, изготовление одежды и аксессуаров для куклы).
Метапредметные результаты
– проявление творческой активности обучающегося путем самостоятельной постановки и решения
творческой задачи в реализации задуманного образа;
– повышение уровня развития внимания, памяти, воображения, художественно-конструкторских
способностей образного мышления, мелкой моторики фантазии обучающегося в процессе
изготовления куклы;
– развитие интереса к новому виду прикладного творчества — текстильная кукла
Личностные результаты
–
повышения уровня сформированности коммуникативных навыков через обращение в
коллективе, художественно-эстетический вкус, аккуратность, положительное отношение к труду и
творчеству;
–
проявление воспитанности в культуре труда (умение планировать и организовывать
практическую деятельность, экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего
места, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ с различными
инструментами)
–
сформированные навыки здорового, безопасного образа жизни;

13

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Окончание учебного года

учебный год
39
2
72
18
21
2 сентября текущего года
30 мая текущего года

3.2. Условия реализации программы
Материально – техническое оснащение
−
помещение аудитории №305, учебные комплекты мебели, соответствующее санитарногигиеническим и пожарным нормам;
−
хлопчатобумажные лоскуты ткани; нитки для шитья, иглы, ножницы, бисер, пуговицы,
тесьма, кружева;
−
канцелярские принадлежности: линейка, карандаш, клей; вата, синтепон, проволока.
Кадровое обеспечение
Должность - педагог дополнительного образования
Методические материалы
Специальная литература, методические разработки поэтапного изготовления изделий,
наглядные пособия (иллюстрации, картины, фотоматериалы и т.п.), разработки конспектов, образцы
текстильных кукол, которые будут использоваться на занятиях.
•
•
•
•
•

Методы обучения и воспитания
словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при проведении
лекционной части;
наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
практический - упражнения, практические задания, наблюдения, игры;
дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения;
проблемное обучение - самостоятельная разработка презентаций.

Формы организации образовательной деятельности
групповая форма организации проведения лекций, бесед;
индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения
работы, конкурсная деятельность;
• индивидуальная форма защиты проектов.
•
•

Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, мини-выставки,
практические занятия, конкурсы, творческие мастерские. При организации внеучебной
деятельности проводятся выставки, конкурсы.

14

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков).
Сделать обучение более удобным и, таким образом, более продуктивным для каждого
обучаемого; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных
возможностей (способностей); содействие средствами индивидуализации освоению программы
каждым обучаемым, предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных умений и
навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого; улучшение учебной
мотивации и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств:
самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Изучение особенностей обучаемых: обучаемость, учебные умения, обученность,
познавательные интересы. Которые, впоследствии учитываются при индивидуализации работы.
Учебно-познавательная деятельность обучаемых над выполнением специфических заданий,
позволяющая регулировать темп продвижения каждого ребенка сообразно его возможностям.
Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности. Взаимоконтроль
обучаемых.
Результат использования:
Сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности.
Содействовует средствами индивидуализации выполнению программ каждым обучаемым,
предупреждает неуспеваемость. Формирует общеучебные умения и навыки при опоре на зону
ближайшего развития каждого обучаемого. Улучшает учебную мотивацию и развивает
познавательные интересы детей. Способствует развитию самооценки, познавательной
самостоятельности, организованности, проявлению инициативы, находчивости, гибкости мысли,
настойчивости в достижении цели. Позволяет обучающемуся работать экономно, в оптимальное для
себя время, постоянно контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких
результатов обученности. Позволяет вовремя вносить необходимые коррекции в деятельность как
обучаемого, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой
ситуации, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Педагог имеет непосредственный
контакт с обучаемым.
Групповые технологии.
Создание положительной мотивации учения; развитие внимания; интеллектуальное развитие
обучаемых; развитие личностных качеств обучаемых; развитие коммуникативных способностей.
Выполнение заданий в группах (2-6 человек) на занятиях в объединении «Кукольный теремок».
Результат использования:
Повышение мотивации. Интеллектуальное развитие: развивается критическое мышление,
внимание становится более устойчивым. Качество усвоения материала: возрастает объем и глубина
знаний, повышается уровень осмысления материала, растет число нестандартных решений,
тратится меньше времени на усвоение. Влияет на развитие личности: становление самооценки,
развитие инициативы развитие навыков необходимых для жизни в обществе (ответственность, такт,
умение строить свое поведение с учетом мнения другого человека, самостоятельность,
организаторские способности), усиливается вера в свои силы. Влияет на коммуникативные
особенности: развивается коллектив (развивается толерантность, уважение к другим, желание
помочь). Влияет на эмоциональную сферу: усиливается переживание удовольствия от процесса
обучения, снижается тревожность, есть возможность оказать поддержку каждому. Влияет на
поведение: повышается уважение к труду педагога.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская).
Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику деятельности учреждений
дополнительного образования детей способствует отсутствие жесткой регламентации деятельности,
гуманистические взаимоотношения участников объединений, комфортность условий для
индивидуального и творческого развития детей и адаптация их интересов в любой сфере жизни. В
центре внимания – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и
способная на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Цель: развитие
индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Технология личностноориентированного развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная
деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Педагог создает условия
для правильного выбора каждым содержания изучаемого и темпов его освоения. Обучающийся
15

приходит учиться по своему желанию, в свое свободное время. Задача педагога – так давать
материал, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, активизировать его
творческую и познавательную деятельность. В данной технологии обучения центр всей
образовательной системы – индивидуальность детской личности, поэтому, методическую основу
составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе проблема
сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит активной физической
нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой учебной деятельности
обучающихся, что привело к использованию технологий по охране здоровья. Цель: сохранение и
укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие
природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в
деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой и искусством. Они
направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств,
способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как о
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Основной принцип здоровьесбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не навреди!». Это
означает, что все используемые средства и методы должны быть обоснованы, проверены на практике
и не наносили вред здоровью.
№
п/п

1.
2.

Название раздела,
темы

Раздел 1. История
кукол, русская
народная кукла
Раздел 2. «Куклы
обереги, обрядовые»

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Презентация
Презентация

3.

Раздел3. «Домовенок
Кузя»

Презентация

4.

Раздел 4. «Новогодний
гномик»

Презентация

5.

Раздел 5. «Кукла
Презентация
Тильда» подарок маме
к 8 марта
Раздел 6. «Кукла
Презентация
Снежка
(большеножка)» в
военной форме к 9
мая
Раздел 7. «Кукла
Презентация
Сплюшка»

6.

7.
8.

Раздел 8. «Итоговая
аттестация
обучающихся»

Презентация,
карточки

Формы, методы, приемы
обучения.
Педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

Словесный, объяснительно- Беседа,
иллюстративный методы.
творческая
работа
Словесный, объяснительно- Беседа, опрос,
иллюстративный,
творческая
наглядный
работа
Словесный, объяснительно- Беседа, опрос,
иллюстративный
творческая
работа
Словесный, объяснительно- Беседа, опрос,
иллюстративный
творческая
работа
Словесный, объяснительно- Беседа, опрос,
иллюстративный,
творческая
наглядный методы.
работа
Словесный, объяснительно- Беседа,
иллюстративный,
творческая
практический методы.
работа
Словесный, объяснительно- Беседа,
иллюстративный
творческая
работа
Словесный, объяснительно- Беседа, опрос,
иллюстративный

16

3.3. Формы аттестации/контроля
Формы оценочных средств
• журнал посещаемости,
• аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях
• яндекс форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
• фотоотчет;
• отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся
• статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».
Формы итоговой аттестации
• аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
• демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме отчетных
выставок;
• защита творческих работ;
• участие в проектной деятельности и акциях «День пожилого человека», «Новогодние чудеса»,
«День Защитника Отечества», «8 марта».
Итоговая аттестация обучающихся проводится в два этапа, согласно Положению о формах
периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся Центра
- проверка теоретических основ программы, через выполнение теоретической самостоятельной
работы;
- проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций, через
выполнение практической работы.
Критерии оценивания.
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической работы
осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение №1.), разработанным в
соответствии с требованиями Программы и предусмотренным Положением о проведении
промежуточной и итоговой аттестации в объединении на основании Положению о промежуточной
и итоговой аттестации обучающихся Центра
Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой; словарный запас соответствует программным требованиям,
называет все слова (словосочетания) по каждой теме, не испытывая при этом затруднений; задания
выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие ответы, используя полные и краткие предложения;
все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений)
Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема знаний,
предусмотренных программой; называет более 50% слов (словосочетаний) по каждой теме,
испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно или с помощью педагога; в
диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие смысла, содержащие ошибки; не все звуки произносит
четко и правильно, испытывая при этом затруднения.)
Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема знаний,
предусмотренных программой; называет менее половины слов (словосочетаний) по каждой теме,
испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается, выполняет задания с подсказкой
детей и педагога).

17

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Виды
контроля/
промежуточной
аттестации
Беседа, опрос

Диагностический
инструментарий
(формы,методы,
диагностики)
Творческий отчет,
беседа

Формирование
коммуникативных
качеств детей через
общение в коллективе,
художественноэстетический
вкус,
аккуратность,
положительное
отношение к труду и
творчеству
Воспитание
культуры
труда (планирование и
организация
практической
деятельности,
экономное
использование
материалов, содержание
в порядке рабочего
места,
соблюдение
правил
техники
безопасности
при
выполнении работ с
различными
инструментами)
Развитие
творческой
активности,
обучающегося
путем
самостоятельной
постановки и решения
творческой
задачи
(реализация
задуманного образа)
Развитие
образного
мышления и творческого
поиска
посредством
освоения
различных
технологий
изготовления куклы
Развитие внимания,
памяти, воображения,
художественноконструкторской
способности,
мелкой
моторики,
фантазии
обучающегося
Развитие интереса к
новому
виду
прикладного творчества
— текстильная кукла

Высокий уровень – от
85% до 100%
Средний уровень – от
50% до 84%
Низкий уровень – 49% и
менее

Высокий уровень – от
85% до 100%
Средний уровень – от
50% до 84%
Низкий уровень – 49% и
менее

Беседа,опрос

Мастер-класс,
беседа

Высокий уровень – от
85% до 100%
Средний уровень – от
50% до 84%
Низкий уровень – 49% и
менее

Беседа, опрос

Творческая работа

Высокий уровень – от
85% до 100%
Средний уровень – от
50% до 84%
Низкий уровень – 49% и
менее
Высокий уровень – от
85% до 100%
Средний уровень – от
50% до 84%
Низкий уровень – 49% и
менее

Беседа, опрос

Мастер -класс

Беседа, опрос

презентация

Высокий уровень – от
85% до 100%
Средний уровень – от
50% до 84%
Низкий уровень – 49% и
менее

Беседа, опрос

конкурс

18

Предметные результаты

Формирование
у
обучающихся знания об
истории
авторской
куклы

Высокий уровень – от
85% до 100%
Средний уровень – от
50% до 84%
Низкий уровень – 49% и
менее
Приобретение знаний, Высокий уровень – от
умений,
навыков 85% до 100%
необходимых
для Средний уровень – от
реализации
50% до 84%
декоративноНизкий уровень – 49% и
прикладной
менее
деятельности
Формирование
Высокий уровень – от
практических навыков 85% до 100%
(виды
ручных
и Средний уровень – от
машинных
швов, 50% до 84%
раскрой
изделий, Низкий уровень – 49% и
последовательность
менее
соединений
деталей.
Изготовление одежды и
аксессуаров для куклы)

19

Беседа, опрос

тестирование

Беседа, опрос

анкетироване

Беседа, опрос

Практическая
работа

№
п/п
Фамилия и имя обучающегося

20

Итоговый балл

Средний балл

Демонстрировать интерес и
уважение к занятиям

Метапредметная составляющая

Умение проявлять терпение,
выдержку, инициативу и
творчество

Средний балл

Теория

Умение применить
полученные знания на
практике

Умение планировать и
анализировать деятельность

Предметная составляющая

Пользоваться
инструментами и
приспособления

Средний балл

Приобретение
первоначальных знаний в
области декоративноприкладного творчества

Владение специальной
терминологией

Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического плана

ПРОТОКОЛ ОЦЕНИВАНИЯ

уровня и качества образованности обучающихся
Практика
Личная составляющая

4. Список литературы
Нормативные документы:
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2.
Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ
от 29 мая 2015 г. № 996-р).
6.
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10).
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей».
8.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
12. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ)».
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
15.
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998
года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
17. Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 №02/8900-2020-24 "О направлении рекомендаций по
организации работы образовательных организаций».
18.
Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

21

Литература, использованная при составлении программы (для педагога)
1.
Джан, Хоррокс Куклы своими руками. Модели из ткани / Хоррокс Джан. - М.: Бертельсманн
Медиа Москау (БММ), 2017
2.
Зайцев, В. Б. Куклы своими руками / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2020
3.
Кунина Е. «Характерные куклы из полимерных масс»-Дизайн Кора, 2019
4.
Школа ремесел: моя народная кукла. М.: ВЦХТ, 2020
5.
Нойшютц К. «Куклы- своими руками»-М.:evidertis,2021
Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей (законных представителей)
1.
Зимина И.В. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2020
2.
Соколова Ю., Сидорович Ю. «Мягкая игрушка», 2020
3.
«Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2018
4.
Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2017
Интернет-источники:
https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1136
https://www.youtube.com/results?search_query=мк+текстильных+кукол
https://www.youtube.com/results?search_query=мк++обереговых+кукол
https://www.youtube.com/results?search_query=мк+кукла+тильда
https://vk.com/club193734657

22

Аннотация
Программа «Кукольный теремок» реализует содержание художественной направленности и
предназначена для обучающихся в возрасте 10 – 17 лет. Уровень усвоения содержания программы стартовый.
Программа предназначена для обучения детей и подростков основам декоративноприкладного творчества.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через воплощение выбранного
образа, путём создания авторской куклы.
Данная программа предлагает изучение основ и технологий изготовления различных видов
текстильной куклы, её истории, возвращение к истокам национальной культуры, овладение
традиционными приемами художественного ремесла. Также обучение в объединении даёт
возможность детям познакомиться не только с текстильными куклами России и, но и других стран.
Программа рассчитана на 74 часа.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».