ОП Всезнайки

Содержание
2. Комплекс основных характеристик программы…………………………………...………3
2.1 Пояснительная записка……..…………………..…………………………………...………3
Направленность общеразвивающей программы…………………………………...……3
Актуальность общеразвивающей программы ………………………………..….………3
Отличительные особенности программы……………………………………………...….4
Адресат общеразвивающей программы ………………………………………………......4
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий…………………….….5
Объём и срок освоения программы………………………………………………………...5
Особенности организации образовательного процесса………….……………………….5
Форма организации образовательного процесса……………………………………….....5
Виды занятий……………………………………………………………………….…….……5
Форма подведения результатов……………………………………………………..………5
2.2 Цели и задачи программы………………………..………………………………………......6
2.3 Содержание программы…………………………………………………………..…………..7
Учебный план ………………………………………………………….……………………....7
Учебный (тематический) план)………………………………………………………………7
2.4 Содержание учебного плана…………………………………………………………….......10
2.5 Планируемые результаты………………………………………………………………..….15
3. Организационно-педагогические условия…………....…………………………….……..16
3.1 Календарный учебный график…………………………………………..……………....….16
3.2 Условия реализации программы……………………………………...…………………....16
Материально-техническое обеспечение…………………………………...……………….16
Кадровое обеспечение………………………………………………………………….....…..16
Методические материалы…………………………………………………………….....…..16
3.3 Формы аттестации…………………………………………………………………...……….20
4. Список литературы……………………………………………………….………………….23

2

2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная
социально-гуманитарной направленности.

общеразвивающая

программа

«Всезнайки»

Актуальность общеразвивающей программы
Младший подросток активно овладевает навыками общения. В этот период происходит
интенсивное приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.
Умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Однако именно в это период многие дети начинают испытывать трудности в
коммуникативной сфере. Изменение социальной ситуации развития, социального статуса
ребенка может привести к повышенной конфликтности, нарушениям межличностного
общения, состоянию повышенной тревожности. При этом возникают серьезные проблемы при
формировании
коммуникативной
компетентности,
эмоциональной
отзывчивости,
толерантности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Всезнайки» актуальна т.к.
направлена на формирование активной личности обучающихся, способных быть лидерами,
заниматься проблемами самоуправления, умеющих жить в современном обществе, готовых к
принятию решений и эффективному взаимодействию с людьми.
Нормативно-правовые основания разработки программы:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
− Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
− Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 года № 16).
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р)
− Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10).
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
− Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
3

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ)».
− Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
− Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных
представителей) городского округа Сухой Лог.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа
способствует формированию разносторонне развитой личности, способной реализовать
творческий потенциал. Личностно-ориентированный подход направлен на «ситуации успеха»
для каждого обучающегося, что позволяет усовершенствовать самопознание, самореализацию
и самоопределение личности. Программа учитывает возрастные и психологические
особенности детей. Основная форма обучения – практические занятия, с элементами
творческих заданий, что способствует стремлению обучающихся к активной практической,
совместной деятельности, ведёт к учёту общественного мнения, оценки поступков и действий
ребенка не только со стороны старших, но и со стороны сверстников. Программа
ориентирована на процесс развития лидерского потенциала для поиска эффективных путей и
средств, способствующих становлению активности личности. Практические занятия
позволяют осознать влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив, а так
же способствуют развитию мотивации личности к познанию и творчеству. Еще одной
отличительной особенностью программы является технология проектной деятельности. Через
написание и защиту творческих проектов у обучающихся вырабатывается умение работать с
информацией и вести дискуссию.
Адресат общеразвивающей программы
Обучающиеся системы дополнительного образования преимущественно в возрасте 10 –
12 лет.
Характеристика возрастных особенностей развития детей 10 – 12 лет.
Дети 10-12 лет находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к
подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом.
Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны
усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не
поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
В этом возрасте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в
подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации
которой служит общение.
Место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его
нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его
эмоционального благополучия. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком
социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и
самоутверждении.
4

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год 72 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю, что
составляет два академических часа – два учебных занятия по 45 минут с переменой 10 минут.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения. Всего 72 часа в год. (17 часов теории и 55
часов практики).
Особенности организации образовательного процесса
При реализации программы используется традиционная модель – линейная
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения.
В соответствии с учебным планом в объединениях по интересу сформированы группы
обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения. Состав группы
постоянный.
Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 10 до 20
человек.
Ожидаемая максимальная численность детей, одновременно обучающихся в рамках
часов учебного плана, предусматриваемых реализацию программы одновременно для всего
объединения-20 человек.
Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе -10 человек.
Обучающимся, освоившим в полном объеме программу обучения, выдается
удостоверение о получении дополнительного образования по пройденной дополнительной
общеобразовательной программе.
Форма организации образовательного процесса – очная, предполагает возможность
подгрупповых и индивидуальных занятий с обучающимися в каникулярное время в
общеобразовательной организации, допускается сочетание с заочной формой в виде элементов
дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения
(в период эпидемии и введения карантина) посредством размещения методических
материалов на сайте Центра.
Уровень сложности программы - продвинутый
Виды занятий – беседа, практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая гостиная,
викторина, деловая игра, открытое занятие.
Формы подведения результатов – защита проектов, викторина, творческое занятие,
«мозговой штурм», устный опрос, турнир.

5

2.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся навыков межличностного общения,
лидерских качеств и развития коммуникативных умений, необходимых для всестороннего
развития личности и творческой самореализации обучающихся в соответствии с их
потребностями.
Задачи программы:
Обучающие: (направленные на достижение предметных результатов обучения)
1. Расширить знания о видах межличностного общения.
2. Научить навыкам эффективного взаимодействия в социуме: умению слушать,
высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию
других людей.
3. Формировать основные способы организации социально-значимой деятельности и
технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и
оценка достигнутых результатов).
Развивающие: (направленные на достижение метапредметных результатов обучения)
1. Развивать творческие способности, лидерские качества и организаторские способности.
2. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений в различных жизненных ситуациях (со сверстниками,
педагогами, родителями).
3. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного
поведения и поступков окружающих людей.
Воспитывающие: (направленные на достижение личностных результатов обучения)
1. Обеспечить создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
2. Воспитывать культуру речи и модели поведения, приводящие к компромиссному
решению.
3. Воспитывать ценностные установки, необходимые для формирования у обучающихся
гражданской позиции, безопасного и здорового образа жизни.

6

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего Теория Практика

Текущий:
устный
опрос,
наблюдение
Адаптированный вариант теста
«Размышляем о жизненном
опыте»
для
младших
школьников (адаптирован В.М.
Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н.
Степановым)
Тест коммуникативных умений
Михельсона
«Диагностика лидерских
способностей (Е. Жариков, Е.
Крушельницкий)»

1

Вводный

4

2

2

2

Я - Личность

16

5

11

3

Общение в нашей жизни

18

4

14

4

Лидер. Путь к успеху

20

5

15

5

Творческое
проектирование

10

1

9

Защита творческих проектов.

6

Друзья вокруг

4

0

4

-

72

17

55

Всего

Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела

1

Вводный

1.1

Вводный инструктаж по
правилам поведения и
технике безопасности.
Знакомство с
программой
Поэтапное знакомство с
разделами программы.
Правила работы группы.

Количество часов
Всего Теория Практика
4

2

Формы контроля

2

2

1

1

Предварительный: опрос
начальных знаний по правилам
поведения и технике
безопасности.

2

1

1

наблюдение за процессом
обучения

Я - Личность

16

5

11

наблюдение, Тест «Моя
индивидуальность». Тест
«Рукавичка» (Г.Цукерман).

2.1

Моя индивидуальность

2

1

1

наблюдение, обратная связь.

2.2

Черты характера
человека.
Эмоции и чувства

2

-

2

наблюдение, обратная связь

2

1

1

наблюдение, обратная связь

1.2

2

2.3

7

2.4
Мои удачи и неудачи
2.5

2.6
2.7

Я – сильный, я – слабый.
Знакомство с правовой
грамотностью
Преодоление плохого
настроения
Будь собой

2

1

1

2

1

1

2

1

1

наблюдение, обратная связь

2

-

2

Опросник
Айзенка
(подростковый вариант)
Адаптированный вариант теста
«Размышляем о жизненном
опыте» для младших школьников (составлен доктором
педагогических наук Н.Е.
Щурковой, адаптирован В.М.
Ивановой, Т.В. Павловой,
Е.Н. Степановым)

2.8

Я – Личность!

3
3.1

Общение в нашей
жизни
Межличностное
общение. Люди,
окружающие нас.

Межличностное
общение. Близкие люди.
3.3 Дружба, как вид
межличностного
общения. Общение со
сверстниками.
3.4 Роль навыков общения в
социуме. Нравственная
ответственность за
совершение
коррупционных
действий, наносящих
ущерб общественным
отношениям.
3.5 Роль навыков общения в
социуме. Практикум.
3.6 Тренинг «Ребята,
давайте жить дружно!»
3.7 Игровая новогодняя
гостиная. Коллектив и
личность
3.8 Социальная дистанция
общения. Кого я могу
близко подпустить к
3.2

Исследование самооценки по
методике Дембо-Рубинштейн в
модификации
А. М. Прихожан
наблюдение, Тест «Моя
индивидуальность». Тест
«Рукавичка» (Г.Цукерман).

2

-

2

18

4

14

2

1

1

наблюдение, обратная связь

2

1

1

наблюдение, обратная связь

2

1

1

наблюдение, обратная связь

2

1

1

наблюдение, обратная связь

2

-

2

наблюдение, обратная связь

2

-

2

наблюдение, обратная связь

2

-

2

наблюдение, обратная связь

2

-

2

наблюдение, обратная связь

8

себе.
3.9

Тренинг «Как сделать
общение интересным»

Лидер. Путь к успеху
Кто такой лидер.
Лидерские качества
4.2 Портрет лидера. Лидер и
его команда.
4.3 Поведение лидера.
Искусство привлекать к
себе людей.
4.4 Секреты лидерства.
Беседа «Что такое
коррупция. Вред
коррупции»
4.5 Как найти свой талант.
4.6 Талант быть лидером!
4.7 Тренинг личностного
роста. Самопрезентация.
4.8 Творческая гостиная
«Мы – команда лидеров»
4.9 Тренинг личностного
роста: Лидер. Путь к
успеху.
4.10 Тренинг «Введение в
ораторское искусство»
5
Творческое
проектирование
5.1 Основные понятия
проектной деятельности.
Выработка цели и задач
проекта.
5.2 Создание творческого
проекта «Потенциальный
предприниматель.
Предполагаемый бизнесплан».
5.3 Создание творческого
проекта «Школа
будущего моими
глазами». Работа в
группах.
5.4 Творческая гостиная
«Время без интернета».
Идентификация
личности в качестве
гражданина – субъекта
прав и обязанностей.
4
4.1

Тест коммуникативных умений
Михельсона

2

-

2

18

5

13

2

1

1

Наблюдение, устный опрос

2

1

1

Наблюдение, обратная связь

2

1

1

Наблюдение, обратная связь

2

1

1

Наблюдение, обратная связь

2
2

1
-

1
2

Наблюдение, опрос
Наблюдение, обратная связь

2

-

2

Наблюдение, обратная связь

2

-

2

Наблюдение, обратная связь

2

-

2

2

-

2

12

3

9

2

1

1

наблюдение, устный опрос

2

-

2

наблюдение, устный опрос

2

-

2

наблюдение, устный опрос

2

-

2

наблюдение, устный опрос

9

наблюдение, обратная связь

5.5

Защита творческих
проектов
«Достопримечательности
моего города».

2

-

2

6

Друзья вокруг

4

-

4

6.1
6.2

Вместе мы сила
Когда мои друзья со
мной
Итого

2

-

2

2

-

2

72

17

55

Защита творческих проектов,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности

2.4. Содержание учебного (тематического) плана
1. Раздел «Вводный»
Тема: 1.1. Вводный инструктаж по правилам поведения и технике безопасности. Знакомство с
программой.
Теория: Организация учебной группы обучающихся. Знакомство с обучающимися, с
объединением, элементами образовательной деятельности. Проведение вводного инструктажа
по правилам поведения обучающихся Центра дополнительного образования и технике
безопасности жизнедеятельности.
Практика: Игры на знакомство «Мое имя», «Снежный ком», «Интервью», «Составление
группового рассказа».
Контроль: Опрос начальных знаний по правилам поведения и технике безопасности.
Тема: 1.2.Поэтапное знакомство с разделами программы. Правила работы группы.
Теория: Обсуждение основных разделов образовательной программы «Всезнайки». Ожидания
обучающихся. Составление и описание правил работы группы. Беседа: «расскажи другим о
себе».
Практика: Игры на знакомство и сплочение детского коллектива.
Контроль: Опрос начальных знаний по правилам групповой работы.
2. Раздел «Я – Личность»
Тема: 2.1.Моя индивидуальность.
Теория: Знакомство с понятием «индивидуальность». Описание способов находить в себе
индивидуальные особенности.
Практика: Проведение тренинговых упражнений «Моя индивидуальность».
Контроль: наблюдение, Тест «Моя индивидуальность». Тест «Рукавичка» (Г.Цукерман).
Тема: 2.2.Черты характера человека.
Теория: Знакомство и обсуждение возможного формирования положительных и
отрицательных черт характера человека. Что влияет на развитие положительных и
отрицательных черт характера человека? Как у себя воспитывать
Практика: Игровые упражнения на раскрепощение «Что я знаю о себе», Анаграммы «Черты
характера», «Объяснялки».
Контроль: наблюдение, обратная связь.
Тема: 2.3 Эмоции и чувства.
Теория: Знакомство с понятиями «эмоции» и «чувства». Какие бывают эмоции. Умение
выражать свое эмоциональное состояние.
10

Практика: Игровые упражнения «Эмоции», «Зеркало», «Имена чувств».
Контроль: наблюдение, обратная связь.
Тема: 2.4.Мои удачи и неудачи.
Теория: Осознание своих существующих проблем, попыток их решений и преодоление
трудностей. Выработка позитивного отношения к происходящему. Формирование
ответственности за свои решения.
Практика: Игровые упражнения «Преодолей неудачу», «Радость неудачи», составление
группового рассказа «Поймай удачу за хвост».
Контроль: наблюдение, обратная связь.
Тема: 2.5. Я – сильный, я – слабый. Знакомство с правовой грамотностью
Теория: Обсуждение, что такое «сила человека» и «слабость человека». Знакомство с
правовой грамотностью. Беседа с обучающимися, направленная на формирование развитого
бытового правосознания, создание условий для повышения уровня правовой культуры.
Практика: Составление характеристик «Мои особенности», упражнения «Я знаю и умею»,
«Огонёк моей души», рисунок «Мой портрет в лучах солнца», проведение исследования
самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Контроль: Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М.
Прихожан, обратная связь.
Тема: 2.6. Преодоление плохого настроения.
Практика: Игровые упражнения на решение проблемных ситуаций, обсуждение вариантов
«Как победить плохое настроение».
Контроль: наблюдение, обратная связь.
Тема: 2.7. Будь собой.
Практика: Притча «Ворона и павлин» (Н. Пезешкеяна), Беседа «Ожидание и реальность»,
упражнения «Зеркало», «Самый – самый»,
Контроль: Опросник Айзенка (подростковый вариант), обратная связь
Тема: 2.8. Я – Личность!
Практика: Тренинговое занятие «Я – личность» (Авторская методика Минеева Г.И.)
Контроль: Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших
школьников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), обратная связь.
3 Раздел Общение в нашей жизни
Тема: 3.1. Межличностное общение. Люди, окружающие нас.
Теория: что относится к понятию «другие люди», чем люди отличаются друг от друга, чем
могут быть похожи. Мои родственники, одноклассники. Жители моего города, моей страны.
Практика: Беседа «Близкое окружение». Практические упражнения на развитие сплочённости
коллектива: «Принятие групповых норм», «Зеркало», «Мой тёзка».
Контроль: наблюдение, обратная связь.
Тема: 3.2. Межличностное общение. Близкие люди.
Теория: обсуждение понятий «близкие люди», кого можно назвать близким человеком, зачем
человеку нужны родители. Роль брата, сестры в нашей жизни.
Практика: «Расскажи о семье», «Я похож на…», «Интервью», игра «Мы вместе».
Контроль: наблюдение, обратная связь.
11

Тема: 3.3. Дружба, как вид межличностного общения. Общение со сверстниками.
Теория: Обсуждение что такое дружба, может ли в настоящей дружбе быть «руководящий»
друг, всегда ли друзья бывают «на равных». Возможны ли ссоры среди друзей. Обсуждение
рассказа Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».
Практика: игры «Зеркало», «Брауновское движение», «В трамвае», «Я твой друг».
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 3.4. Роль навыков общения в социуме. Нравственная ответственность за совершение
коррупционных действий, наносящих ущерб общественным отношениям. Беседа о
формировании основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества.
Теория: Основные понятия и моменты общения подростка с другими людьми. Всегда ли мы
одинаково общаемся с окружающими нас людьми. В чём разница?.
Практика: Упражнение «Интервью», обыгрывание реальных социальных ситуаций, рассказ от
одного лица «Расскажи о своей мечте».
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 3.5. Роль навыков общения в социуме. Практикум.
Практика: Деловая игра «Пойми меня»
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 3.6. Тренинг «Ребята, давайте жить дружно!».
Практика: Решение проблемных ситуаций путем анализа действительности, игровые
упражнения на сплочение коллектива.
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 3.7. Игровая новогодняя гостиная. Коллектив и личность.
Практика: Игровые упражнения на сплочение коллектива «Сказка ложь, да в ней намёк», «Я
среди вас и все мы одинаковые», «Моя тезка-знаменитость», игра «Что в имени моем».
Творческие задания на развитие самоуправленческой деятельности.
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 3.8. Социальная дистанция общения. Кого я могу близко подпустить к себе.
Практика: Дискуссия «Кого я могу близко подпустить к себе. Социальная дистанция в жизни
человека». Упражнения: «Социальная дистанция», «Групповая социометрия», «Тренировка
эмоциональной устойчивости».
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 3.9.Тренинг «Как сделать общение интересным»
Практика: Деловая игра «Собеседование», обсуждение, игра «Пойми меня».
Контроль: Тест коммуникативных умений Михельсона, обратная связь.
4. Раздел Лидер. Путь к успеху
Тема: 4.1. Кто такой лидер. Лидерские качества
Теория: Знакомство с понятием «Лидер». Какими качествами обладает лидер.
Практика: Составление и разработка характеристик лидерских качеств. Деловая игра
«Голосуйте за меня».
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 4.2. Портрет лидера. Лидер и его команда.
Теория: Главные качества человека, готового вести людей за собой. Пути реализации
лидерского потенциала. Окружение лидера. Работа в команде.
12

Практика: Практические упражнения на раскрепощение и развитие лидерских качеств: «Я –
центр воли», «Лидер и его команда» творческие задания на развитие самоуправленческой
деятельности.
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 4.3. Поведение лидера. Искусство привлекать к себе людей.
Теория: Обсуждение понятия «поведение лидера». Оценка способностей человека быть
лидером. Беседа «Искусство привлекать к себе людей».
Практика: Решение проблемных ситуаций через определение лидерской позиции.
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 4.4. Секреты лидерства. Беседа «Что такое коррупция. Вред коррупции»
Теория: Обсуждение методов развития лидерских качеств. Что значит «быть хорошим
лидером?» Беседа, направленная на внедрение базовых знаний о мерах юридической
ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений, и о
неотвратимости наказания
Практика: Деловая игра «Открой в себе лидера»
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 4.5. Как найти свой талант.
Теория: Типы талантов. Обсуждение условий развития таланта. Поиск возможных талантов.
Практика: Обсуждение притчи о Таланте. Викторина «Типы талантов». Анализ характеристик
лидерских качеств.
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 4.6. Талант быть лидером!
Практика: Творческие игровые задания, самостоятельно подобранные обучающимися на
раскрепощение, раскрытие лидерских качеств, ораторского искусства через организацию
самоуправленческой деятельности.
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 4.7. Тренинг личностного роста. Самопрезентация.
Практика: Деловая игра: «Самопрезентация». Игровые упражнения, направленные на
выработку умений и навыков самопрезентации на практике: «Комментатор», «Расскажи о
себе», «проигрывание ситуаций неожиданного поведения».
Контроль: Наблюдение, обратная связь.
Тема: 4.8. Творческая гостиная «Мы – команда лидеров»
Практика: Организация и проведение группового мероприятия в рамках самоуправления.
Контроль: Метод выявления лидерских способностей: диагностика деятельностных
особенностей руководства и лидерства (А.Л Журавлев, Захаров).
Тема: 4.9. Тренинг личностного роста «Лидер. Путь к успеху».
Практика: Тренинговые упражнения на раскрепощение и развитие самоуправления.
Контроль: Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Тема 4.10 Тренинг «Введение в ораторское искусство».
Практика: Тренинговые упражнения на развитие ораторского искусства.
Контроль: наблюдение, обратная связь.
5. Раздел Творческое проектирование
Тема 5.1 Основные понятия проектной деятельности. Выработка цели и задач проекта.
Теория. Знакомство с понятиями «исследовательский проект» и «социальный проект».
Выработка умения формировать цели и задачи по выбранной теме.
13

Практика: Решение проблемных ситуаций путем анализа действительности. Беседа «Выбор
темы творческого проекта».
Контроль: наблюдение, устный опрос.
Тема 5.2 Создание творческого проекта «Потенциальный предприниматель. Предполагаемый
бизнес-план».
Практика: Создание и защита творческого проекта «Потенциальный предприниматель.
Предполагаемый бизнес-план».
Контроль: наблюдение, устный опрос.
Тема 5.3 Создание творческого проекта «Школа будущего моими глазами». Работа в группах.
Практика: Создание обучающимися собственных творческих проектов, в рамках выбранной
темы.
Контроль: наблюдение, устный опрос, обратная связь.
Тема 5.4 Творческая гостиная «Время без интернета». Идентификация личности в качестве
гражданина – субъекта прав и обязанностей.
Практика: Проведение игровых упражнений, нацеленных на уменьшение влияния интернетпользования.
Контроль: наблюдение, обратная связь.
Тема 5.5. Защита творческих проектов «Достопримечательности моего города».
Практика: Защита обучающимися собственных творческих проектов, в рамках выбранной
темы.
Контроль: Защита творческих проектов, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности
6. Раздел Друзья вокруг
Тема 6.1. Вместе мы сила
Практика: Организация и проведение группового мероприятия в рамках самоуправления.
Тема 6.2 Когда мои друзья со мной.
Практика: Организация и проведение группового мероприятия в рамках самоуправления.

14

2.5. Планируемые результаты
Формируемые личностные качества:
• у обучающихся повысится степень сосредоточенности и целеустремленности;
• обучающиеся смогут грамотно высказывать свои мысли, рассказывать о результатах своей
деятельности
• обучающиеся научатся грамотно формулировать собственную позицию, аргументировать
ее
• обучающиеся получат адекватное представление о себе как личности и своих
способностях
• обучающиеся научатся следовать нормам делового общения в коллективе, повысится
уровень их коммуникативных способностей.
Реализация общеобразовательной программы
метапредметных и предметных результатов:

строится

на

ориентации

личностных,

Метапредметные результаты:
• развитие лидерских качеств, организаторских способностей;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления
межличностных отношений в различных жизненных ситуациях (со сверстниками,
педагогами, родителями);
• развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
• умение организовывать и проводить мероприятия;
Личностные результаты:
• формирование ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
• воспитание культуры речи и модели поведения, приводящих к компромиссному
решению.
• формирование потребности в гражданской позиции и ведении безопасного и здорового
образа жизни, сохранении и укреплении собственного здоровья.
• Формирование навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Предметные результаты
• знание видов межличностного общения
• обучение навыкам эффективного взаимодействия в социуме: умению слушать,
высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию
других людей;
• обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и
технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка
достигнутых результатов);
• развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

15

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

учебный год
39
2
72
18
21
2 сентября 2024 года
31 декабря – 8 января
30 мая 2025 года

3.2. Условия реализации программы
Помещение аудитории №203, соответствующее санитарно-гигиеническим и пожарным нормам.
Материально-техническое обеспечение
✓ учебные комплекты мебели, соответствующее санитарно-гигиеническим и пожарным
нормам;
✓ настенная демонстрационная доска;
Канцелярские товары:
✓ простые карандаши
✓ цветные карандаши
✓ бумага для черчения
✓ линейки
✓ ножницы
Кадровое обеспечение
Должность – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Методические материалы
✓ курс лекций, бесед;
✓ тестовые материалы, дидактические материалы по теме занятия, распечатанные на листе
формата А4 для выдачи каждому обучающемуся;
✓ контрольные задания, разработанные специально для проверки знаний обучающихся.
✓ игровой инвентарь.
Информационные материалы:
Наглядные и раздаточные пособия:
✓ аудио и видео записи;
✓ настольные игры.
Методы обучения и воспитания
• словесный
• дискуссионный
• наглядно-практический
16

•
•
•
•
•
•
•

поисковый, проектный, исследовательский проблемный при работе над проектом,
репродуктивный, игровой в случае проведения соревнований, турниров.
мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия,
убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения,
упражнение в репродуктивной деятельности,
поощрение успешного достижения положительного результата,
стимулирование на самостоятельную работу, участие в соревновательной деятельности.

Педагогические технологии
• Технология личностно-ориентированного обучения
• Технология индивидуализации обучения (метод проектов).
• Технология коллективного обучения.
• Технология проблемного обучения.
• Коммуникативная технология.
• Игровые технологии.
Формы проведения занятий:
− Групповая форма работы.
− Подгрупповая форма работы.
− Работа в парах.
− Самостоятельное выполнение заданий.

Этапы

Блоки

Алгоритм учебного занятия

Подготовительный

1

2

Основной

3

4

Этап, задачи
учебного занятия

Содержание
деятельности

Организационный.

Организация начала занятия,
создание
психологического
Подготовка обучающихся к
настроя
на
учебную
работе на занятии.
деятельность и активизация
внимания.
Проверочный.
Проверка
и
закрепление
усвоения знаний предыдущего
Установление
остаточных занятия.
знаний,
приобретенных
на
предыдущих
занятиях,
выявление пробелов и их
коррекция.
Подготовительный (подготовка к Сообщение темы, цели учебного
новому содержанию).
занятия и мотивация учебной
деятельности
обучающихся
Обеспечение
мотивации
и (например,
эвристический
принятие обучающимися цели вопрос, познавательная задача,
учебно-познавательной
проблемное задание).
деятельности.
Усвоение новых знаний и
Использование
заданий
и
вопросов,
которые
17

Результат
Восприятие
нового
материала,
задачи.
Самооценка,
оценочная
деятельность
педагога.

Осмысление
возможного
начала работы.

Освоение новых

способов действий.

5

6

7

8

Итоговый

9

10

активизируют познавательную знаний.
деятельность обучающихся.

Обеспечение
восприятия,
осмысления
и
первичного
запоминания связей и отношений
в объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Применение пробных
изученного.
практических заданий, которые
Установление правильности и сочетаются с объяснением
осознанности усвоения нового соответствующих правил или
учебного материала, выявление обоснованием.
ошибочных
или
спорных
представлений и их коррекция.
Закрепление новых знаний,
способов действий и их
применение.
Обеспечение усвоения новых
знаний, способов действий и их
применения.
Обобщение и систематизация
знаний.

Осознанное
усвоение нового
учебного
материала.

Применение
тренировочных Осознанное
упражнений, заданий, которые усвоение нового
выполняются
самостоятельно материала.
детьми.

Использование бесед и
практических заданий.

Формирование целостного
представления знаний по теме.
Контрольный.

Использование
тестовых
заданий, устного (письменного)
Выявление качества и уровня опроса,
а
также
заданий
овладения
знаниями, различного уровня сложности
самоконтроль
и
коррекция (репродуктивного, творческого,
знаний и способов действий.
поисково-исследовательского).

Осмысление
выполненной
работы.

Рефлексия,
сравнение
результатов
собственной
деятельности с
другими,
осмысление
результатов.
Итоговый.
Педагог
совместно
с Самоутверждени
обучающимися подводит итог е обучающихся в
Анализ и оценка успешности занятия.
успешности.
достижения цели, определение
перспективы
последующей
работы.
Рефлексивный.
Самооценка
обучающимися Проектирование
своей
работоспособности, обучающимися
Мобилизация детей на
психологического
состояния, собственной
самооценку.
причин некачественной работы, деятельности на
результативности
работы, последующих
содержания
и
полезности занятиях.
учебной работы.
18

11

№
п/
п

1.

2.

Информационный.

Информация о содержании и Определение
конечном результате задания, перспектив
Обеспечение понимания цели, определение места и роли деятельности.
содержания, логики дальнейшего данного задания в системе
занятия.
последующих занятий.

Название раздела,
темы

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Раздел 1. «Вводный». Презентация,
Знакомство.
анкетирование,
Приветствие
игры, упражнения,
Раздел 2.
Презентация, игры,
«Я - Личность»
упражнения,
карточки

Формы, методы, приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Словесный, объяснительноиллюстративный методы.
Игровые технологии
Словесный, объяснительноиллюстративный, наглядный
методы.
Технология
коммуникативного обучения.
Игровые технологии

3.

Раздел 3.
Презентация, игры, Словесный, мотивационный,
«Общение в нашей упражнения,
Технология
жизни»
карточки
коммуникативного обучения.
Игровые технологии

4.

Раздел 4. «Лидер. Презентация, игры, Словесный,
наглядноПуть к успеху»
упражнения,
практический
карточки
Технология
коммуникативного обучения.
Технология
личностноориентированного
развивающего обучения.
Раздел 5.
Презентация, игры, Словесный, дискуссионный,
«Творческое
упражнения,
проектный,
наглядный
проектирование»
карточки
методы.
Технология
индивидуализации обучения
(метод проектов)

5.

6.

Раздел 6.
«Друзья вокруг»

Формы
учебного
занятия

Беседа, опрос
Беседа,
практическое
занятие,
тестирование,
творческая
работа
Беседа, деловая
игра,
практическое
занятие,
творческая
работа
Беседа,
практическое
занятие,
викторина,
,
творческая
работа

Беседа,
практическое
занятие, защита
творческих
проектов,
творческая
работа
Презентация, игры, Словесный, объяснительно- Творческая
упражнения,
иллюстративный,
работа
карточки
практический
методы.
Технология
коммуникативного обучения.
Игровые технологии
19

3.3. Формы аттестации /контроля
Фонд оценочных средств
Перечень опросных листов (формы диагностики: входящая, промежуточная, итоговая)
• Предварительный: опрос начальных знаний по правилам поведения и технике безопасности
• Опрос на тему «Портрет лидера»
• Опрос на тему «Основные проектные понятия»
Перечень контрольно-измерительных материалов
• Тест «Рукавичка» (Г.Цукерман)
• Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
• Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников
(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В.
Павловой, Е.Н. Степановым)
• Тест коммуникативных умений Михельсона
• Тест на основе диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Формы организации образовательного процесса:
• групповая форма организации проведения лекций, бесед, словесного поиска практических
решений;
• индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения
упражнений, работы над проектом;
индивидуальная форма защиты проектов и прохождения аттестационных мероприятий.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓

аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
google- форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты участников, победителей, призеров;
журнал посещаемости;
материалы тестирования, отчеты о проведенных мероприятиях;
методические разработки мероприятий, творческих проектов;
протоколы соревнований,
фотоотчет;
отзывы обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся;
статьи на сайте образовательного учреждения; в группе Клуба юных интеллектуалов
«Всезнайки»» ВКонтакте.

Формы итоговой аттестации
• аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации,
• выставка-демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы,
• защита творческих проектов,
• заочные дистанционные олимпиады, конкурсы.
• участие в муниципальных областных и региональных конкурсах, фестивалях;

20

Характеристика оценочных материалов

Личностные результаты

Планируемые результаты

формирование
комфортного
межличностного
взаимодействия

ситуаций

воспитание культуры речи и
модели
поведения,
приводящих
к
компромиссному решению

Предметные результаты

Метапредметные результаты

развитие лидерских качеств,
организаторских
способностей

развитие
социальных
и
коммуникативных умений,
необходимых
для
установления
межличностных отношений
в различных жизненных
ситуациях (со сверстниками,
педагогами, родителями)
умение организовывать и
проводить мероприятия

обучение
навыкам
эффективного
взаимодействия в социуме:
умению
слушать,
высказывать свою точку
зрения,
приходить
к
компромиссному решению и
пониманию других людей
обучение
основным
способам
организации
социально-значимой
деятельности и технологии
их осуществления

Критерии
оценивания

Виды
Диагностический
контроля/
инструментарий
промежуточной (формы, методы
аттестации
диагностики)
Высокий уровень – от Беседа, диалог, Тест «Рукавичка»
85% до 100%
упражнения,
(Г.Цукерман)
Средний уровень – от игры
50% до 84%
Низкий уровень – 49%
и менее
Высокий уровень – от Беседа, опрос, Игровые задания,
85% до 100%
наблюдение
на
ситуации
Средний уровень – от
компромиссных
50% до 84%
решений
Низкий уровень – 49%
и менее
Высокий уровень – от Тест,
опрос, Тест на основе
85% до 100%
игровые
диагностики
Средний уровень – от упражнения,
лидерских
50% до 84%
творческая
способностей (Е.
Низкий уровень – 49% работа
Жариков,
Е.
и менее
Крушельницкий)
Высокий уровень – от Тест, игровые Тест
85% до 100%
упражнения,
коммуникативных
Средний уровень – от творческая
умений
50% до 84%
работа
Михельсона,
Низкий уровень – 49%
игровые задания
и менее
на установление
межличностных
отношений
Высокий уровень – от Игровые
Самопрезентация,
85% до 100%
упражнения на проведение
Средний уровень – от самоуправленче игрового
50% до 84%
скую
мероприятия
в
Низкий уровень – 49% деятельность
группе.
и менее
Высокий уровень – от Опрос, игровые Игровые задания,
85% до 100%
упражнения
на введение в
Средний уровень – от
ораторское
50% до 84%
искусство
Низкий уровень – 49%
и менее
Высокий уровень - от
85% до 100%
Средний уровень - от
50% до 84%
Низкий уровень - 49%
и менее
21

Наблюдение,
опрос, игровые
упражнения,
опрос

проведение
анализа и оценки
достигнутых
результатов
деятельности

развитие
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной
познавательной деятельности

Высокий уровень – от Беседа, тест
85% до 100%
Средний уровень – от
50% до 84%
Низкий уровень – 49%
и менее

22

Адаптированный
вариант
теста
«Размышляем о
жизненном
опыте»
для
младших
школьников
(составлен
доктором
педагогических
наук
Н.Е.
Щурковой,
адаптирован В.М.
Ивановой,
Т.В.
Павловой,
Е.Н.
Степановым)

4. Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 10).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН).
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
11. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
12. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998
года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом».
15. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
16. Приказ начальника Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог
от 04.07.2023 № 380 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом».
23

17. Приказ директора МАУДО ЦДО от 14.07.2023 г. «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам (включая разноуровневые, модульные и по социальному
сертификату).
18. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.
Литература, использованная при составлении программы
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность
школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, 5с.
3. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2018.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.
А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2014. – 152с.
5. Киреева А.А. «Работа с детской творческой группой», методическое пособие. ВДЦ
«Орлёнок», 2015 г.
6. Кравцова С.И. «Особенности взаимодействия с нестандартным ребёнком, методическое
пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2015 г.
7. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское, ученическое самоуправление. М: Центр
«Педагогический поиск», 2005.
8. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов Вузов. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2017.
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
Савенков А. И. – Самара: Учебная литература, 2018 – 119с.
10. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: методическое пособие 3 класс
Издательство РОСТ, 2015.
11. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных
способностей. Методическое пособие 4 класс, М.: Издательство РОСТ 2018.
12. Яркина Н.В. Весёлые старты и конкурсы, методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2016 г.
Литература для обучающихся и родителей
1. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. Ростов-на-Дону: Феникс,
2016. 320 с.
2. 100 затей для детей: Ребусы, кроссворды, загадки, раскраски. / Составитель И.Б.Нескуба.
Рос-тов-на-Дону: Феникс, 2015. 160 с.
3. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО«Педагогические технологии», 2014.
4. Большая книга логических игр и головоломок/С.Гордиенко. - Москва: Издательство АСТ,
2018. – 319с.
5. Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 160 с.
6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 2018.
7. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников/ О.Н. Козак. М, 2017. 288.
8. Кочергина Г.Д. Азбука коллективных творческих дел. Смоленск, 2016.
9. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебнометодическое пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. 215 с.
10. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2002.
11. Синицын В. А. Мастерская речевого творчества: играем, мечтаем, рассказываем.
12. Смекалова Е.М. «Школа лидерства» методические рекомендации. Изд-во Творческий центр.
Москва. 2006.

24

Основное (педагогическое) направление, литература для родителей (законных представителей):
1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности обучающихся [Текст] / С. Л. Белых
// Исследовательская работа школьников. – 2016. - № 18. – С. 68-74.
2. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР
СЭ, 2015. – 80 с.
3. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И.
Савенков // Одарённый ребёнок. – 2015
4. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование А. И.
Савенков // Школьные технологии. – 2018. - № 4. – С. 144-148.
Электронные ресурсы:
Министерство просвящения России https://edu.gov.ru/
Министерство науки и высшего образования российской федерации - https://minobrnauki.gov.ru/
Инфоурок - https://infourok.ru/
Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/
Тесты, диагностики - https://psylist.net/praktikum
Уральская академия лидерства https://dm-centre.ru/uralskaya-akademiya-liderstva

25

Аннотация
Программа «Всезнайки» реализует содержание социально - гуманитарной направленности,
«Продвинутый уровень», для обучающихся 10-12 лет.
Программа «Всезнайки» разработана специально для участников Клуба юных интеллектуалов
«Всезнайки».
Обучение по программе «Всезнайки» даёт возможность каждому обучающемуся проявить
себя в разносторонней деятельности: социально-ориентированной, исследовательской и творческой,
что позволяет практически применять полученные знания, свой личностный потенциал, участвуя в
Программа направлена на актуализацию социальных инициатив обучающихся, на
формирование необходимых качеств успешной личности, готовой войти во взрослую жизнь.
Программа рассчитана на 72 часа.

26

Рабочая программа педагога дополнительного образования
Место и время проведения занятий – согласно расписанию занятий учебных групп.

№
п/п

Чис
ло

Месяц

Время
проведения

Количество часов
Форма занятия

Вводный

1
1.1

1.2

2.2

2.3

2.4

2.5

Всего

Теория

Практика

4

2

2

Лекция, беседа

Вводный инструктаж по правилам
поведения и технике безопасности.
Знакомство с программой

2

1

1

Лекция, беседа

Поэтапное знакомство с разделами
программы. Правила работы группы.

2

1

1

Я - Личность

16

5

11

2
2.1

Тема занятия

Беседа,
тренинговое
занятие.
Беседа,
практическое
занятие.
Беседа,
практическое
занятие.
Беседа,
практическое
занятие.
Беседа,
практическое
занятие.

Моя индивидуальность

2

1

2

-

2

Эмоции и чувства

2

1

1

Мои удачи и неудачи

2

1

1

27

2

1

1

Форма контроля

к.202

Предварительный:
опрос начальных
знаний по правилам
поведения и технике
безопасности.

к.202

наблюдение за
процессом обучения

к.202

наблюдение, Тест
«Моя индивидуальность». Тест «Рукавичка» (Г.Цукерман).

к.202

наблюдение,
обратная связь.

к.202

наблюдение,
обратная связь

к.202

наблюдение,
обратная связь

к.202

Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн в
модификации

1

Черты характера человека.

Я – сильный, я – слабый. Знакомство с
правовой грамотностью

Место
проведения

А. М. Прихожан
2.6

2.7

Беседа,
практическое
занятие.
Практическое
занятие.

Преодоление плохого настроения

Будь собой

2

2

1

-

3
3.1

3.2

3.3

2

-

2

Общение в нашей жизни

18

4

14

Межличностное общение. Люди,
окружающие нас.

Беседа,
практическое
занятие.
Беседа,
практическое
занятие.

1

1

Межличностное общение. Близкие
люди.

2

1

1

Дружба, как вид межличностного
общения. Общение со сверстниками.

2

1

1

Беседа,
деловая игра.
Беседа,
практическое
занятие.

Роль навыков общения в социуме.
Практикум.
28

к.202

Опросник Айзенка
(подростковый
вариант)

к.202

Адаптированный вариант теста «Размышляем
о жизненном опыте»
для младших школьников (составлен доктором
педагогических наук
Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой,
Т.В. Павловой,
Е.Н. Степановым)

к.202

2

Роль навыков общения в социуме.
Нравственная ответственность за
совершение коррупционных действий,
наносящих ущерб общественным
отношениям.

3.4

3.5

Я – Личность!

Беседа,
практическое
занятие.

наблюдение,
обратная связь

2

2.8

Тренинговое
занятие.

к.202

1

наблюдение,
обратная связь

к.202

наблюдение,
обратная связь

к.202

наблюдение,
обратная связь

к.202
2

2

1

-

наблюдение,
обратная связь

1

2

актовый
зал

наблюдение,
обратная связь

Беседа,
практическое
занятие.

Тренинг «Ребята, давайте жить
дружно!»

2

-

2

3.7

Игровая
гостиная

Игровая новогодняя гостиная.
Коллектив и личность

2

-

2

3.8

Дискуссия,
практическое
занятие.

Социальная дистанция общения. Кого я
могу близко подпустить к себе.

2

Деловая игра

Тренинг «Как сделать общение
интересным»

2

-

2

Лидер. Путь к успеху

18

5

13

Кто такой лидер. Лидерские качества

2

1

1

Портрет лидера. Лидер и его команда.

2

1

1

Беседа,
практическое
занятие.

Поведение лидера. Искусство
привлекать к себе людей.

2

1

1

4.4

Беседа,
деловая игра

Секреты лидерства. Беседа «Что такое
коррупция. Вред коррупции»

2

1

1

4.5

Викторина,
практическое
занятие.

Как найти свой талант.

2

1

1

4.6

Тренинговое
занятие

Талант быть лидером!

2

-

2

4.7

Творческая
гостиная

2

-

2

4.8

Творческая
гостиная

2

-

2

4.9

Тренинговое
занятие

2

-

2

3.6

3.9

4
4.1

4.2
4.3

практическое
занятие,
деловая игра
Практическое
занятие

Тренинг личностного роста.
Самопрезентация.
Творческая гостиная «Мы – команда
лидеров»
Тренинг личностного роста: Лидер.
Путь к успеху.
29

-

актовый
зал

наблюдение,
обратная связь

к.202

наблюдение,
обратная связь

к.202

наблюдение,
обратная связь

к.202

Тест
коммуникативных
умений Михельсона

к.202

Наблюдение,
устный опрос

к.202

Наблюдение,
обратная связь

к.202

Наблюдение,
обратная связь

к.202

Наблюдение,
обратная связь

2

к.202

к.202
к.202
к.202
к.202

Наблюдение, опрос
Наблюдение,
обратная связь
Наблюдение,
обратная связь
Наблюдение,
обратная связь

4.10

Тренинговое
занятие

5
5.1

5.2

5.3

Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие

5.4
Творческая
гостиная
5.5
Открытое
занятие
6
6.1
6.2

Творческая
гостиная
Творческая
гостиная

Тренинг «Введение в ораторское
искусство»

2

-

2

Творческое проектирование

12

3

9

2

1

1

Основные понятия проектной
деятельности. Выработка цели и задач
проекта.
Создание творческого проекта
«Потенциальный предприниматель.
Предполагаемый бизнес-план».
Создание творческого проекта «Школа
будущего моими глазами». Работа в
группах.
Творческая гостиная «Время без
интернета». Идентификация личности в
качестве гражданина – субъекта прав и
обязанностей.

к.202

2

-

2

актовый
зал
к.202

2

-

2

наблюдение,
обратная связь

наблюдение,
устный опрос
наблюдение,
устный опрос
наблюдение,
устный опрос

к. 202

2

-

наблюдение,
устный опрос

2
к.202

Защита творческих проектов
«Достопримечательности моего
города».

2

-

2

Друзья вокруг

4

-

4

Вместе мы сила

2

-

2

Когда мои друзья со мной

2

-

2

72

22

50

30

к.202

к.202
к.202

Защита
творческих
проектов, контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».