Учебный План на МАУДО Центр дополнительного образования на 2023 - 2024 учебный год

УТВЕРЖДЕН
приказом директора МАУДО
Центр дополнительного образования
от «20» июля 2023 г. № 106

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального автономного
учреждения дополнительного образования
Центр дополнительного образования
на 2023 – 2024 учебный год

г. Сухой Лог
2023 год

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

Пояснительная записка
Учебный план МАУДО Центр дополнительного образования (далее Центр) на
2023-2024 учебный год является нормативным документом.
Образовательная деятельность Центра осуществляется согласно Уставу МАУДО
ЦДО, Лицензии на осуществление образовательной деятельности 66ЛО1 № 0005380 от 24
мая 2016 года.
Учебный разработан на основе учета профессионального потенциала
педагогического коллектива, запросов и пожелания детей, потребности семьи, других
образовательных организаций, национально-культурных традиций, особенностей
городского округа Сухой Лог.
В своей работе педагогический коллектив Центра реализует принципы
государственной политики в области образования по следующим направлениям: создание
условий для творческого развития личности, соблюдение безопасных условий
организации занятий в детских объединениях, формирование и развитие универсальных
учебных действий у детей и подростков.
Учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в Центре,
направленные на развитие индивидуальных, творческих возможностей и способностей
обучающегося.
Образовательная
деятельность
по
реализуемым
дополнительным
общеобразовательным программам направлена на:
− создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся; формирования и развития творческих способностей обучающихся.
− удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно- эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
− формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
− обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
− выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности, в том числе детей инвалидов и детей с ОВЗ;
− социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
− удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований.
1.1. Учебный план адаптированных программ дополнительного образования
учитывает особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических
групп и направлена на решение следующих задач:
−
оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
−
предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом
(помощником) при необходимости технической помощи;
−
обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для
обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: с использованием
средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
−
воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов
деятельности;
−
формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

дополнительных общеобразовательных программ.
Основные направления образовательного процесса инклюзивного дополнительного
образования детей:
− формирование условий для создания единого образовательного пространства;
− выявление, поддержка и развитие способностей и талантов; формирование
мотивации успеха;
− воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в
информационном пространстве; освоения обучающимися духовных и культурных
ценностей;
− формирование навыков безопасного и здорового образа жизни;
− развитие творческих способностей и творческой активности обучающихся,
формирование нового социального опыта;
− сохранение психического и физического здоровья обучающихся;
− создание условий для самоутверждения и самореализации, профессионального
самоопределения.
Нормативно-правовой основой проектирования учебного плана Центра являются
документы, указанные в Образовательной программе МАУДО ЦДО на 2023-2024
учебный год.
Перечень документов, регламентирующих деятельность образовательного
учреждения в области реализации программ дополнительного образования
1. Учебный план дополнительного образования;
2. Календарный учебный график;
3. Приказы МАУДО ЦДО на тарификацию нагрузки педагогов дополнительного
образования;
4. Приказы на зачисление, отчисление, переводе обучающихся на последующий год
обучения;
5. Должностные инструкции педагога дополнительного образования;
6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
7. Расписание занятий.
Общая характеристика учебного плана
Учебный план выстроен с соблюдением норм СанПиН, базируется на реализации
образовательных программ дополнительного образования, способствует повышению
качества и эффективности обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных
способностей и развития. Переход на интеграцию основного и дополнительного
образования детей позволит сблизить процессы воспитания, обучения и развития.
В соответствии с годовым планом работы на 2023-2024 учебный год коллектив
Центра выполняет муниципальный заказ по обеспечению качества дополнительного
образования 990 обучающихся преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет.
Учебный план предполагает реализацию разноуровневых дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для разной категории детей: для
одаренных детей и детей, проявляющих выдающиеся способности; для детей,
проживающих в сельской местности; для детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации; для детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными
возможностями здоровья (далее – OB3 и дети-инвалиды); оказание им и их родителям
адресного информационного консультирования.
Учебный план выстроен для выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у обучающихся, в том числе детей с OB3 и инвалидностью, основанной на
принципах справедливости и всеобщности.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

В детские объединения Центра принимаются все желающие без предварительного
отбора, при планировании и проведении занятий педагоги учитывают особенности
развития обучающихся.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним
определяются непосредственно образовательной программой, разработанной и
утвержденной в соответствии с установленным порядком утверждения программ в
Центре.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ Центра допускаются
любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не
обусловлено спецификой и требованиями реализуемой образовательной программы в
соответствии с возрастом и имеющейся подготовкой.
Учебный план предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ
двух
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ по двум направленностям (художественная -1
программа), (социально-гуманитарная 1 программа) и по четырем направленностям:
−
техническая
−
естественнонаучная
−
социально - гуманитарная
−
художественная
Цели и задачи
Цель: обеспечение условий и механизма получения качественного, доступного и
эффективного дополнительного образования на основе сохранения лучших традиций
воспитания и образовательного пространства.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей», учебный план на 2023-2024 учебный год ориентирован на
достижение следующих задач образовательного процесса, обеспечивающих достижение
результатов соответствующих федеральных проектов национального проекта
«Образование»:
− реализация права обучающихся на доступное, качественное дополнительное
образование и достижение ими социальной компетентности, профессионального
самоопределения;
− создание максимально благоприятного эмоционального климата для раскрытия
природных способностей ребёнка, индивидуализации обучения, развития творческого
потенциала личности в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном
развитии, научно-техническом творчестве;
− развитие детской одаренности, выявление, и поддержка талантливых обучающихся
и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
− обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
− формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни;
− формирование
общественной
активности
и
ключевых
компетенций:
коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной, учебно-познавательной,
личностной;
− развитие организаторских способностей обучающихся и их лидерских качеств;
− обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся;
− взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

В учебном плане отражаются и соблюдены основные требования и принципы
организации образовательного процесса Центра
−
вариативность (право выбора обучающимися любых направлений и сфер
деятельности);
−
преемственность, непрерывность и взаимообусловленность (этапов развития
личности, ее способностей, мотивов, видов деятельности, увеличение часов на группу по
годам обучения, уменьшение численности и особый режим организации обучения в
творческих и спортивных группах), практико-деятельностная основа образовательного
процесса;
−
рациональность (сбалансированность между составляющими частями, циклами,
областями, уровнями образовательного процесса и его организационными формами);
−
актуальность и перспективность (соответствие реальному времени, наличие
резервов, гибкость плана);
−
целостность и полнота (обеспечение широты развития личности, учебных
потребностей отдельного человека и социума).
−
принцип гуманизации, предполагающий такую организацию учебного процесса,
при которой создаются условия для самовыражения, самоопределения, саморазвития
обучающихся и предусматривается возможность разработки индивидуального
образовательного маршрута через введение консультативных часов и разработку
специальных и факультативных программ для творческих групп, спортивных команд,
ансамблей и т.д.;
−
принцип
учета
возрастных
психолого-физиологических
особенностей
предусматривает особый подход к организации, выбору форм, технологий в соответствии
с полом, возрастом, состоянием здоровья и психологическим развитием обучающихся;
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
−
возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
−
единство обучения, воспитания, развития.
Применение современных образовательных технологий
В основе технологий, являющихся ориентиром для выстраивания образовательной
деятельности, находятся личностно ориентированные технологии обучения и воспитания.
Методическую основу большинства таких технологий составляют дифференциация
и индивидуализация обучения с учетом индивидуальных особенностей детей в такой
форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для их обучения.
Введение системы интерактивного обучения сводится к тому, что между ребенком и
изучаемым им вопросом исчезают промежуточные звенья, ребенок начинает «общаться»
непосредственно с наукой, используя характерные для нее методы и средства.
Педагог перестает быть простым транслятором знаний «по его вопросу», но и
ребенок из пассивного слушателя превращается в субъекта науки. Коллективные способы
обучения направлены на формирование коммуникабельной, толерантной, обладающей
организаторскими навыками и умеющей работать в группе, коллективе личности. В
основе активных методов обучения лежит побуждение к практической и мыслительной
деятельности.
Данные технологии позволяют усовершенствовать процесс обучения и воспитания.
− здоровьесберегающие технологии
− технология педагогической поддержки О.С. Газмана
− технология дифференцированного и индивидуального подхода
− информационно-коммуникационные технологии
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
методы и приемы развития креативного мышления
игровые технологии
проект – технологии
технологии разноуровневого обучения;
технологии социального самоопределения;
технологии духовного развития;
технологии сотрудничества;
технологии интегративного обучения;
технология развития индивидуальных творческих способностей.
система инновационной оценки «Портфолио»
педагогика сотрудничества
Педагогические технологии, реализующиеся в образовательном процессе, отвечают
критериям
технологичности:
концептуальность,
системность,
управляемость,
эффективность, воспроизводимость.
Особенности режима и форм организации образовательного процесса
Центр осуществляет образовательную деятельность в течение всего календарного
года, включая каникулярное время в соответствии с индивидуальными учебными,
календарно-тематическими планами в объединениях.
Деятельность обучающихся осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам.
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в
виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной
деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте
Центра, а также с использованием онлайн-платформ. Отдельные темы могут предполагать
индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися.
Учебный план рассчитан на шестидневную рабочую неделю и реализуется в
соответствии Календарным учебным графиком на 2023-2024 учебный год, который
утвержден приказом директора от 20.07.1923 г. № 106.
Продолжительность учебного периода составляет с 04 сентября 2023 года и по 25
мая 2024 года.
Начало учебного года /учебных занятий/ - не позднее 04 сентября текущего года.
27 мая по 31 августа приказом директора образовательная деятельность
осуществляется в условиях летней оздоровительной кампании и переходит на летний
режим работы.
Учебный год – 37 недель (в соответствии с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой и с учетом проведения процедуры промежуточной
аттестации обучающихся):
I полугодие рассчитано на 17 учебных недель,
II полугодие – на 20 учебных недель.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится:
декабрь месяц – по итогам I полугодия
май месяц – по итогам учебного года.
Продолжительность учебной недели – шестидневная рабочая неделя (понедельник –
суббота), с одним выходным днем (в зависимости от учебной нагрузки), преимущественно
с 8.00 часов до 20.00 часа.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

Учебные занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором Центра.
Расписание занятий в Центре составляется с учетом того, что они (занятия) являются
дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в школе.
Режим работы и расписания максимально учитывает учебную нагрузку
обучающихся по основным и адаптированным программам и отвечает запросам родителей
(законных представителей).
Обучающимся рекомендуется посещение занятий не более чем в 2 объединениях.
Кратность посещения занятий одной программы рекомендуется не более 2 раз в
неделю и не более 4 часов.
Продолжительность занятий детей в Центре в учебные дни, как правило, не
превышает 1,5 часов: 2 занятия по 45 минут с 10 минутным перерывом или 2 занятия по
30 - 35 минут с 15-20 минутным перерывом (для младших школьников и дошкольников).
Воспитательные и конкурсные мероприятия, в зависимости от программы,
реализуются согласно рабочей программы по воспитанию.
В Центре обучение может вестись по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной
программы в порядке, установленном локальными нормативными актами центра,
приказами директора.
В образовательном процессе педагогами используются традиционные и
нетрадиционные формы организации учебной деятельности, различные формы
проведения занятий: теоретические (лекции, беседы, рассказ), практические (изготовление
моделей, сувениров, разучивание и исполнение композиций, конкурсы, викторины,
экскурсии), игровые (интеллектуальные, развивающие, музыкальные, деловые игры,
дискуссии), комбинированные (работа над проектами, соревнования, тренинги).
Организация образовательного процесса в Центре характеризуется следующими
особенностями:
• Занятия в Центре проводятся в свободное от основной учебы время.
• Приём в центр осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного
выбора детьми и их родителями (законными представителями) детско-юношеских
объединений, с предоставлением им возможности занятий в нескольких объединениях и
их сменой в течение всего года.
• Зачисление в объединения Центра осуществляется на основании заявления
обучающегося (в случае его несовершеннолетия заявления от его родителей (законных
представителей).
• Обучающиеся имеют возможность удовлетворять свои интересы и сочетать
различные направления и формы занятия.
• Организация образовательного процесса предполагает соответствие технике
безопасности и санитарным требованиям.
• Предусматривается следующая форма организации учебных занятий: групповые,
индивидуальные занятия, малые группы (подгруппы). Индивидуальное обучение
осуществляется для детей – инвалидов по индивидуальным учебным планам, с учётом
особенностей их психофизического развития.
• Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
учащимися, так и в отдельных группах. С обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться
индивидуальная работа.
• Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
• Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по дополнительным общеразвивающим программам может осуществляться на
основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при
необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в
области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших
соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения
квалификации.
• Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
• Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
• Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов,
инвалидов (количество обучающихся в таком случае, как правило, уменьшается в
пропорции 1 к 3);
• Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей
инвалидов и инвалидов в учебной группе в зависимости от диагноза может
устанавливаться от 5 до 12 человек.
• Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
инвалидов Центр организует образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий обучающихся.
• Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в
соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации - для детей-инвалидов и инвалидов.
• При реализации дополнительных общеобразовательных программ
Центр может
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для
совместного труда и (или) отдыха обучающихся родителей (законных представителей).
• В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя объединения могут
участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные
представители) без включения в основной состав.
• Дополнительные общеобразовательные программы центра могут реализовываться
в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) посредством сетевых форм их
реализации. Для осуществления форм сетевой реализации центр заключает договора о
совместной деятельности.
• В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) при реализации
дополнительных общеобразовательных программ в центре используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

• При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально.
• Формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения
промежуточной
аттестации
обучающихся
определяется
в
соответствии
с
дополнительными общеобразовательными программами.
• Утвержденный перечень детских объединений Центра включает следующие виды:
студия, секция, ансамбль, группа, объединение, школа, клуб и другие. Все они в
дальнейшем носят общее название – учебная группа, которая является единицей для
тарификации педагогических работников Центра.
• Плановый численный состав учебных групп устанавливается по комплектованию с
учетом требований санитарных норм для МАУДО ЦДО.
• Изменение количества обучающихся в учебной группе в меньшую сторону
разрешается только по письменному согласованию с администрацией Центра и на
основании актов обследования рабочих мест.
• Объем учебной нагрузки обучающихся, распределение учебного времени по годам
обучения представлены в дополнительных общеобразовательных программах и
комплектовании.
Следовательно, отсутствие в Центре
жесткой регламентации деятельности,
гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, свободный выбор ребенком видов и
сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности
ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство
обучения, воспитания и развития; практико - деятельностная основа образовательного
процесса, комфортные условия для творческого развития обучающихся - содействуют
развитию целостной разносторонне развитой личности.
Особенности образовательного процесса для разных возрастных
групп обучающихся
При реализации дополнительных общеобразовательных программ учтены
психолого-педагогические особенности обучающихся разного возраста.
Возраст от 5 до 6 лет. В этом возрасте формируются навыки планирования
последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по
сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и
ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Дети могут распределять роли
до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах
деятельности взрослых. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться
образное мышление, совершенствоваться обобщение, что является основой словеснологического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии
проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в
том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Возраст от 6 до 7 лет. Дети подготовительной группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Обучающиеся могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Развивается образное
мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

ограничиваются наглядными признаками ситуации. Внимание дошкольников становится
произвольным. В результате правильно организованной образовательной 15 работы у
дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В
подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения
связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм
позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием
позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно
учиться в школе.
Младший школьный возраст. Основным видом деятельности становится
учение, но игровая деятельность сохраняется как переходная стадия из дошкольного
детства в младший школьный период. Обучающимся младших классов нравится новая
роль ученика, их привлекает сам процесс учения, особенно если в него интегрирован
процесс игры. Развитие воображения в этом возрасте закладывает основы
пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении
жизненных задач, а также увеличивает эмоционально-чувственную сферу. Можно
отметить следующие характеристики детей младшего школьного возраста: доверчивость,
фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский
характер познания, конформизм. Ученики воспринимают отметку как оценку своих
стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что, если они «стараются»,
значит, хорошо учатся. Очень стремятся к одобрению со стороны учителя. Появляются
новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя,
приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность
выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших
школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к
себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство
коллективизма, потребности приобретают общественную направленность. Проявляется
инициативность,
ответственность
за
себя
и
одноклассников,
развивается
коммуникабельность. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность,
авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Ценностные
приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья.
Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка является
учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность.
Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение
становится многопредметным. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко
практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое
задание. Таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Подросток
пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он
начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует
замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои
навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые
содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер
спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость,
ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время
между играми и учебными занятиями. Начинают искать всевозможные решения задач,
вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное
мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор
глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в
умственной деятельности, высказывает свои собственные суждения. Вместе с
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере
проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или
завышенная самооценка, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего
конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск
объекта для подражания. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность,
негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба,
любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и
приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису
социума.
Старший школьный возраст Основным видом деятельности в юношеском
возрасте является общение и коммуникабельность, но учение продолжает оставаться
одним из главных видов деятельности. В этом возрасте встречаются два типа
обучающихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов,
другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. На первое место
выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами обучающихся, их намерениями в
будущем, мировоззрением, саморазвитием и самоопределением. Активно формируются
устойчивые ценности и системы ценностей, корректируется мировоззрение. Все чаще
старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью,
появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к
самообразованию. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь
между профессиональными и учебными интересами. Выбор профессии способствует
формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В
связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность
разобраться в окружающем и в самом себе, происходит поиск смысла. Очень сильно
развивается творческость и системность. Старший школьник в своей учебной работе
уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически,
запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников
имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное
явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот
вопрос, составить мнение, установить истину. Обучающиеся старшего школьного
возраста любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое,
оригинальное. Большим приоритетом в деятельности становится анализирование и
структурирование, а также этическиая и нравственная составляющая. Укрепляется
волевая сфера. Развивается целеустремленность, инициативность, настойчивость и
самокритичность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается
контроль за движением и жестами, проявление положительных качеств. Можно отметить
следующие характеристики: максимализм, эстетический и этический идеализм,
благородство и доверчивость, внутренняя борьба, стремление к новому и неизведанному,
бескорыстная любовь, стремление к эстетичности.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

Стандартизация основных характеристик образовательного процесса
Язык обучения
Режим работы

Русский
Режим работы Центра утвержден
Уставом
учреждения. Занятия в Центре начинаются с 8.00 часов,
заканчиваются в 20.00 часов. Центр работает по графику
шестидневной рабочей недели с одним выходным днем.
элемент
Учебное занятие

Основной
организации
образовательного процесса
Бюджет времени в целом,
Продолжительность
занятия
определяется
в
загрузка обучающихся
соответствии
с
требованиями
санитарноэпидемиологических правил и нормативов к учреждениям
дополнительного образования детей.
Продолжительность одного занятия определяется
также
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой (1или 2 часа; один или два
раза в неделю), при этом один учебный час занятия
включает в себя 45 минут активного обучения
обучающихся (для
детей дошкольного возраста 30
минут) и перерыв с обеспечением педагогом активного
отдыха для обучающихся и проветривания помещения.
Продолжительность перерыва 10 - 15 минут. Для
педагогов дополнительного образования, работающих с
дошкольниками, предусматривается доработка в размере
10 минут за каждое проведённое занятие по специально
утверждённому графику
Количество часов в год
144 -288
при
реализации
Программы 4 часа в
неделю
Количество часов в год
72 - 108
при
реализации
Программы 2-3 часа в
неделю
Количество часов в год
36 -37
при
реализации
Программы 1 часа в
неделю
Соотношение
объемов
Соотношение объемов времени на аудиторные
времени на аудиторные занятия и самостоятельную работу обучающихся не
занятия
и превышает 1/5 части изучаемого материала
самостоятельную работу
обучающихся
Время на каникулы
Согласно, годовому календарному учебному графику
на 2023-2024 учебный год, с 27 мая по 31 августа
приказом директора образовательная деятельность
осуществляется в условиях летней оздоровительной
кампании и переходит на летний режим работы.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

Порядок
изменений
планы.

в

внесения
учебные

Порядок
разработки
расписания занятий.

Порядок
внесения
изменений в расписание
занятий.

В содействии с социальными партнерами в летний
период на базе Центра проходят культурно-досуговые
мероприятия.
Порядок внесения изменений в учебные планы
производится на основании заявления педагога
дополнительного образования и утверждается приказом
директора.
Расписание занятий объединений составляется
администрацией
Центра
по
представлению
педагогических работников с соблюдением требований
наиболее благоприятного режима труда и отдыха
обучающихся, с учётом пожеланий родителей (законных
представителей), возрастных особенностей обучающихся,
установленных санитарно-гигиенических норм и режима
дня работы Центра: с 08.00 до 20.00 часов.
Расписание учебного плана составляется также на основании:
учебного плана, комплектования групп, требований
требований СанПиН, загруженности учебных помещений.
В расписании занятий указываются учебные группы,
время и продолжительность занятий, место проведения,
фамилия, имя педагога.
Начало занятий в объединениях для обучающихся
зависит от начала и от окончания занятий в
общеобразовательных школах и может меняться в
течение года.
Расписание
занятий
утверждается
приказом
директора.
Разрабатывается срок (полугодие)
Ответственность за выполнение расписания несет
заместитель директора по УВР.
В течение года расписание может корректироваться в
связи с производственной необходимостью. Допускается
перенос занятий педагогами по согласованию с
администрацией учреждения и изданием приказа о
переносе занятия.
Внесение
изменений
в
расписание
занятий
осуществляется на основании заявлений педагогов
дополнительного образования. Изменения в расписании
занятий утверждаются приказом директора.

Порядок
ознакомления
Расписание учебной группы записывается на первой
обучаемых с расписанием странице журнала учета работы. Изменения в расписании
занятий.
отражаются в журнале Учреждение на первом занятии
знакомит обучающихся и их родителей (законных
представителей)
обучающихся
с
нормативными
документами Центра, с содержанием учебного курса,
расписанием занятий и набором знаний, умений и
навыков, которые получит их ребенок по окончании
обучения в объединении.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
С учетом запросов детей, потребностей семьи и особенностей социума городского
округа Сухой Лог сформирован Перечень дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (далее-программы) на 2023-2024 учебный год, которые
рассмотрены на Педагогическом совете (протокол № 8 от 29.05.23 г.) и утверждены
приказом директора 29.05.2023 г. от № 90.
Дополнительные общеобразовательные программы центра подлежат обновлению с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Согласовываются с педагогическим советом и утверждаются ежегодно директором
Центра.
Ответственность за своевременность составления, обновления содержания и
экспертизу программ лежит на педагогах, их реализующих. В случае отсутствия
утвержденной у педагога программы администрация вправе отстранить педагога от
занятий.
Порядок прохождения Программы регулируется календарно-тематическим планом.
В случае невозможности прохождения Программы в соответствии с календарнотематическим планом (карантин, болезнь педагога, командировка, сессия и др.) педагог
вправе объединять темы, менять их местами, использовать другие приемы для
прохождения программы в полном объеме по содержанию, включать дополнительные
темы, с учетом интересов и спроса обучающихся по согласованию с заместителем
директора по УВР.
Программы, реализуемые в Центре, направлены на развитие личностных,
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий,
учебной (предметной) компетентности обучающихся, составляющих психологопедагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к
освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и
интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и
социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые и включенные в
учебный план Центра, соответствуют «Положению об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам» и проходят ежегодную педагогическую экспертизу.
Дополнительные общеобразовательные программы Центра представляют собой
нормативно-констатирующий документ и включают в себя следующие обязательные
структурные элементы: пояснительную записку, учебно-тематический план, краткое
аннотированное содержание, механизм отслеживания и контроля знаний, умений и
навыков, сформированных по каждому году обучения, список литературы.
Реализация программ ведется на основе использования современных
образовательных технологий, форм, методов организации учебно-воспитательного
процесса, его контроля и управления.
Все Программы – составительские. Нормативный срок освоения Программ:
минимальный – 1 год, максимальный – 3 года.
Обучающиеся, не освоившие дополнительные общеобразовательные программы в
установленные сроки, имеют право на повторное прохождение учебного курса в темпе,
соответствующем их способностям, или по индивидуальному плану.
Одарённые дети и обучающиеся, проявляющие выдающие способности могут
осваивать программу в ускоренном темпе и по результатам деятельности переводиться на
следующий этап обучения, в том числе, минуя несколько этапов. Обучающиеся,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

занимавшиеся аналогичной деятельностью в ином образовательном учреждении или
ранее самостоятельно освоившие предмет, могут быть приняты на соответствующий этап
обучения по итогам собеседования, тестирования, на основании предоставленных
документов о достижениях (сертификаты, удостоверения, грамоты, дипломы,
свидетельства, рекомендации и др.)
Обучающиеся, закончившие прохождение программы, могут включаться в
списочные составы учебных групп и принимать участие в работе объединения, проходить
социальные практики, профессиональные пробы, стажировки в качестве инструкторов,
помощников педагогов, тьютеров на общественных началах, без выполнения
педагогических функций.
Контроль качества образования проводится в соответствии с Программой
контрольно – инспекционной деятельности на 2023-2024 учебный год. Программа
состоит из блоков (направлений) контрольно-инспекционной деятельности:
1.Контроль ведения документации.
2.Контроль качества знаний обучающихся.
3.Контроль посещаемости обучающихся.
5.Контроль реализации Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации».
6.Контроль деятельности по охране здоровья, формирования здорового образа жизни
обучающихся.
7.Контроль деятельности педагогов в межаттестационный период.
8.Контроль подготовки и организации к промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся.
Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
является
разноуровневость. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов
освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и
степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из
участников рассматриваемой программы.
Содержание и материал Программ организованы по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности:
1.
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого
для освоения содержания Программы.
2.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления Программы.
3.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и
нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы.
Также предполагает углубленное изучение содержания Программы и доступ к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления Программы.
Каждый участник Программы имеет право на стартовый доступ к любому из
представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур
оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень
готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326), в центре допускается
сочетание различных форм получения образования и форм обучения, которые
определяются центром самостоятельно, с учетом особенностей реализации и содержания
дополнительных общеобразовательных программ. Количество обучающихся в
объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в
объединениях зависят от направленности дополнительных общеобразовательных
программ.
Содержание и формы занятий педагог определяет самостоятельно, с учетом
требований педагогики сотрудничества, в зависимости от индивидуальных особенностей
учащихся педагог имеет право изменять и дополнять их.
Выполнение учебного плана контролируется ежемесячно по журналам, а также через
посещение администрацией Центра открытых мероприятий, творческих отчетов,
выставок, презентаций; изучение и утверждение программ, тематики планирования
занятий.
В 2023-2024 учебном году учебный план Центра включает дополнительные
общеразвивающие программы по четырем направленностям.
Количество Программ по направленностям:
Направленность
образовательной деятельности

Общее количество Программ

техническая

12

естественнонаучная

1

социально-гуманитарная

8

художественная

8

ИТОГО: 3

29

Учебный план представлен восемью дополнительными общеразвивающими
программами технической направленности.
Целью учебного плана является мотивация обучающихся к занятиям техническим
творчеством, знакомство с основами инженерной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Сформировать представление об информационной картине мира, технологическом
прогрессе, процессах роботизации и цифровизации различных сфер деятельности
человека и общества в целом.
2. Развивать инженерные способности обучающихся в области точных наук и
технического творчества.
3. Воспитывать внутреннюю потребность в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к техногенной сфере и нахождения в социокультурной среде.
Техническая направленность реализуется со сроком реализации от 1 года до 2 лет для
обучающихся 6-17 лет.
Дополнительные общеобразовательные программы технической направленности
ориентированы на развитие интереса детей к инженерно - техническим и
информационным
технологиям,
научно-исследовательской
и
конструкторской
деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в
высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по
программам технической направленности способствует развитию технических и
творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать
и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и
информатика.
Работа по программам предусматривает проектирование и конструирование
объёмных моделей из различных материалов (дерева, пластика, металла, бумаги),
программирование движения моделей с использованием программного комплекса к
конструкторам «Лего», участие в выставках, конкурсах и соревнованиях.
Учебный план представлен одной программой естественнонаучной
направленности. Программа рассчитана на 1 годобучения, группы для обучающихся
преимущественно 12-17 лет.
Программа естественнонаучной направленности - ориентирована на развитие
познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и
углубление школьных программ по физике, биологии, экологии, химии, окружающему
миру, Программа способствует формированию интереса к научно-исследовательской
деятельности.
Учебный план социально - гуманитарной направленности предполагает освоение
обучающимися по десяти дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам, в том числе и одной адаптированной программе.
Целью учебного плана по социально-гуманитарной направленности является
создание условий для формирования у обучающихся активной жизненной позиции,
социальной мобильности.
Задачи:
1. Развивать общественную активность обучающихся, реализацию их в социуме,
профессиональное самоопределение.
2. Развивать коммуникативные умения и навыки конструктивного общения в
социальной среде;
3. Воспитывать отношение делового сотрудничества, взаимопонимания и
взаимоуважения, терпимого отношения к людям, чувства дисциплинированности и
ответственность за жизнь других людей.
4. Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Социально - гуманитарная направленность реализуется по Программам со сроком
реализации от 1 года до 3 лет: группы для обучающихся преимущественно 5-18 лет.
Работа по данным программам предусматривает разработку социально-значимых
проектов, проведение презентаций, участие обучающихся в социально значимых акциях, а
также в выставках, конкурсах.
В процессе занятий по программам учебного плана обучающиеся развивают
мышление, память, внимание, получают и совершенствуют специальные практические
способности, необходимые в выбранном виде деятельности.
Обучаясь по данным программам, ребенок приобретает личный социальный опыт,
у него развиваются такие качества личности, как трудолюбие, организованность,
собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к
себе, культура общения и поведения, коммуникабельность; ребенок может реализовывать
в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, овладевает
способами постановки жизненно важных целей, определение маршрута своего развития.
Занятия в объединениях социально-гуманитарной направленности способствуют
профессиональной ориентации и социализации обучающихся.
Учебный план Центра в 2023-2024 учебном году художественной
направленности предполагает освоение обучающимися семи дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ и одной адаптированной программы.
Целью программ художественной направленности является создание условий для
формирования художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

отношения к явлениям действительности, искусству как основе развития творческой
личности, ее эстетических вкусов и потребностей.
Задачи:
1. Развивать у обучающихся эстетические, духовно-нравственные качества личности,
творческие способности средствами различных видов искусства: изобразительного,
декоративно-прикладного, музыкального (танцевального).
2. Развивать художественный вкус, художественные способности и склонности к
различным видам искусства и декоративно-прикладного творчества.
3. Воспитывать у обучающихся эмоциональную отзывчивость и активное
эстетическое отношение к действительности, к явлениям художественной культуры, к
искусству, к народным традициям.
Художественная
направленность реализуется по Программам обучения со
сроком реализации от 1 года до 3 лет: группы для обучающихся преимущественно 5-18
лет.
В процессе занятий по программам художественной направленности у обучающихся
активизируются эмоциональная сфера, познавательная и мыслительная деятельность;
развиваются коммуникативные умения (общаться со сверстниками, работать в
коллективе).
Социальные практики и профессиональные пробы
Для формирования у обучающихся знаний и базовых навыков в областях,
обеспечивающих активную социальную адаптацию, в Центре реализуется курс
социальных практик различных направленностей.
Основной целью программ социальной практики является: создание условий для
формирования коммуникативной культуры обучающихся, приобретения ими навыков и
умений социальной самоорганизации в решении общественно значимых проблем.
Задачи курса социальных практик:
• вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность;
• приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе
осуществления различных социальных взаимодействий;
• овладение проектным методом;
• развитие активной и ответственной гражданской позиции обучающихся;
• приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения,
адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность
обучающихся во время прохождения социальной практики, умения применять
теоретические знания в конкретной ситуации.
Срок реализации программы социальных практик определяется педагогом
дополнительного образования самостоятельно с учетом возрастных особенностей
обучающихся. Все мероприятия имеют циклический характер, поэтому могут повторяться
ежегодно с учетом возраста и общей нагрузки обучающихся по основной дополнительной
общеобразовательной программе. Социальные практики могут реализовываться как в
рамках дополнительной общеобразовательной программы, представленные одним из
разделов или распределенные по темам, так и отдельным модулем программы.
Социальная практика предусматривает различные направления деятельности, в том
числе:
• самоуправление - участие в организации детско-юношеского самоуправления во
всех его проявлениях на уровне учебной группы, детско-юношеского объединения,
структурного объединения, Центра;
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

• самоорганизация и личностный рост - оформление и ведение «дневника
личностного роста» - портфолио, портфолио творческого объединения, тренинги
личностного роста, командообразования, целеполагания, формирования лидерских
качеств, саморазвития и самообразования, концертная, конкурсная деятельность, участие
в соревнованиях: соотнесение собственных результатов с результатами других,
конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции и т.п.;
• волонтерская деятельность – участие в акциях, посвященных лицам с
ограниченными возможностями (конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах,
младших в рамках Декады инвалидов, Дня пожилого человека, Дня Победы, Весенней
недели добра), участие в реализации социальных проектов;
• профессиональная ориентация, профессионально-ролевая деятельность стажировка в качестве члена жюри конкурсов, судейство на соревнованиях, аниматора,
помощника воспитателя, педагога дополнительного образования, деятельность по
самообслуживанию, участие в организации и проведении массовых мероприятий;
• здоровьесбережение – участие в мероприятиях, направленных на сохранение и
укрепления здоровья, в экскурсиях, учебно-тренировочных сборах, выездных
мероприятиях и другие направления.
В рамках программы социальной практики педагог самостоятельно в зависимости от
интересов, возраста, запроса законных представителей разрабатывает конкретный учебнотематический план, который обеспечивает целостную систему социализации и развития
обучающихся. Общий объем нагрузки на каждого обучающегося по программам
социальной практики, как правило для обучающихся от 7 лет составляет 36 часов в год;
обучающихся старше 9 лет – 72 часа в год; старше 12 лет до 108 часов в год. Организация
социальных практик может проводиться в группах переменного состава, временных
творческих детско-юношеских коллективах. Количество обучающихся в каждой группе от
10 до 15 человек (в зависимости от года обучения и возраста).
Проведение занятий индивидуальных и по подгруппам возможно в случаях,
предусмотренных программами и отраженных в календарно-тематическом плане (но не
более 10% индивидуальных и не более 20% по подгруппам от общего количества часов по
программе), за исключением дополнительных общеобразовательных программ для детей
индивидуального обучения.
По каждому году обучения ставятся свои целевые установки, позволяющие
осуществить постепенный переход от выявления интересов и способностей ребенка через
развитие личности на основе дифференцированного подхода к творческой деятельности и
профессиональному самоопределению.
В целях реализации Концепции профильного обучения и предпрофильной
подготовки в Центре ведется разработка, экспериментальная апробация и реализация
программ предпрофильной подготовки технической направленности. Данные программы
могут быть как самостоятельными и разработанными по заказу образовательных
учреждений.
Педагоги центра могут привлекаться к реализации федеральных государственных
стандартов для проведения занятий по внеурочной деятельности по имеющимся в Центре
программам и образовательным проектам на основе сетевого взаимодействия с
образовательными организациями.
Основные формы организации образовательного процесса:
• Учебная группа – основная организационная единица объединений.
• Индивидуальные занятия – проводятся с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья в объединении «Я и Мир вокруг меня».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

• Клуб – объединение обучающихся и родителей (законных представителей) по
интересам, и обучающихся старшего возраста. Данная форма организации
образовательного процесса представлена в объединениях социально-гуманитарной
направленности «Основы вожатского мастерства» и Вожатский отряд «НАШИ».
Реализуемые Программы каждой направленности предполагают психологопедагогическую поддержку и формирование навыков социальной адаптации детей,
находящихся в социально - опасном положении и трудной жизненной ситуации с
несформированными образовательными потребностями, а также учитывают условия для
максимальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Системность оценки освоения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ:
В соответствии сч.1 ст.58. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», освоение образовательных программ
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Мониторинг уровня обученности осуществляется в сроки проведения
промежуточной/итоговой аттестации декабрь, май месяцы.
Под уровнем обученности понимаются две группы образовательных результатов
личностный и метапредметный.
Личностный результат характеризуется следующими показателями: мотивация
(учебная, достижения), самооценка, социальная адаптация, нравственно - этические
ценности.
Метапредметный результат характеризуется следующими показателями:
креативность;
критическое
мышление;
владение
технологиями
поисковой,
изобретательской, творческой деятельности; умение превращать теорию в практику.
Педагог вправе осуществлять мониторинг, в том числе иных личностных и
метапредматных результатов, определенных целью дополнительной общеобразовательной
программы.
В Центре разработана и действует своя система диагностики и мониторинга
(усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ) образовательного пространства. Контрольные мероприятия в Центре
проводятся в соответствии с программами и в рамках промежуточной и итоговой
аттестации.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед
началом образовательного процесса.
Первичная диагностика проводится в группах первого года обучения с целью
определения уровня мотивации, подготовленности, развитости или степени творческих
способностей обучающихся в начале цикла обучения. Анализ результатов первичной
диагностики (входного контроля) даёт возможность педагогу подобрать оптимальный
объём учебных материалов для каждой группы, определить индивидуальный маршрут
обучения учащемуся, запланировать, при необходимости, дополнения и изменения в
учебно-тематическом плане.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания
конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации
до промежуточной (итоговой) аттестации.
Текущий контроль осуществляется педагогами дополнительного образования на
каждом занятии в форме наблюдения или итоговых занятий по пройденным темам с
целью определения фактически достигнутых учащимися результатов в процессе освоения
отдельных тем дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

Проведение входного контроля и текущей аттестации осуществляется самим
педагогом.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся в объединениях Центра
рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного
процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их
совместной образовательно-воспитательной деятельности.
Итоговая аттестация проводится с целью представления результатов работы за
учебный год в форме открытых занятий, защиты индивидуальных проектов обучающихся
и других мероприятий.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится, 1 – 2 раза в
учебном году: в I полугодии – промежуточная, во II полугодии – итоговая или
промежуточная (в зависимости от срока обучения).
Сроки проведения промежуточной аттестации: в I полугодии – январь, итоговой
(или промежуточной (в зависимости от срока обучения) во II полугодии – май.
Результативность образовательного процесса и работы педагогического коллектива
отслеживается в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в
Центре» (утверждено приказом директора №5 от 09.01.2020 г.)
Данный документ определяет: цель и задачи аттестации, основные принципы,
условия и сроки проведения, функции, основные параметры усвоения образовательных
программ, систему оценивания по уровням, формы проведения итоговой аттестации и
форму отчётной документации.
Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации показывает уровень
развития способностей и личностных качеств учащегося в процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, их соответствие
прогнозируемым результатам образовательной программы.
Аттестация обучающихся предполагает уровневый подход к содержанию
дополнительного образования, который основывается на уровнях репродуктивном,
эвристическом, креативном.
Результаты каждого уровня оцениваются в баллах. Определённый диапазон
соответствует высокому, среднему или низкому уровню усвоения содержания
Программы.
Рейтинговая шкала оценивания предусматривает от 0 до 3 баллов, в которой:
0 балов – не выполнил задание;
1 балл – выполнил с помощью педагога, допуская ошибки (репродуктивный уровень);
2 балла – выполнил самостоятельно в рамках программы (эвристический уровень);
3 балла – выполнил самостоятельно творчески (креативный уровень).
Высокий уровень усвоения учащимися содержания Программы при 2,6-3 балла;
Средний уровень усвоения учащимися содержания Программы – при 2,0-2,5 баллах;
Низкий уровень усвоения учащимися содержания Программы – при 1,0-1,9 баллах.
Важной частью отслеживания результативности деятельности объединений является
психолого-педагогические показатели, характеризующие процессы личностного развития
обучающихся.
По итогам образовательной и воспитательной деятельности в конце учебного года
по каждому обучающемуся или детско-юношескому коллективу подводится контрольный
результат, проводится творческий отчет или итоговые занятия, в том числе с
присутствием родителей и законных представителей обучающихся.
Объективными показателями результативности образовательного процесса в Центре
также является устойчивость интереса детей к предлагаемой деятельности,
выражающейся в сохранности контингента детей по годам обучения.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

По результатам итоговой аттестации обучающимся выдаётся удостоверение
установленного образца. Обучающимся, поступающим в учебные организации по
профилю освоенной программы, даются отзывы, характеристики и рекомендации.
После проведения итоговой или промежуточной аттестации обучающихся и
подведения итогов работы пелагические сотрудники сдают отчет за 2022-2023 учебный
год.
Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся:
− участие во Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах, выставках,
фестивалях, проектах;
− отчеты творческих коллективов и мастерских;
− защита и презентации проектных и исследовательских работ;
− научно-практические конференции;
− участие в мероприятиях МАУДО ЦДО
− социологические опросы обучающихся, педагогов и родителей (законных
представителей).
Ожидаемые результаты реализации учебного плана
Ожидаемые результаты ориентированы на повышение роли дополнительного
образования детей в городском округе Сухой Лог; интеграции основного общего и
дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания
общего образования; формирование здорового и безопасного образа жизни; воспитание
нравственных и духовных качеств, гражданской позиции; снижение негативных явлений в
детской среде; поддержку социальных инициатив и достижений обучающихся, их
творческое и интеллектуальное, профессиональное самоопределение.
Обучающиеся, которые результативно закончили курс дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы награждаются почетными грамотами
или благодарностями.
Учебный план по работе с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в
особом подходе, особенно те, кто обучается на дому. Физические недостатки и тяжелые
заболевания не дают им возможности посещать детские объединения вместе с другими
детьми, поэтому педагоги Центра проводят занятия индивидуально или в группах в
оборудованных кабинетах с целью ознакомления детей с различными видами творчества.
В 2023-2024 учебном году обучение индивидуальным учебным планам в рамках
адаптированной программы социально-гуманитарной направленности «Я и мир вокруг
меня» («Стартовый уровень») организует педагог дополнительного образования
Козорезова Н.Д.
В рамках художественной направленности реализуется адаптированная программа
трех лет обучения «Мастерская чудес» («Стартовый» и «Базовый уровень»).
Рекомендуемый режим занятий для детей данной категории в 2023-2024 учебном
году, следующий: 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут) и дополнительными 5-ти
минутными перерывами в зависимости от самочувствия ребенка.
Образовательные программы адаптированы в соответствии с физическими и
психическими возможностями обучающихся и предложенным родителями (лицами их
заменяющих) режимом занятий.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

В процессе занятий ведущими принципами обучения являются индивидуализация и
доступность.
В результате занятий у обучающихся активизируются эмоциональная сфера и
мыслительная деятельность.
У детей развиваются способности эстетического, конструктивного восприятия и
оценки окружающей действительности, воспитывается эстетический вкус; развиваются
творческие способности, формируется умение оценивать результаты собственного труда.
Дети получают собственный опыт социального взаимодействия через участие в
выставочной, конкурсной, соревновательной деятельности, участия в массовых игровых и
праздничных мероприятиях в детском объединении и на разных уровнях.
Таким образом, учебный план Центра на 2023-2024 учебный год и
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие и адаптированные программы:
−
позволяет удовлетворить образовательные потребности обучающихся и их
родителей (законных представителей), дает дополнительное образование детям на уровне,
отвечающем стремительному развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться
к изменениям в современном мире;
−
способствует выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у
детей, в том числе и детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
−
формирует личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры,
адаптированную к жизни в современном обществе;
−
создает
каждому
обучающемуся
условия
для
самореализации,
самоопределения и развития, возможности творческого развития по силам, интересам и в
индивидуальном темпе.
−
процесс образовательной деятельности сочетает индивидуальные,
подгрупповые и коллективные формы занятий, что обеспечивает оптимальное
соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности детского и взрослого
коллектива Центра.
Взаимодействие всех субъектов образовательного пространства Центра активно
побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, профессиональному
самоопределению, к самооценке и самоанализу.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2023 – 2024 учебный год
по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для детей - инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
№ Образовательная
программа

Срок
реализа
ции

Форма
организации
деятельности

Кол во
педаг
огов

Возра
ст
обуча
ющих
ся

Год обучения/уровень реализации
программы (Стартовый, Базовый,
Продвинутый)
I
II
III

Кол-во
учебных
недель

Всего часов
(объем)
В
год

В
неделю/
на
ребенка/
группу

Социально - гуманитарная направленность
1

Я и Мир вокруг меня
(адаптированная
программа для детейинвалидов)

1 год

Индивидуаль
ный
учебный
план

1

6-17

Базовый

_

_

37

37

1

Базовый

37

36
36
36

1
1
1

Художественная направленность
Мастерская чудес
(адаптированная
программа для детей с
ОВЗ)

3 года

Групповая

1

7-12

Стартовый

Базовый

УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023 – 2024 учебный год
по адаптированным дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Я и Мир вокруг меня (адаптированная программа для детей-инвалидов)
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни

8

Окончание учебного года

учебный год
37
1
37
17
20
4 сентября 2023 года
31 декабря – 8 января – Новогодние каникулы
23 февраля – День защитника Отечества
8марта – Международный женский день
1 мая –Праздник весны и труда
9 мая – День Победы
25 мая 2024 года

Мастерская чудес (адаптированная программа для детей с ОВЗ)
№
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни

8

Окончание учебного года

учебный год
36
1
36
17
19
4 сентября 2023 года
31 декабря – 8 января – Новогодние каникулы
23 февраля – День защитника Отечества
8марта – Международный женский день
1 мая –Праздник весны и труда
9 мая – День Победы
25 мая 2024 года

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2023-2024 учебный год
№

Образовательная программа

Срок
реали
зации

Форма
организации
деятельности

Кол
- во
педа
гого
в

Возраст
обучаю
щихся

Год обучения/уровень
реализации программы
(Стартовый, Базовый,
Продвинутый)
I
II
год
год

Кол-во
учебн.
недель

Всего часов
(объем)
В
год

III
год

В
неделю
на
группу

Техническая направленность
Основы
роботоконструирования
Основы фотографии

1 год

Групповая

1

6-7

Стартовый

_

_

37

72

2

1 год

Групповая

1

7-15

Стартовый

_

_

37

144

4

Мир информационных
технологий
Перворобот EV 3

1 год

Групповая

1

8 - 13

Базовый

_

_

37

144

4

1 год

Групповая

1

10 - 13

Базовый

_

_

37

144

4

Спортивная
робототехника
Робототехника

1 год

Групповая

2

10 - 14

Продвинут
ый

_

_

37

72

2

1 год

Групповая

1

10 - 14

_

_

37

108

3

1 год

Групповая

1

10-16

_

_

37

108

3

8

Техническое
моделирование
Компьютерная графика

Продвинут
ый
Базовый

1 год

Групповая

1

11-13

Базовый

_

_

37

74

2

9

«Юный айтишник»

1 год

Групповая

1

13-17

Базовый

_

_

37

144

4

10

Роботоконструирование

Групповая

1

6-9

Стартовый

Базовый

_

Основы робототехники

Групповая

1

8-11

Стартовый

Базовый

_

12

Швейные секретики

Групповая

1

10-17

Стартовый

_

_

37
37
37
37
37

144
144

11

2
года
2
года
1 год

144

4
4
4
4
4

1

Экспериментариум
естественных наук. Эколайф

1 год

_

37

144

4

1

Игровой Английский
(English Club)
Занимательный
английский
Всезнайки

1 год

Групповая

1

8-12

Базовый

_

_

37

144

4

1 год

Групповая

1

9 – 13

Базовый

_

_

37

144

4

1 год

Групповая

1

10-12

_

_

37

72

2

Психологопедагогические классы
Путешествие по стране
Знаний
Умники и умницы

1 год

Групповая

2

14-18

Продвинут
ый
Базовый

_

_

288

8

2
года
3
года

Групповая

1

5-8

Стартовый

Базовый

_

37

Групповая

1

7-10

Стартовый

Базовый

Продвин
утый

37

Основы вожатского
мастерства
Я и Мир вокруг меня
(адаптированная
программа для детейинвалидов)

3
года
1 год

Групповая

1

11-18

Стартовый

Базовый

_

37

Индивидуальн
ый
учебнотематический
план

1

6-17

Стартовый

_

_

37

144
76
144
144
72
144
144
37

4
2
4
4
2
4
4
1

1
2
3
4
5
6
7

144
144

Естественнонаучная направленность
Групповая

1

12 - 17

Продвину
тый

_

Социально - гуманитарная направленность
2
3
4
5
6

7
8

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

Художественная направленность

3

Изобразительное
искусство
Танцевальная группа
поддержки STEIL
Современный танец

4

Кукольный теремок

5

Уроки игры на гитаре

6

Волшебный клубочек

7

Мастерская чудес
(адаптированная
программа для детей с
ОВЗ)
ART-студия «Креатив»

1
2

8

1 год

Групповая

1

5-12

Базовый

_

_

37

144

4

1 год

Групповая

1

5-14

Стартовый

_

_

37

144

2
года
1 год

Групповая

1

5-15

Стартовый

Базовый

_

37

Групповая

1

10-17

Стартовый

_

_

37

144
144
74

4
4
4

2
года
3
года

Групповая

1

12-18

Стартовый

Базовый

_

37

Групповая

1

8-18

Стартовый

Базовый

Продвин
утый

37

3
года

Групповая

1

7-12

Стартовый

Базовый

Базовый

37

1 год

Групповая

1

6-12

Стартовый

_

_

37

Заместитель директора по УВР
Ж.В. Овчинникова
8 34373 4-33-83

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
городской округ Сухой Лог

2

144
144
144
144
144
36
36
36

4
4
4
4
4
1
1
1

144

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».