ОП Программа Юный айтишник

1

Содержание
2. Комплекс основных характеристик программы

3

2.1 Пояснительная записка

3

Направленность общеразвивающей программы

3

Актуальность общеразвивающей программы

3

Отличительные особенности программы

3

Адресат общеразвивающей программы

4

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

4

Объём и срок освоения программы

4

Особенности организации образовательного процесса

4

Форма организации образовательного процесса

4

Виды занятий

5

Форма подведения результатов

5

2.2 Цели и задачи программы

6

2.3 Учебный (тематический) план)

7

2.4 Содержание учебного (тематического) плана

12

2.5 Планируемые результаты

15

3. Организационно-педагогические условия

16

3.1 Календарный учебный график

16

3.2 Условия реализации программы

16

3.3 Материально-техническое обеспечение

16

Кадровое обеспечение

16

Методические материалы

16

3.3 Формы аттестации

23

4 Список литературы

26

2

2. Комплекс основных характеристик программы
2.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный айтишник» (далее-программа) реализует содержание дополнительного образования технической
направленности.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловливается тем, что полученные на занятиях знания
становятся для обучающихся необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. В связи с тем, что востребованы современные IT-компетенции возник спрос на
серьезную подготовку обучающихся к решению олимпиадных задач и задач повышенной
сложности. Содержание Программы построено таким образом, что обучающиеся объединения «Юный информатик» смогут работать в программах, установленных на компьютерах, но
и решать задачи с помощью сред программирования, олимпиадные задания различного
уровня, математические и информационные задачи.
Овладев же навыками творчества сегодня, обучающиеся, когда вырастут, сумеют
применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24
декабря 2018 года № 16).
6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7. Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс мер,
направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью является то, что основной акцент в освоение программы делается на то, что обучающиеся смогут работать не только в программах, установленных на компьютерах, но и решать задачи с помощью сред программирования, олимпиадные математические и информационные задания различного уровня.
Программа адаптирована к конкретным условиям образовательного учреждения: контингенту обучающихся, образовательным потребностям Центра дополнительного образования и муниципального образования в целом.
3

Новизна
Данная программа представляет большую практическую значимость с точки зрения
совершенствования непрерывной работы при выявлении, развитии, поддержки талантливых
и одаренных детей, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
в рамках олимпиадного движения по информатике.
Адресат программы
Обучающиеся системы дополнительного образования преимущественно в возрасте
13-17 лет.
В соответствии с учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в
группы обучающихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения. Состав группы обучающихся – постоянный.
Программа составлена для обучающихся разного возраста, разного уровня подготовленности. На занятиях большее внимание уделяется индивидуальной работе с каждым обучающимся.
У подростков (13-17 лет) складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования
и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной
цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и
играх.
Режим занятий
Два раза в неделю проводится два учебных занятия по 45 минут с переменой 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы - постоянный. Число обучающихся, одновременно находящихся в
группе, составляет от 10 до 15 человек. Ожидаемая максимальная численность детей, одновременно обучающихся в рамках часов учебного плана, предусматриваемых реализацию
программы одновременно для всего объединения-15 человек.
Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе -10 человек.
Объем и срок программы
Объём часов по программе составляет 144 часа в год.
Данная программа рассчитана 1 год обучения.
Уровень сложности программы-продвинутый
Продвинутый уровень – предполагает практико-ориентированный характер, направлен на решение заданий олимпиадного характера, выполнение конкурсных заданий, которые
в будущем помогут ребенку при его профориентации, самоопределении в выборе высшего
учебного заведения.
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в
виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте Центра, а
также с использованием онлайн-платформ таких как Сферум и Яндекс-платформа. Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с обучающимися.
Формы организации образовательного процесса
При проведении занятий используются следующие формы работы:
−
групповая, когда обучающиеся выполняют задание в группе;
4

−

фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением пе-

дагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания;
работа в парах, когда более сильные обучающиеся помогают слабым.
Во время ограничительных мероприятий предполагается работа с микрогруппой, а
также дистанционное обучение с помощью электронных обучающих технологий. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные
методы) с демонстрацией визуального ряда, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации в виде создания проектов,
упражнений, интеллектуальных игр. Каждое занятие сопровождается физкультминутками
и перерывами (т.е. используются здоровьесберегающие технологии).
Виды занятий:
− лекция, беседа, дискуссионный клуб
− практическое занятие
− круглый стол
− просмотр презентаций и мастер-классов
Формы подведения результатов
тестирование, практическое занятие, решение олимпиадных и конкурсных заданий.
−
−

5

2.2. Цели и задачи программы
Цель: сформировать у обучающихся навыки решения олимпиадных задач и задач повышенной сложности в области информатики.
Задачи:
Обучающие (направленные на достижение предметных результатов обучения):
1.
сформировать представления об этапах решения задач на компьютере, методы
построения математических моделей и алгоритмов, умения пользоваться средами программирования для реализации алгоритмов решения задач;
2.
развивать у обучающихся навыки решения олимпиадных задач;
Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов обучения):
1.
развивать алгоритмическое мышление обучающихся.
2.
развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, а также
формировать новое, так называемое, операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений;
3.
развивать познавательный интерес к технике, творческим способностям, подготовка к сознательному выбору профессии на основе тесной связи информатики с жизнью.
Воспитательные (направленные на достижение личностных результатов обучения):
1.
развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы;
2.
формировать социокультурную эрудицию обучающихся.
3.
воспитывать ценностные установки, необходимые для формирования у обучающихся гражданской позиции и патриотического воспитания, безопасного и здорового образа жизни.

6

2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
2
2.1
2.2

Формы аттестации/контроля
Название раздела, темы
Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном кабинете
Информация и информационные процессы
Информация и ее свойства

Информационные процессы.
Обработка

Количество часов
Всего Теория Практика
2

2

0

16

8

8

2

1

1

Беседа, Письменный опрос
Рефлексивный самоанализ

2

1

1

2

1

1

Рефлексивный самоанализ. Контроль в форме собеседования

2

1

1

Письменный опрос

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Практическая работа

2

0

2

Алгоритмика

16

7

9

Взаимопроверка
Взаимопроверка, фронтальный
опрос
Письменный опрос
Контроль в форме практической
работы
Практическая работа

3.1

Что такое алгоритм. Исполнители
вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик. Формы записи алгоритмов.

2

1

1

Практическая работа

3.2

Работа в среде исполнителя Водолей Линейные алгоритмы. Практическая работа «Создаем линейную презентацию»

2

1

1

Практическая работа

3.3

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа «Создаем презентацию
с гиперссылками»

3.4

Алгоритмы с повторениями. Практическая работа «Создаем циклическую презентацию»

2

1

1

3.5

Исполнитель Чертежник. Пример
алгоритма управления Чертежником.

2

1

1

3.6

Использование вспомогательных
алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник

2

1

1

Практическая работа

3.7

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

2

1

1

Фронтальный и письменный
опрос

2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3

информации
Информационные процессы.
Хранение и передача информации

Всемирная паутина как
информационное
хранилище
Представление информации
Дискретная форма представления
информации
Единицы измерения информации

Фронтальный опрос
2

1

1
Письменный опрос

7

Практическая работа

3.8
4
4.1
4.2
4.3
4.4

4.5

4.6
5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5
6
6.1

Практическая работа
Математические основы информатики

Язык – средство кодирования.
Дискретное кодирование
Кодирование текстов.
Кодирование рисунков
Системы счисления.
Двоичная система счисления
Восьмеричная система счисления.
Шестнадцатеричная система
счисления
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики.
Решение олимпиадных заданий
Элементы комбинаторики,
теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов:
формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в
данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах,
полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения
и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы
Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические
выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение),
«не» (логическое отрицание).
Правила записи логических выражений.
Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Практическая работа
Электронные таблицы
Что такое электронные табли-

Фронтальный и письменный
опрос
Письменный опрос, взаимопроверка
Контроль и самооценка.
Практическая работа
Практическая работа

2

0

2

12

5

7

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Фронтальный и письменный
опрос

2

Практическая работа

2
10

4

Письменный опрос
Практическая работа
Письменный опрос

6
Практическая работа

2

1

1

Практическая работа
2

1

1

Фронтальный опрос
Практическая работа

2

1

1

Собеседование
2

1

1

2
12
2

5
1

2
7
1

8

Практическая работа
Взаимопроверка

6.2
6.3
6.4
6.5
6.6

7
7.1

7.2

7.3

7.4

цы? Редактирование и форматирование таблицы
Стандартные функции
Сортировка данных
Относительные и абсолютные
ссылки
Диаграммы
Практическая работа
«Представление и передача
информации»
Измерение информации. Единицы измерения количества информации.
Единицы измерения количества
информации. Решение олимпиадных заданий.
Процесс передачи информации.
Кодирование и декодирование
информации
Практическая работа. Решение
олимпиадных заданий

8
8.1

«Обработка информации»
Обработка информации.

8.2

Системы счисления: перевод из
десятичной системы счисления,
перевод в десятичную систему
счисления.
Системы счисления: перевод из
различных систем счисления в
десятичную
Практическая работа. Решение
олимпиадных заданий

8.3

8.4

«Основные устройства ИКТ»
Файлы и файловая система.
Оценка количественных параметров информационных объектов.
9.2 Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Решение олимпиадных заданий
10
«Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка
информационных объектов»
10.1 Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в
базе данных.
9
9.1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Фронтальный опрос
Письменный опрос

2
2

1

1
2

Контроль и самооценка
Практическая работа

8

3,5

4,5

2

1

1

2

1

1

Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий
Тестирование, практическое
занятие

2

1

1

Тестирование, практическое
занятие

2

0,5

1,5

8

3,5

4,5

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

0,5

1,5

4

1,5

2,5

2

1

1

2

0,5

1,5

4

1,5

2,5

2

1

1

9

Фронтальный опрос

Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий

Тестирование, практическое
занятие

10.2 Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в
базе данных. Решение олимпиадных заданий
11
«Проектирование и моделирование»
11.1 Понятие графа.
11.2 Матрица смежности.
11.3 Поиск кратчайшего пути.
11.4 Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов.
11.5 Практическая работа. Решение
олимпиадных заданий
«Математические инструменты, электронные таблицы»
12.1 Таблица как средство моделирования. Математические формулы
и вычисления по ним.
12.2 Таблица как средство моделирования. Ввод математических
формул и вычисления по ним.
Решение олимпиадных заданий
13
«Организация информационной среды, поиск информации»
13.1 Поиск информации в документах.
12

13.2 Понятие маски. Работа с масками
в ОС Windows
13.3 Практическая работа. Решение
олимпиадных заданий
«Алгоритмизация и программирование»
14.1 Основные понятия, связанные с
использованием основных алгоритмических конструкций.
14.2 Решение задач на исполнение и
анализ отдельных алгоритмов,
записанных в виде блок-схемы,
на алгоритмическом языке или на
языках программирования.
14.3 Решение задач на исполнение и
анализ отдельных алгоритмов,
записанных в виде блок-схемы,
на алгоритмическом языке или на
языках программирования.
14

2

0,5

1,5

10

4,5

5,5

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

0,5

1,5

4

1,5

2,5

2

1

1

2

0,5

1,5

6

2,5

3,5

2

1

1

2

1

1

2

0,5

1,5

16

7,5

8,5

2

1

1

Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий

Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий

Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий

Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие

2

1

1
Тестирование, практическое
занятие

2

1

10

1

14.4 Среда программирования Кумир.
Исполнители. СКИ. Решение
олимпиадных заданий
14.5 Работа с исполнителем Робот.
14.6 Работа с исполнителем Чертежник.
14.7 Программирование на языке Python.
14.8 Практическая работа. Решение
олимпиадных заданий
«Телекоммуникационные технологии»
15.1 Технология адресации и поиска
информации в Интернете.
15

15.2 Осуществление поиска информации в Интернете.
Круги Эйлера
15.3 Практическая работа. Решение
олимпиадных заданий
Итоговая аттестация обучающихся
16.1 Подготовка к итоговой аттестации
16.2 Проведение итоговой аттестации
обучающихся
Итого:
16

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

0,5

1,5

6

2,5

3,5

Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие
Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий

2

1

1

Тестирование, практическое
занятие

2

1

1

Тестирование, практическое
занятие

2

0,5

1,5

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

144

58,5

85,5

11

Тестирование, практическое
занятие, решение олимпиадных заданий
Самооценка
Тестирование, практическое
задание

2.4. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. «Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном кабинете»
Раздел 2. «Информация и информационные процессы»
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации,
зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации:
важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п. Представление информации.
Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит.
Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды
информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Раздел 3. «Алгоритмика»
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем. Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный
язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом
языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от
описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки
программ. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в
ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися)
устройствами.
Раздел 4. «Математические основы информатики»
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами
счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых
чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических
задач. Логические элементы.
Раздел 5. «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики»
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух
или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
12

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Раздел 6. «Электронные таблицы»
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение
диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и
диаграмм.
Раздел 7. «Представление и передача информации»
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания
реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма
представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи
информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Контрольный тест.
Раздел 8. «Обработка информации»
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на
подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции.
Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Повторение основных конструкций. Контрольный тест.
Раздел 9. «Основные устройства ИКТ»
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая
система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных
процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Повторение основных конструкций. Контрольный тест.
Раздел 10. «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов».
Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных
устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных
устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Повторение основных конструкций. Контрольный тест.
Раздел 11. «Проектирование и моделирование».
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и
конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Повторение основных конструкций. Контрольный тест.
Раздел 12. «Математические инструменты, электронные таблицы».
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по
ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций. Контрольный тест
Раздел 13. «Организация информационной среды, поиск информации».
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам,
отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных
сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.
Контрольный тест
Раздел 14. «Алгоритмизация и программирование».
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок13

схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов
решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким
ответом) и анализ дерева игры.
Раздел 15. «Телекоммуникационные технологии».
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Раздел 16. Итоговая аттестация обучающихся.
Теоретическая часть. Организационные аспекты проведения аттестации.
Практическая часть. Реализация формы аттестации по выбору учащихся: защита проекта, элементы соревновательной деятельности.

14

2.5 Планируемые результаты
Метапредметные, личностные, и предметные результаты обучения:
Предметные результаты:
−
представление об этапах решения задач на компьютере, методы построения
математических моделей и алгоритмов, умение пользоваться средами программирования для
реализации алгоритмов решения задач;
−
повышение уровня развития у обучающихся навыков решения олимпиадных
задач.
Метапредметные:
−
повышение уровня развития алгоритмического мышления обучающихся.
−
повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, сформированность операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
−
повышение уровня развития познавательного интереса к технике, творческим
способностям, готовности к сознательному выбору профессии на основе тесной связи информатики с жизнью.
Личностные результаты:
−
навыки индивидуальной, парной и групповой работы;
−
сформированная социокультурная эрудиция обучающихся;
−
воспитанность ценностных установок, проявляющихся в гражданской позиции
и ведении безопасного и здорового образа жизни, сохранение и укрепления собственного
здоровья.

15

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график

№
1
2
3
4
5
6
7
8

№Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Выходные дни

9
Окончание
учебного года

учебный год
37
144
4
144
17
20
4 сентября текущего года
4 ноября – День народного единства
31 декабря – 8 января – Новогодние каникулы
23 февраля – День защитника Отечества
8марта – Международный женский день
1 мая –Праздник весны и труда
9 мая – День Победы
25 мая текущего года

9

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
• помещение аудитории №301, учебные комплекты мебели, соответствующее санитарно -гигиеническим и пожарным нормам,
• персональные компьютеры с установленным программным обеспечением в количестве 10 штук,
• мультимедийный проектор,
• канцелярские товары: ручки, бумага, тетради,
• настенная демонстрационная доска.
Методические материалы
• информационные плакаты;
• дидактические материалы по теме занятия, распечатанные на листе формата А5
для выдачикаждому обучающемуся.
Наглядные и раздаточные пособия:
•
Раздаточный материал контролирующего и обучающего характера по каждой
теме.
•
Задания на практические работы.
•
Карточки с индивидуальными заданиями.
•
Раздаточный материал справочного характера.
•
Раздаточный материал теоретического характера.
•
Демонстрационные материалы в электронном виде.
Кадровое обеспечение:
Должность – педагог дополнительного образования.

16

Методы обучения и воспитания
• словесный, объяснительно-иллюстративный при проведении лекционной части,
• дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения,
• наглядно-практический, репродуктивный, проектный в практической деятельности,
• поисковый, проектный, исследовательский проблемный при работе над проектом,
• репродуктивный, игровой в случае проведения соревновательной деятельности,
• инновационные методы обучения и развития «4С», «3-2-1»;
• мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия,
• убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения,
• упражнение в репродуктивной деятельности,
• поощрение успешного достижения положительного результата,
• стимулирование на самостоятельную работу, участие в соревновательной деятельности.
Методы проведения занятий
1.
•
•
2.
•
•
•
•
3.
•

Словесные методы обучения:
устное изложение материала с презентационным сопровождением;
беседа
Наглядные методы:
показ программного кода и результатов его выполнения на тестовых данных;
показ приёмов отладки программного кода педагогом;
показ приёмов работы со средой разработки;
демонстрации различных вариантов оптимизации программного кода.
Практические методы обучения:
Написание и отладка программ.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•
•
•
•

объяснительно-иллюстративные методы обучения;
репродуктивные методы обучения;
частично-поисковые методы обучения;
проектный метод обучения.

Формы организации образовательной деятельности
•
групповая форма организации проведения лекций, бесед, словесного поиска
практических решений,
•
индивидуально-групповая форма организации практической деятельности, выполнения упражнений,
•
прохождение аттестационных мероприятий.
Формы организации учебного занятия
Согласно календарному учебному графику, проводятся беседы, лекции, практические
занятия. При организации внеучебной деятельности проводятся открытые занятия, конкурсы, олимпиады.

Педагогические технологии
17

Технология индивидуализации обучения
Сделать обучение более удобным и, таким образом, более продуктивным для каждого
обучаемого; сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); содействие средствами индивидуализации освоению программы каждым обучаемым, предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных
умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого; улучшение
учебной мотивации и развитие познавательных интересов; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Изучение особенностей обучаемых: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Которые, впоследствии учитываются при индивидуализации работы. Учебно-познавательная деятельность обучаемых над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого ребенка сообразно его возможностям. Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
Взаимоконтроль обучаемых.
Результат использования:
Сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности.
Содействует средствами индивидуализации выполнению программ каждым обучаемым,
предупреждает неуспеваемость. Формирует общеучебные умения и навыки при опоре на зону ближайшего развития каждого обучаемого. Улучшает учебную мотивацию и развивает
познавательные интересы детей. Способствует развитию самооценки, познавательной самостоятельности, организованности, проявлению инициативы, находчивости, гибкости мысли,
настойчивости в достижении цели. Позволяет обучающемуся работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких результатов обученности. Позволяет вовремя вносить необходимые коррекции
в деятельность как обучаемого, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Педагог
имеет непосредственный контакт с обучаемым.
Групповые технологии.
Создание положительной мотивации учения; развитие внимания; интеллектуальное
развитие обучаемых; развитие личностных качеств обучаемых; развитие коммуникативных
способностей.
Результат использования:
Повышение мотивации. Интеллектуальное развитие: развивается критическое мышление, внимание становится более устойчивым, речевое развитие. Качество усвоения материала: возрастает объем и глубина знаний, повышается уровень осмысления материала, растет число нестандартных решений, тратится меньше времени на усвоение. Влияет на развитие личности: становление самооценки, развитие инициативы развитие навыков необходимых для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом
мнения другого человека, самостоятельность, организаторские способности), усиливается
вера в свои силы. Влияет на коммуникативные особенности: развивается коллектив (развивается толерантность, уважение к другим, желание помочь). Влияет на эмоциональную сферу: усиливается переживание удовольствия от процесса обучения, снижается тревожность,
есть возможность оказать поддержку каждому. Влияет на поведение: повышается уважение к
труду педагога.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику деятельности учреждений дополнительного образования детей способствует отсутствие жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников объединений, комфортность условий для индивидуального и творческого развития детей и адаптация их интересов
в любой сфере жизни. В центре внимания – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в различных жизненных ситу18

ациях. Цель: развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Педагог создает условия для правильного выбора каждым содержания изучаемого и темпов
его освоения. Обучающийся приходит учиться по своему желанию, в свое свободное время.
Задача педагога – так давать материал, чтобы пробудить интерес, раскрыть возможности
каждого, активизировать его творческую и познавательную деятельность. В данной технологии обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности,
поэтому, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Здоровьесберегающие технологии
В современном обществе проблема сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит активной физической нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой учебной деятельности обучающихся, что привело к использованию технологий по охране здоровья. Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей
ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой и искусством. Они направлены
на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Технология дифференцированного разноуровневого обучения дает обучающимся
работать в своем темпе. Считаю эту проблему актуальной по следующим причинам:
- обеспечение достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки;
- создание условий обучающимися, проявляющим интерес и способности для усвоения материалов на более высоком уровне;
- преодоление слабой учебной мотивации, учение ниже своих возможностей;
- создание психологического комфорта, одновременно с этим - условий для реализации установки на опережающее развитие.
Для внедрения дифференцированного обучения в свою практику работы, я учитываю
ряд методических условий:
- прежде всего, изучая индивидуальные особенности обучающихся, я тщательно подхожу к
составлению и подбору дидактического материала;
- даю обучающимся на заниятии самостоятельные задания с учетом длительности и системности дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение используется на всех этапах занятия: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач.
Самостоятельная работа имеет множество положительных моментов:
- возникновение интереса к изучению информационных технологий и информатики;
- желание читать дополнительную литературу;
- сознательное отношение к учению.
Осуществляя дифференцированный подход, педагог должен делать все возможное, чтобы нейтрализовать негативное его проявление. Только в ходе длительного изучения обучающихся можно сделать выводы (для себя) об их учебных возможностях. Обучающиеся не
должны знать об их разделении на группы. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у обучающихся никаких стрессовых ситуаций.

№

Название раздела, темы

Материально-

Формы, методы, приемы
19

Формы учеб-

п/п

1.

Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном кабинете

2.

Информация и информационные процессы

3.

Алгоритмика

техническое оснащение, дидактикометодический материал
Презентация

обучения.
Педагогические технологии

Словесные методы обучения.
Наглядные методы
Игровые технологии.
Презентация, анке- Словесные методы обучетирование,
игры, ния.
практические зада- Наглядные методы
ния
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения

ного занятия

Беседа, Фрон-

тальный опрос,
Рефлексивный
самоанализ.
Беседа, Письменный опрос,
Рефлексивный
самоанализ,
Контроль в форме собеседования, Взаимопроверка, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы
Презентация, анке- Словесные методы обуче- Практическая
работа, фронтирование,
игры, ния.
тальный опрос,
практические зада- Наглядные методы
ния
Игровые технологии, Тех- Письменный
опрос

4.

Математические основы
информатики

Презентация, анкетирование,
игры,
практические задания

5.

Элементы комбинаторики, теории множеств и
математической логики

Презентация, анкетирование,
игры,
практические задания

6.

Электронные таблицы

Презентация, анкетирование,
игры,
практические задания

7.

«Представление и передача информации»

Презентация, дидактические
игры,
20

нология дифференцированного разноуровневого
обучения
Словесные методы обучения.
Наглядные методы
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения
Словесные методы обучения.
Наглядные методы
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения

Письменный
опрос, Взаимопроверка, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы

Письменный
опрос, Рефлексивный самоанализ, Контроль в
форме собеседования, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы
Словесные методы обуче- Письменный
опрос, Рефлекния.
сивный самоанаНаглядные методы
Игровые технологии, Тех- лиз, фронтальнология дифференциро- ный опрос, Контроль в форме
ванного разноуровневого практической
обучения
работы
Словесные методы обуче- Практическая
работа, фронния.

практические
ния

зада- Наглядные методы
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения
Презентация, анке- Словесные методы обучетирование, дидакти- ния.
ческие игры, прак- Наглядные методы
тические задания
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения
Презентация, анке- Словесные методы обучетирование, дидакти- ния.
ческие игры, прак- Наглядные методы
тические задания
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения

8.

«Обработка информации»

9.

«Основные устройства
ИКТ»

10.

«Запись средствами ИКТ
информации об объектах
и процессах, создание и
обработка информационных объектов»

Презентация, анкетирование, дидактические игры, практические задания

Словесные методы обучения.
Наглядные методы
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения

11.

«Проектирование и моделирование»

Презентация, анкетирование, дидактические игры, практические задания

Словесные методы обучения.
Наглядные методы
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения

12.

«Математические инструменты, электронные
таблицы»

Презентация, анкетирование, дидактические игры, практические задания

Словесные методы обучения.
Наглядные методы
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения

13.

«Организация информационной среды, поиск
информации»

Презентация, анкетирование, дидактические игры, практические задания

Словесные методы обучения.
Наглядные методы
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого

21

тальный опрос,
Письменный
опрос

Письменный
опрос, Взаимопроверка, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы
Письменный
опрос, Рефлексивный самоанализ, Контроль в
форме собеседования, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы
Письменный
опрос, Рефлексивный самоанализ, Взаимопроверка, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы
Письменный
опрос, Рефлексивный самоанализ, Взаимопроверка, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы
Письменный
опрос, Рефлексивный самоанализ, Взаимопроверка, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы
Письменный
опрос, Рефлексивный самоанализ, фронтальный опрос, Контроль в форме

обучения
14.

«Алгоритмизация и программирование»

Презентация, анкетирование, дидактические игры, практические задания

Словесные и наглядные
методы обучения.
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения

15.

«Телекоммуникационные технологии»

Презентация, анкетирование, дидактические игры, практические задания

Словесные методы обучения.
Наглядные методы
Игровые технологии, Технология дифференцированного разноуровневого
обучения

3.3. Формы аттестации/контроля
22

практической
работы
Письменный
опрос, Рефлексивный самоанализ, Взаимопроверка, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы
Письменный
опрос, Рефлексивный самоанализ, Взаимопроверка, фронтальный опрос,
Контроль в форме практической
работы

Формы оценочных средств
• журнал посещаемости,
• аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях
• Яндекс - форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
• фотоотчет;
• отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся;
• статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».
Формы итоговой аттестации
• аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
• демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения программы в форме
отчетных концертов;
• участие в конкурсах и олимпиадах.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в два этапа, согласно Положению о
формах периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра
- проверка теоретических основ программы, через выполнение теоретической самостоятельной работы;
- проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций,
через выполнение практической работы и олимпиадных заданий.
Критерии оценивания.
Оценивание результатов теоретической самостоятельной работы и практической работы осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение №1.), разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении на основании Положению о
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра
Высокий уровень - от 85% до 100% (обучающийся усвоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой; решенные задания соответствует программным требованиям, решает все предложенные задания олимпиадного и повышенного уровня, не испытывая при этом затруднений; задания выполняет самостоятельно; в диалоге дает четкие
ответы, используя полные и краткие пояснения; не испытывая при этом затруднений).
Средний уровень - от 50% до 84% (обучающийся усвоил более половины объема знаний, предусмотренных программой; решает 50% предложенных заданий олимпиадного и повышенного уровня, испытывает при этом затруднения; задания выполняет самостоятельно
или с помощью педагога; в диалоге ответы нечеткие, но не нарушающие).
Низкий уровень - 49% и менее (обучающийся усвоил менее половины объема знаний,
предусмотренных программой, решает минимум предложенных заданий олимпиадного и повышенного уровня, испытывает при этом серьезные затруднения; часто ошибается, выполняет задания с подсказкой детей и педагога).
Оценочные материалы
Перечень опросных листов (Приложение №1)
- Опрос по теме «Представление и передача информации»
- Опрос по теме «Основные устройства ИКТ»
- Опрос по теме «Обработка информации»
- Опрос по теме «Проектирование и моделирование»
23

- Опрос по теме «Математические инструменты, электронные таблицы»
- Опрос по теме «Информация и информационные процессы»
- Опрос по теме «Алгоритмика»
- Опрос по теме «Математические основы информатики»
- Опрос по теме «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики»
- Опрос по теме «Электронные таблицы»
Характеристика оценочных материалов

формирование
социокультурной
эрудиции обучающихся;

формирование потребности в гражданской позиции и ведении безопасного и здорового образа жизни,
сохранение и укрепления собственного здоровья.

Критерии оцени- Виды
конвания
троля/
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы диагностики)
Высокий уровень – Беседа, диалог, Тесты, практиот 85% до 100%
задания
ческая работа
Средний уровень –
от 50% до 84%
Низкий уровень –
49% и менее
Высокий уровень – Беседа, диалог, Тесты, практиот 85% до 100%
упражнения, иг- ческая работа
Средний уровень – ры
от 50% до 84%
Низкий уровень –
49% и менее

развитие алгоритмического мышле- Высокий уровень
ния обучающихся.
от 85% до 100%
Средний уровень
от 50% до 84%
Низкий уровень
49% и менее
развитие интеллектуальных и твор- Высокий уровень
ческих способностей обучающихся, от 85% до 100%
а также формирование нового, так Средний уровень
называемого, операционного мыш- от 50% до 84%
ления, направленного на выбор оп- Низкий уровень
тимальных решений;
49% и менее
развитие познавательного интереса Высокий уровень
к технике, творческим способно- от 85% до 100%
стям, подготовка к сознательному Средний уровень
выбору профессии на основе тесной от 50% до 84%
связи информатики с жизнью.
Низкий уровень
49% и менее
формирование представления об Высокий уровень
этапах решения задач на компьюте- от 85% до 100%
ре, методы построения математиче- Средний уровень
ских моделей и алгоритмов, умение от 50% до 84%
пользоваться средами программи- Низкий уровень
24

Пред
метные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Планируемые результаты

–

Опрос, задания

Тесты, практическая работа

–
–
–

Задания, диалог, Тесты, практиопрос
ческая работа

–
–
–

Задания, диалог

Тесты, практическая работа

–
–
–
–
–

Беседа, диалог,
тест

Тесты

рования для реализации алгоритмов 49% и менее
решения задач;
развитие у обучающихся навыков Высокий уровень - Беседа, диалог,
решения олимпиадных задач.
от 85% до 100%
тест
Средний уровень от 50% до 84%
Низкий уровень 49% и менее

4. Список литературы
25

Тесты

Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2.
Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5.
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
7.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
10.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК- 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ)».
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
14.
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля
1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
15.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
16.
Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

Литература, использованная при составлении программы (для педагога)
26

1.
Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое
пособие / А.Б. Антопольский. - М.: Либерия, 2018. - 424 c.
2.
Божко, В.П. Информатика: данные, технология, маркетинг / В.П. Божко, В.В.
Брага, Н.Г. Бубнова. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 224 c.
3.
Брудно, А.Л. Олимпиады по программированию для школьников / А.Л. Брудно, Л.И. Каплан. - М.: Наука, 2017. – 546 c.
4.
Гейн, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Гейн, В.Г.
Житомирский, Е.В. Линецкий, и др.. - Л.: Просвещение; Издание 3-е, 2019. - 254 c.
5.
Демидович, Н.Б. Программирование и ЭВМ. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9, 10 классов / Н.Б. Демидович, В.М. Монахов. - М.: Просвещение,
2017. - 240 c.
6.
Кайман, В.А. Основы информатики и вычислительной техники / В.А. Кайман,
А.Г. Щеголев, Е.А. Ерохина. - М.: Просвещение, 2019. - 272 c.
7.
Кормен, Т., Лейзерсон, Ч., Ривест, Р., Штайн, К. Алгоритмы: построение и анализ. – М.: Вильямс, 2005.
8.
Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама / В.Д. Курушин. - М.: ДМК
Пресс, 2019. - 270 c.
9.
Кушниренко Основы информатики и вычислительной техники / Кушниренко,
А.Г. и. - М.: Просвещение, 2020. - 224 c.
10.
Микшина Лабораторный практикум по информатике / Микшина, др. В. и. - М.:
Высшая школа, 2019. - 376 c.
11.
Симонович Практическая информатика / Симонович, С.В; Евсеев, Г.А.. - М.:
АСТ-Пресс Книга, 2019. - 480 c.
12.
Слинкин Д.А. Технологические аспекты подготовки школьников-дебютантов к
олимпиадам по информатике. Информатика в школе. 2017;(3):46-51.
13.
Ушаков, Д.М. Паскаль для школьников / Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова. - М.: Питер, 2016. - 256 c.
14.
Шафрин, Ю. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7-11
клссов по курсу "Информатика и вычислительная техника" / Ю. Шафрин. - М.: ABF; Издание
2-е, испр. и перераб., 2020. - 656 c
15.
Шень А., Программирование: теоремы и задачи – М.: Издательство МЦНМО,
2017.
Литература для обучающихся и родителей
1.
Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В. Правовая информатика. Учебник
и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Чубукова С. Г. М.: Юрайт, 2019. 314 с.
2.
Гасумова С. Е. Социальная информатика. Учебник и практикум для вузов. М.:
Юрайт, 2019. 284 с.
3.
Далингер В. А., Симонженков С. Д. Информатика и математика. Решение
уравнений и оптимизация в Mathcad и Maple. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт,
2019. 156 с.
4.
Информатика для экономистов. Учебник для бакалавриата и специалитета /
ред. Поляков В. П. М.: Юрайт, 2019. 524 с.
5.
Информатика для экономистов. Учебник для СПО / ред. Поляков В. П. М.:
Юрайт, 2019. 524 с.
6.
Набиуллина С.Н. Информатика и ИКТ. Курс лекций. М.: Лань, 2019. 72 с.
7.
Софронова Н. В., Бельчусов А. А. Теория и методика обучения информатике.
Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 402 с.
8.
Филимонова Е. В. Информатика и информационные технологии в профессио27

нальной деятельности. Учебник. М.: Юстиция, 2019. 216 с.
9.
Цацкина Е. П., Царегородцев А. В. Информатика и методы математического
анализа. Учебно-методическое пособие. В 2 частях. Часть 1. Информатика. М.: Проспект,
2019. 96 с.
10.
Шмелева А. Г., Ладынин А. И. Информатика. Информационные технологии в
профессиональной деятельности: Microsoft Word. Microsoft Excel: теория и применение для
решения профессиональных задач. М.: ЛЕНАНД, 2020. 304 с.
Интернет-ресурсы
1.
www.edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2.
www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3.
www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4.
www.it-n.ru "Сеть творческих учителей".
5.
www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
6.
http://www.niisi.ru/kumir/ сайт НИИСИ РАН (страница КУМИР).
7.
http://metodist.lbz.ru/ - Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
8.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
9.
http://inf.1september.ru-газета «Информатика» Издательского дома «Первое
сентября».
10.
http://kpolyakov.narod.ru - преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова.
11.
Всероссийская олимпиада школьников. - http://www.rosolymp.ru.
12.
Густокашин М. Олимпиадные задачи по программированию. - http://desc.ru.
13.
Дистанционная подготовка по информатике. - ttp://informatics.mccme.ru/moodle/
14.
Дистанционные семинары по подготовке к олимпиадам по информатике. http://www.olympiads.ru/mioo_inform/
15.
Методика и содержание подготовки учащихся к олимпиадам по программированию. - http://www.mccme.ru/~courseinf/
16.
Олимпиадная информатика. - http://metodist.lbz.ru/nio/apkippro/2-l .php
17.
Петухин В.А. Решение комбинаторных задач.- http://wm-help.net/booksonline/book/78613.html.
18.
Портал педагогического университета издательского дома «Первое сентября».
19.
Подготовка к олимпиадам по информатике. - hup://vv vvw.in 1777.narod.ru/o 1
vmpiad.htm
20.
Сетевые компьютерные практикумы по курсу информатики на сайте компании
Кирилл и Мефодийппр. -webpractice.cm.ru/;
21.
11 Школьные олимпиады. Образование Костромской области, http://www.koipk.ro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/School_5/T)ocLib 15/Школьные олимпиадыaspx

Аннотация
28

Программа «Юный айтишник» реализует содержание технической направленности и
предназначена для обучающихся в возрасте 13 – 17 лет.
Данная программа представляет большую практическую значимость с точки зрения
совершенствования непрерывной работы по информатике при выявлении, развитии, поддержки талантливых и одаренных детей, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Продвинутый уровень программы предполагает практико-ориентированный характер,
направлен на решение заданий олимпиадного характера, выполнение конкурсных заданий,
которые в будущем помогут ребенку при его профориентации, самоопределении в выборе
высшего учебного заведения.
Программа рассчитана на 144 часа.

29

№

п/п

1.

2.

30

Группа 1

.

Итоговый балл

Средний балл

развитие алгоритмического
мышления обучающихся

ПРАКТИКА
Метапредметная компетентность
социокульформирование
турной эрудиции обучающихся;

развитие познавательного
интереса к технике, творческим способностям, подготовка к сознательному выбору
балл
Средний
основе тесной
профессии на
связи информатики с жизнью.
формирование навыков индивидуальной, парной и групповой работы;

развитие интеллектуальных и
творческих способностей
обучающихся, а так же формирование нового, так называемого, операционного
мышления, направленного на
выбор оптимальных решений;

ТЕОРИЯ
Предметная компетентность

развитие алгоритмического
мышления обучающихся.

Средний балл

развитие у обучающихся
навыков решения олимпиадных задач.

формирование представления
об этапах решения задач на
компьютере, методы построения математических моделей
и алгоритмов, умение пользоваться средами программирования для реализации алгоритмов решения задач;

Фамилия и имя
обучающегося

Приложение №1

Характеристика оценочных материалов
Личностная
компетентность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».