ОП Уроки игры на Гитаре

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уроки игры
на гитаре» (далее Программа) реализует содержание дополнительного образования
художественной направленности.
Программа выстроена в соответствии с нормативно – правовыми документами
по дополнительному образованию.
Актуальность программы
Актуальность Программы заключается в том, что её реализация отвечает задачам,
поставленным Федеральным законом об образовании: «Дополнительное образование
детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей
учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени». (Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 ст.75).
Занятия по Программе решают не только задачи художественного воспитания, но
и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал
обучающегося, позволяет молодому поколению приобщиться к миру прекрасного через
освоение гитары, как музыкального инструмента.
Отличительные особенности и новизна программы
Повышенная востребованность к обучению игре на гитаре у детей и подростков
от 12 до 18 лет. В начале года принимаются все желающие, в том числе без
музыкальных способностей. Благодаря ускоренному методу обучения, который годами
отрабатывался автором этой программы, уже в конце первого полугодия группа
учеников 1-го года обучения может исполнить десять произведений разного характера
на открытом занятии перед администрацией и родителями. В концертах могут
принимать обучающиеся прошлых лет обучения и получать консультации педагога.
Уровневость программы
Первый модуль - первый год обучения («Стартовый» уровень) - 144 часа. Второй
модуль - второй год обучения («Базовый» уровень) - 144 часа.
Адресат программы
Обучающиеся преимущественно в возрасте от 12 до 18 лет. Данный возрастной
период является благоприятным для музыкально-эстетического развития молодого
поколения и освоения гитары.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на два года обучения и включает в себя 288 часов.
Первый год обучения предполагает сочетание групповых и подгрупповых
индивидуальных занятий. Второй год – как подгрупповые, так и индивидуальные.

Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой
в виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной
деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте
Центра, а также с использованием онлайн-платформ.
Отдельные темы могут предполагать индивидуальную и подгрупповую работу с
обучающимися.
Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с учебным планом в объединениях по интересам,
сформированных в группы учащихся разных возрастных категорий, являющихся
основным составом объединения. Состав группы учащихся – постоянный.
Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 10 до
15 человек.
Ожидаемая максимальная численность детей, одновременно обучающихся в
рамках часов учебного плана, предусматриваемых реализацию программы
одновременно для всего объединения-15 человек.
Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе -10 человек.
Обучающимся, освоившим в полном объеме программу обучения, выдается
удостоверение о получении дополнительного образования по пройденной
дополнительной общеобразовательной программе.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Периодичность 2 раза в неделю, продолжительность занятий: 2 занятия по 45
минут с переменой 10 минут.

Цель и задачи программы
Цель программы - развитие личности ребенка, способного к творческому
самовыражению через овладение искусством игры на гитаре.
Для достижения поставленной цели Программа имеет следующие основные
задачи:
Образовательные:
1. Показать представление об образцах современных гитарных композиций.
2.
Обучить техническим и тактическим элементам игры на гитаре в
эстрадном стиле.
3.
Сформировать навыки коллективного исполнения репертуара.
4.
Научить выполнять индивидуальные творческие задания.
5.
Научить обучающихся искусству аккомпанемента на гитаре и пения под
собственный аккомпанемент.
Развивающие:
1.
Развить интерес к народным и патриотическим пьесам и песням.
2.
Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.
3.
Раскрыть творческие способности.
4.
Формировать индивидуальные потребности в самосовершенствовании.
5.
Способствовать творческому развитию талантливых и способных
обучающихся.
Воспитывающие:
1.
Воспитывать терпение и усидчивость, бережное отношение к
музыкальным инструментам.
2.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.
3.
Воспитывать ценностные установки, необходимые для формирования у
обучающихся гражданской позиции, безопасного и здорового образа жизни.

Содержание программы
Программа
является
составительской,
по
уровню
освоения
–
общеразвивающей, по форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности – комплексной, по целям обучения – познавательной.
Музыкально-поэтическое творчество является составной частью народного
искусства и уходит своими корнями в далекое прошлое. С давних времен человек
стремится к музыке и поэзии. Эти два направления искусства развивались и
развиваются в основном независимо друг от друга, воплощаясь талантливыми
личностями в прекрасную музыку и высокую поэзию. Однако между ними существует
неразрывная связь. Если поэзия позволяет более точно донести до сознания человека
мысли в форме отточенных фраз, то музыка, создавая определенное настроение,
заставляет более точно понять смысл.
В Программе излагается курс обучения обучающегося игре на гитаре и пению под
неё.
Содержание обучения является составной частью общего музыкальнопоэтического воспитания молодого поколения, не противоречит общей программе
обучения в системе музыкально-эстетического образования.
Учитывая сложность освоения гитары, как музыкального инструмента,
Программа составлена по принципу от простого к сложному, давая возможность
учащимся постепенно овладеть навыками игры. В зависимости, от индивидуальных
особенностей учащиеся могут освоить только часть Программы, тем не менее, этого
будет достаточно для исполнения песен и романсов под гитару с использованием
простейших аккордов.
В течение первого года обучения учащиеся учатся исполнять сравнительно
простые песни и романсы. Второй и третий годы обучения является более сложным
этапом и рассчитан на более настойчивых и способных обучающегося, поэтому в конце
второго и/или третьего года обучения, при желании, могут достичь уровня,
позволяющего им выступать перед слушателями в качестве исполнителей или даже
авторов-исполнителей.
Реализация Программы проводится в соответствии в основными
педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к
неизвестному, воспитывающее обучение, систематизации и последовательности,
сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
В основу Программы положены ведущие компетентностные и методологические
принципы современной педагогики и психологии:
1.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в
системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с детьми
рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели
образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и
формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
2.
Комплексный подход к занятиям означает выполнение разных заданий по
нескольким темам. Практический характер прохождения тем делает это возможным.
Комплексный подход позволяет творчески подходить к планированию каждого
конкретного занятия, подбирать задания и упражнения таким образом, чтобы успешное
выполнение упражнений по одной из тем служило базой для успешного выполнения
упражнения по другой. Комплексный подход позволяет вести работу над разными
умениями и навыками одновременно и обеспечивать её последовательное усложнение.

3.
Личностно – ориентированный подход, утверждающий представления о
социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках
данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный
процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого
соответствующих условий.
4.
Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации
детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию
деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке
результатов деятельности.
5.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно
богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как
система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и
взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной
стороне педагогического воздействия с детьми.
6.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной
им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом
новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей
представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его
как творческой личности.

Учебный план первого года обучения
№ Название темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Введение.
Лекция о народном музыкальнопоэтическом творчестве, о
Значении гитары, как инструмента.
История гитары. Устройство гитары.
Рекомендации по выбору
Гитары.

2

2

-

2

1

1

Опрос,
практическое
задание.

4

Простейшие
применение.

18

7

11

Опрос,
практическое
задание.

5

Основные приемы игры на гитаре.

18

5

13

6

Полные аккорды и их применение.

18

6

12

7

Основы музыкальной грамоты.

24

10

14

8

Гармония и аккорды.

12

5

7

9

Аккорды с «Баррэ».

22

7

15

10 Развитие навыков пения.

14

6

8

11 Музыкально-поэтическое наследие.
Ориентация при выборе репертуара.

12

4

8

12 Промежуточная
обучающегося

2

1

1

Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос, миниимпровизации
Наблюдение,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос, миниимпровизации
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание

144

64

80

1
2

3

ИТОГО

аккорды

и

их

аттестация

Опрос

Учебный план второго года обучения
№

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Повторение материала за первый год
обучения.

6

3

3

2

Повторение аккордов.

32

8

24

3

Дополнительные приемы игры на
гитаре.

52

14

38

4

Гармонический анализ песен. Выбор
тональности.

26

7

19

5

Октавная техника. Октавы от шестой
и пятой струны.

22

5

17

6

Подготовка
концерту.

к

заключительному

4

-

4

7

Промежуточная
обучающегося.

аттестация

2

-

2

144

37

107

Формы
контроля
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
опрос,
практическое
задание
Наблюдение,
Практическое
задание
Концерт

Содержание учебного плана первого года обучения
Тема 1. Введение. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности игры на гитаре.
Тема 2. Лекция о народном музыкально-поэтическом творчестве, о значении гитары,
как инструмента.
Тема включает в себя обзорную лекцию о народном музыкально - поэтическом
творчестве, о значении гитары, как инструмента, позволяющего соединить вместе
музыку и поэзию.
Тема 3. История гитары. Устройство гитары. Рекомендации по выбору гитары.
В теме освещаются вопросы о истории гитары, устройстве гитары, даются
рекомендации по выбору гитары, рассказывается об особенностях гитары, как
аккомпанирующего и солирующего инструмента, приводятся примеры исполнения под
гитару песен, романсов, музыкальных пьес.
Тема 4. Простейшие аккорды и их применение.
В данной теме с помощью наглядных схем объясняются правила взятия простейших
аккордов на гитаре, отрабатывается положение правой и левой руки, рассматриваются
варианты аппликатуры, отрабатываются упражнения для правой руки с применением
аккордов, переходы с аккорда на аккорд. Материал закрепляется разучиванием и
обыгрыванием простейших мелодий и песен из двух-трех аккордов, а затем более
сложных.
Тема 5. Основные приемы игры на гитаре.
В данной теме рассказывается об основных приемах игры: арпеджио, легато,
глиссандо, игра пальцами и боем, объясняются и показываются приемы их исполнения
на гитаре, приводятся примеры их применения. Приемы отрабатываются практически в
процессе исполнения песен и романсов.
Тема 6. Полные аккорды и их применение.
В данной теме рассматривается вопрос о целесообразности применения полных
аккордов, а также на основе наглядных схем объясняются правила их взятия на гитаре,
рассматриваются варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд,
отрабатываются упражнения для правой руки с новыми аккордами. Материал
закрепляется разучиванием песен и обыгрыванием их на гитаре.
Тема 7. Основы музыкальной грамоты.
Тема содержит по изучению элементарной нотной грамоты, включая название нот,
обозначение, расположение на нотном стане, рассказывается о длительности нот, пауз,
о такте, тактовом размере, о связи тактового размера с ритмом, о знаках альтерации, о
расположении нот на грифе гитары, рассматривается схема настройки гитары.
Материал закрепляется практическими занятиями.
Тема 8. Гармония и аккорды.
В теме рассматриваются вопросы о гармонии в музыке, о взаимном соответствии
мелодии и аккордов, анализируется применение аккордов с учетом необходимости их
соответствия мелодической линии, а так же с учетом наиболее часто встречающихся
последовательностей в чередовании аккордов. В теме рассказывается о тональности,

транспортировании, модуляции, рассматривается вопрос о правильном выборе
тональности в зависимости от диапазона голоса, приводятся конкретные примеры.
Материал закрепляется практическим применением в исполнении.
Тема 9. Аккорды с «Баррэ».
В теме раскрывается принцип применения данного приема, как наиболее сложного в
гитарной практике, с помощью наглядных схем объясняются правила взятия аккордов
на гитаре, рассматриваются варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на
аккорд, отрабатываются упражнения для правой руки с новыми аккордами, приводятся
конкретные примеры применения аккордов. Материал закрепляется разучиванием и
обыгрыванием мелодий и песен с новыми аккордами.
Тема 10. Развитие навыков пения.
Далеко не все учащиеся в достаточной степени обладают способностью петь, поэтому в
данной теме в первую очередь необходимо уделить внимание выбору правильной
тональности, подходящей для конкретного диапазона голоса того или иного ученика.
На данном этапе, учитывая небольшой объем наработанного материала, целесообразно
использовать наиболее легкие для исполнения на гитаре тональности, позволяющие
применять простые аккорды и максимально исключающие применение аккордов с
приемом «баррэ». К таким тональностям можно отнести «МИ», «ЛЯ», «РЕ».
Применение этих тональностей вполне достаточно для правильного использования
диапазона голоса с целью исключения неудобств при исполнении. Необходимо так же
обратить внимание при пении на правильное дыхание, дикцию, чувство ритма.
Тема 11. Музыкально-поэтическое наследие. Ориентация при выборе репертуара.
В данной теме раскрывается роль музыкально-поэтического наследия в культурном
развитии общества и в эстетическом воспитании каждого человека, рассказывается о
поэтах и композиторах, чьё творчество воплотилось в прекрасных песнях и романсах
как прошлого (А.Пушкин, М. Лермонтов, Д. Давыдов, С, Есенин, И. Аненский и др.)
так и настоящего( М. Танич, Р. Рождественский, Ю Энтин, Б. Окуджава и др.),
рассказывается о певцах-исполнителях прошлого и настоящего ( К. Шульженко,
Л.Утесов, А. Градский, И. Кобзон, А Пугачева и др.), а также о современных группа
(Наутилус-помпилиус, Агата Кристи, Лицей и др.) Подбор репертуара для исполнения
проводится с учетом мнения обучающихся, а также по принципу подбора наиболее
интересных песен и романсов по содержанию и мелодичности.
Тема 12. Промежуточная аттестация обучающегося.

Содержание учебного плана второго года обучения
Тема 1. Введение. Вводный инструктаж. Правила техники безопасности игры на гитаре.
Повторение материала за первый год обучения.
В данной теме делается обзор материала, пройденного за первый год обучения,
повторяются аккорды и технические приемы игры, повторяется пройденный репертуар
с проигрыванием и прослушиванием некоторых песен и романсов, отрабатываются
приемы, недостаточно хорошо усвоенные за первый год обучения.
Тема 2. Построение аккордов.
В теме дается понятие музыкального интервала, приводятся названия интервалов,
объясняется построение интервалов, построение мажорных и минорных трезвучий,
септаккордов, трезвучий с сектой, увеличиных и уменьшенных аккордов, нонаккордов,
показываются правила взятия аккордов на гитаре, разбираются примеры их
применения.
Тема 3. Дополнительные приемы игры на гитаре.
В данной теме изучаются и отрабатываются наиболее сложные приемы игры на гитаре:
глисанндо, легато, стаккато, вибрато, флажолеты, мелизмы, рассматриваются
конкретные случаи их применения. Большое внимание уделяется проведению
мелодических линий на тонких и басовых струнах с сохранением гармонии,
предлагаются для разучивания простые музыкальные пьесы с целью дальнейшего
развития технических навыков исполнения, рассматриваются варианты включения в
песни и романсы сольных фрагментов мелодии. Все перечисленные приемы игры,
сольные фрагменты и несложные музыкальные пьесы отрабатываются практически с
целью повышения мастерства исполнения.
Тема 4. Гармонический анализ песен. Выбор тональности.
В данной теме рассматриваются более сложные варианты гармонии песен с
применением более сложных аккордов (септаккордов, трезвучий, с сектой,
увеличенных и уменьшенных аккордов), проводится анализ гармонии с учетом
применения более сложных аккордов с сохранением благозвучия, анализируются
наиболее часто встречающиеся закономерности применения аккордов с целью
подготовки обучающихся к самостоятельному подбору аккордов, определяющих
гармонию песни или романса, рассматриваются вопросы применения кападастра с
целью сохранения удобства аппликатуры в нужном диапазоне голоса, проводятся
практические занятия по отработке изложенного материала.
Тема 5. Разновидность приемов игры боем.
Гитарный «бой»- один из наиболее распространенных способов исполнения
аккомпанемента правой рукой. Существует несколько видов этого приема ,включает
так же разновидность глушения(глушение левой рукой, глушение ребром большого
пальца, глушение ребром ладони, глушение всей ладонью),
Тема 6. Подготовка к заключительному концерту.
Тема включает себя разучивание песен и романсов.
Тема 7. Промежуточная аттестация обучающегося. Отчетный концерт.

Планируемые результаты
Требования к приобретаемым знаниям и умениям
Личностные результаты:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

−
−
−
−
−
−

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
развитие таких качеств, как патриотизм и взаимопомощь;
готовность и способность учащихся к коллективному творчеству;
сформированность мотивации к самосовершенствованию;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Метапредметные результаты:
навык самостоятельной работы и работы в группе при практическом исполнении
учебного репертуара;
умение адекватно воспринимать оценку своего выступления от окружающих;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой
деятельности;
умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе самооценки;
способность учитывать выделенные ориентиры действий в технике исполнения
композиции, планировать свои действия.
Предметные результаты:
знание основ игры на гитаре в эстрадном стиле, средств художественной
выразительности и правил исполнения композиций, усвоенных способах
действий;
навыки исполнения композиций в группе по партиям ритм, соло и бас- гитары;
умение комбинировать различные техники при исполнении песен под
собственный аккомпанемент, а также в своей импровизации;
владение понятиями музыкальных жанров и терминов;
сформированность потребности участвовать в открытых занятиях и концертах.

К концу первого года обучения учащиеся овладевают основными приемами
игры на гитаре и пения на уровне применения простых аккордов и исполнения
несложных песен и романсов. На этом этапе также уделяется большое значение
эстетическому воспитанию в жанре музыкально-поэтического народного творчества.
Учащиеся узнают о творчестве поэтов прошлого и настоящего, а также о музыкантах,
воплотивших в музыке поэзию талантливых поэтов.
К концу второго года обучения ученики овладевают более сложными приемами
игры на гитаре, которые позволяют более выразительно исполнять песни и романсы.
Кроме того, их познания в музыкально-поэтическом творчестве расширяются таким
жанром, как авторская песня. Уровень подготовки второго года обучения позволяет
наиболее способным учащимся самостоятельно пропагандировать народное
музыкально-поэтическое творчество со сцены, исполняя песни, романсы, рассказывая о
творчестве авторов.

Комплекс организационно-педагогических условий
Рабочая программа
Место проведения занятий: актовый зал.
Время проведения занятий – согласно расписанию занятий учебных групп.
Первый год обучения
№

Название темы

1

Введение
Лекция о народном музыкальнопоэтическом творчестве, о значении
гитары, как инструмента.
История гитары. Устройство гитары.
Рекомендации по выбору гитары.
Простейшие аккорды и их применение.
Положение гитары при игре. Посадка.
Обозначение пальцев рук. Постановка
правой руки.
Обозначение порожков, ладов и струн.
Упражнения для левой руки.
Наглядные схемы простейших аккордов.
Варианты аппликатуры простейших
аккордов.
Упражнения для правой руки , с
применением аккордов для левой.
Переходы с аккорда на аккорд.
Практическая работа. Обыгрывание
простейших мелодий.
Основные приемы игры на гитаре.
Упражнение для правой руки . 4-х звучное
арпеджио.
6-и звучное арпеджио.
8-и звучное арпеджио.
Приём стаккато.
Игра пальцами и боем.
Бой с глушением. Приёмы глушения.
Приёмы отработки в процессе исполнения
песен и романсов.
Практическая работа. Показ приёмов игры на
гитаре
Полные аккорды и их применение.
Буквенно-цыфровое обозначение аккордов.
Табулатура.
Упражнения для левой руки .Аппликатура
для полных аккордов.
Переходы с аккорда на аккорд.
Упражнения для правой руки с новыми
аккордами. Аккомпанемент частушки боем.
Открытые аккорды минорные.
Открытые аккорды мажорные.
Септаккорды.
Практическая работа. Показ и обыгрывание
простых песен на гитаре.
Основы музыкальной грамоты.

2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
6

Дата
Всего часов
проведения

Теория Практика
2

-

2

1

1

18
2
2

7
1
1

11
1
1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2
4

1
-

1
4

18
2

5
0.5

13
1.5

2
2
2
2
2
2

0.5
0.5
0.5
1
2

1.5
1.5
1.5
2
1
-

4

-

4

18
2

6
1

12
1

2

1

1

2
2

1

2
1

2
2
2
4

1
1
1
-

1
1
1
4

24

10

14

2

6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7

6.8
7
7.1
7.2
7.3

7.4

7.5
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
8.8
8.9
8.10
8.11
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
11
10.2
10.3
10.4
10.5
10.7
10.8

Нотная грамота. Название нот и их
обозначением.
Расположение на нотном стане. Длина нот,
пауз, такта, тактового размера.
Связь тактового размера с ритмом.
Знаки альтерации.
Расположение нот на грифе гитары
Схема настройки гитары.
Практическая работа. Нотная грамота и
настройка гитары . Этика взаимопомощи при
настройке гитары.
Тренинг личностного роста.
Гармония и аккорды.
Гармония в музыке.
Взаимное соответствие мелодии и аккордов.
Применение аккордов с учетом
необходимости их соответствия
мелодической линии.
Применение аккордов с учетом наиболее
часто встречающихся последовательностей в
чередовании аккордов.
Практическая работа. Практическое
применение в исполнении песен и мелодий.
Аккорды с «Баррэ»
Принцип применения данного приема.
Аккорды с применением баррэ
Переход с аккорда на аккорд.
Упражнения с новыми аккордами.
Комбинации аккордов баррэ с открытыми
аккордами.
Варианты аппликатуры
Гармонические последовательности с баррэ
Мажорные аккорды с баррэ от 6-й струны.
Минорные аккорды с баррэ от 6-й струны.
Практическая работа. Разучивание песни
«Детство»
Практическая работа .Разучивание песни
«Как здорово» О. Митяева
Развитие навыков пения.
Выбор правильной тональности.
Правильное дыхание.
Дикция.
Чувство ритма.
Работа с голосом.
Поведение на сцене.
Практическая работа . \пение под гитару
Музыкально-поэтическое наследие.
Ориентация при выборе репертуара.
Песни и романсы прошлого.
Авторская песня.
Современная песня
Походные песни.
Подготовка к концерту.
Промежуточная аттестация. Концерт.
ИТОГО

2

2

-

2

2

-

4
2
4
2
4

2
1
2
1
-

2
1
2
1
4

4
12
2
2
2

5
2
1
1

4
7
1
1

2

1

1

4

-

4

22
2
2
2
2
2

7
1
1
0.5
0.5
0.5

15
1
1
1.5
1.5
1.5

2
2
2
2
2

0.5
1
1
1
-

1.5
1
1
1
2

2

-

2

14
2
2
2
2
2
2
2
12

6
1
1
1
1
1
1
4

8
1
1
1
1
1
1
2
8

2
2
2
2
2
2
144

0
0.5
0.5
0.5
64

2
1,5
1,5
1,5
2
2
80

Второй год обучения
№

Название темы

1

Повторение материала за первый год
обучения
Баррэ.Закрытые аккорды. Виды баррэ. Малое
баррэ. Большое баррэ.
Аккорд F. Гармонические
последовательности с аккордом F.
Приемы игры . Бой.Бой с глушением.
Повторение аккордов.
Мажорные аккорды с баррэ от шестой
стуны.
Минорные аккорды с баррэ от шестой
струны.
Гармонические последовательности с баррэ
от шестой струны.
Мажорные аккорды с баррэ от пятой струны
Минорные аккорды с баррэ от пятой струны.
Гармонические последовательности с баррэ
от пятой струны.
Диезы и бемоли.
Гармонические последовательности с
закрытыми аккордами
Упражнение: Романс Гомеса.
Простейшие септ-аккорды.
Септ-аккорды с баррэ от шестой струны.
Септ-аккорды с баррэ от пятой струны.
Гармонические последовательностями с
септ-аккордами.
Дробные аккорды
Нон-аккорды и их применение в эстрадной
музыке.
Анализ песен популярных исполнителей.
Дополнительные приемы игры на гитаре.
Игра медиатором.
Легато.Ударные легато hammer on
Hammer on средним пальцем.
Упражнения триоль
Упражнение три триоли.
Мотив с легато.
Ударные легато мизинцем.
Срывы легато Pull off.
Срывы Pull off на первой струне (тип 1)
Срывы Pull off на первой струне (тип 2 )
Срывы всеми пальцами.
Срывы Pull off на соседних струнах ( тип 1 )
Срывы Pull off ( тип 2 )
Пулы и хаммеры. ( тип 1 )
Пулы и хаммеры ( тип 2 )
Пулы и хаммеры ( тип 3 )
Слайды. Слайд вверх.

1.1
1.2
1.3
2
2,1
2.2
2.3
2.4
2.5
2,6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17

Дата
проведе
ния

Всего
часов

Теория

Практ
ика

6

3

3

2

2

-

2

0,5

1,5

2
32
2

0,5
9,5
0,5

1,5
22,5
1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
2
2
2
2

0.5
0.5
0.5
0.5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
52
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
14
0,5
0,5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

38
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

3.18
3.19
3.20
3.21
3.22
3.23
3.24
3.25
3.26
3.27
3.28
3.29
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5,5
5.6
5.7
5.8
5.9
6
7

Слайд вниз.
Слайд разными пальцами.
Бэнд ( подтяжка )
Бендовый мотив (тип 1). Бендовый мотив
(тип 2)
Соло с бэндами, слайдами, легато.
Вибрато.Вибрато для бэнда.
Октавная техника. Октавы от шестой и пятой
струны.
Специфика звуков октавы. Глушение.
Октавы и слайды (тип 1), октавы и слайды
(тип 2)
Упражнение: « Полет кондора»
Флажолеты. Натуральные флажолеты.
Проверка настройки гитары на флажолетах.
Гармонический анализ песен. Выбор
тональности.
Тональности. Минорная тональность,
мажорная тональность.
Транспозиция. Транспонирование мелодии в
другую тональность.
Гармонический анализ песен из репертуара
Би-2 «Полковнику никто не пишет»
Параллельные тональности.
Песни современных композиторов
Бардовские песни
Тренинг личностного роста.
Практическая работа. Пение под гитару.
Разновидность приёмов игры боем.
Бой восьмерка (тип 1)
Бой восьмерка (тип 2)
Кантри бой.
Испанский бой.
Рок-н-роловый бой.
Цыганский бой.
Бой В. Высоцкого.
Игра на 2 гитары.
Практическая работа. Испанский бой на 2
гитары.
Подготовка к заключительному концерту
Промежуточная аттестация
обучающегося. Концерт
ИТОГО

2
2
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

2
4
2
26

0.5
1
0.5
7

1.5
3
1.5
19

2

1

1

2

1

1

2

2

-

2
8
4
4
2
32
2
2
2
2
2
2
4
4
4

1
1
1
5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0.5
1

1
8
3
3
2
17
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3,5
3

6
2

-

6
2

144

37

107

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
•
•
•
•

Актовый зал;
Канцелярские товары: ручки, бумага, тетради, мел для доски;
Гитара;
Музыкальный носитель.

Информационное обеспечение
•
Методическое обеспечение
•
Интернет.
•
Мультимедийный проектор для демонстрации практических примеров и
визуального обсуждения творческих проектов обучающегося.
•
Использование нотных изданий в виде сборников песен и романсов, а также
записи исполнителей на музыкальных носителях.
Наглядные и раздаточные пособия
•
•
•

информационные плакаты;
листы с заданиями;
контрольные задания, разработанные
обучающегося.

специально

Кадровое обеспечение
Должность – педагог дополнительного образования
Образование – высшее или средее-профессиональное

для

проверки

знаний

Список литературы
Основное (педагогическое) направление
1. Абрамова Г.А. «Возрастная психология». Учебник для высшей школы. М., 2019.
2. Мольков К.И. Перевод. Школа игры на гитаре. Самоучитель. – М., «Эксмо»,
2016.-256с.
3.
Руксби Р. Как писать песни под гитару. Сборник.- Ростов-на-Дону, «Феникс»,
2016.-239с.
4. Стрелецкий С. Популярный учебник композиции или как сочинять песни.
Учебное пособие. – М., Издательский Дом Катанского, 2016. – 96 с.
5. Флеминг Т. Играй, как Профи. Самоучитель. – М., Издатель Смолин К.О., 2018.46с.
Литература для обучающихся и их родителей (законных представителей):
1. Агеев Д. Большая книга гитариста. - Питер, 2018.
2. Буторин А.Н. Определитель аппликатуры для шестиструнной гитары -М.:
Музыка, 2016.
3. Капоне Ф. Играй, как великие рок - гитаристы. – М: Издательство «Эксмо»,201.192с.
4. Фредерик Ноуд. Самоучитель игры на гитаре. Полное руководство -М.: Астрель,
2017.
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2.
Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4.
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24.12.2018 г. № 10).
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам).
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018
г. № 196.
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).

10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
12.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
13.
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»
от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
14.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
15.
Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

Аннотация
Программа «Уроки игры на гитаре» реализует содержание художественной
направленности «Стартовый» и «Базовый» уровень и предназначена для обучающихся
12-18 лет.
Занятия по Программе решают не только задачи художественного воспитания, но
и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал
обучающегося, позволяет молодому поколению приобщиться к миру прекрасного через
освоение гитары, как музыкального инструмента.
Особенностью данной программы является то, что благодаря упрощенной
методике обучения, позволяет заинтересовать обучающихся и в короткое время
обучить искусству аккомпанемента и пения под гитару.
Программа рассчитана на два года обучения, 288 часов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».