ОП Изобразительное искусство

Оглавление
2
Комплекс основных характеристик программы………………………………...................
Пояснительная записка……………………………………………………………………………
Направленность программы…………………………………………………………………..…
Актуальность программы………………………………………………………………………
Новизна программы и отличительные особенности …………….………….………………..
Адресат программы………………………………………………………………………………
Возрастные особенности …………………………………………………………………….…..
Объем и срок освоения программы………………………………………………………………
Форма обучения…………………………………………………………………………………...
Особенности организации образовательного процесса………………………………………..
Режим занятий…………………………………………………………………………………….
Цель и задачи программы…………………………………………………………………………
Цель программы……………………………………………………………………………………
Задачи обучения…………………………………………………………………………………….
Содержание программы…………………………………………………………………………...
Содержание учебного – тематического плана………………………………………
Планируемые результаты……………………………………………....
Комплекс организационно - педагогических условий………….
Формы аттестации и оценочные материалы……………………………...
Список литературы…………………………………………………………………..
Аннотация………………………………………………………………..
Календарно учебный график…………………………………………
Приложение №1……………………………………………………
Приложение №2……………………………………………

2

2
2
2
2
2
3
4
4
4
4
5
5
5
6
7
9
10
11
12
14
15
20
21

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство» (далее Программа) реализует содержание дополнительного
образования художественной направленности.
Актуальность Программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность
с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной
для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в
настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в
практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – ведущий способ эстетического
воспитания, основное средство художественного развития детей.
Отличительной особенностью Программы является то, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и
способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих:
Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей
художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками
рисования.
o Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник
пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в
современных образовательных программах.
o Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не
«укоренились», они являются скорее экспериментальными.
o В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в
Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
o В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет
жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и
подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные
потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может
превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Адресат программы
Обучающиеся системы дополнительного образования преимущественно в возрасте
5-12 лет.
• (5 - 6лет) ребенок рисует схематически то, что знает о предмете, а не то, что
видит. Дошкольный и младший школьный возраст некоторые авторы (А.Б.
3

Бакушинский, И.П. Сакулина, В.А. Фаворский) рассматривают как период
преимущественно двигательного (а не зрительного, как в дальнейшем) освоения
действительности.
Изобразительная
деятельность
детей
этого
возраста
характеризуется большой динамикой образов: художественный замысел на этапе
претворения в материале мгновенен, зыбок, повержен трансформации, стремится
вобрать в себя различную информацию, идущую извне. Сам характер детского
рисования, как процесса игры, способствует увеличению числа сюжетов и персонажей
по мере воплощения первоначального замысла на листе бумаги.
• (7-9 лет) - в рисунке можно обнаружить визуальные признаки формы.
Характерна большая в сравнении с предыдущим периодом композиционная
завершенность. Воплощенный замысел (в условиях педагогического руководства
изобразительной деятельностью) уже предполагают какую-то интеграцию
последовательных впечатлений. На смену сверхдинамичному восприятию
деятельности, адекватно реализующемуся в рисовании-игре, постепенно приходит
преимущественно зрительная установка восприятия окружающего мира. Техника
выполнения рисунков обычно однообразная, преобладает жесткая линейность их
изображения, цвет очень часто используется как обозначение, а не цветовое
выражение формы. Младшие школьники игнорируют реальный цвет изображаемых
объектов. Отдают предпочтение насыщенным цветовым гаммам, чистым ярким тонам,
в основном теплой части спектра. Цвет в представлении ребенка становится
насыщеннее, чем в восприятии.
• (10-11 лет) - ребенок воспринимает объективный мир плоскостно, поэтому
рисует плоские изображения формы. Полный переход к зрительному реализму к 12
годам. В 10-11 лет в изобразительном творчестве появляется тенденция перехода от
замысла, внешне не зафиксированного (на этапах, предваряющих окончательный
результат) и очень часто меняющегося в процессе своего воплощения, к более
устойчивому замыслу, воплощенному в эскизе. В живописных композициях
появляются
стремление
к
большей
органичности
и
композиционной
уравновешенности всех частей. Динамика живописных пятен и фактур уже больше
организует движение внутри самой картинкой плоскости изображения, стремясь
передать глубину, перспективные пространственные изменения. Замысел,
воплощенный в рисунке, привлекает уже не только сюжетом, но и формой своего
выражения. В работах уже меньше рассказа, сюжетности, воплощенных в динамику
образов, больше статики, созерцательности, любования декоративными, красочными
фактурами. Детям до 11 лет недостает необходимой зрелости для восприятия формы,
поэтому на начальной ступени обучения возможно рисование только по памяти, по
представлению.
Работа с детьми этого возраста - индивидуальный подход и большое
разнообразие вариантов заданий. Необходимо преодолеть склонность детей рисовать
«от себя» готовыми штампами, нередко вынесенными из более раннего возраста, без
опоры на живые наблюдения в натуре. Все занятия в разработанной мной программе
носят творческий характер.
В соответствии с учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в
группы обучающихся разных возрастных категорий, являющихся основным составом
объединения.
4

Состав группы обучающихся – постоянный.
Число обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 15 до 20
человек.
Ожидаемая максимальная численность детей, одновременно обучающихся в
рамках часов учебного плана, предусматриваемых реализацию программы одновременно
для всего объединения-20 человек.
Ожидаемая минимальная численность обучающихся в одной группе -15 человек.
Обучающимся, освоившим в полном объеме программу обучения, выдается
удостоверение о получении дополнительного образования по пройденной дополнительной
общеобразовательной программе.
Режим занятий
Количество занятий 2 в неделю. Длительность два занятия по 45 минут с 10
минутным перерывом.
Группы обучающихся 5 - 6 лет - два раза в неделю по два учебных занятия по 30
минут с 10 минутным перерывом.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство» рассчитана на один год обучения и включает в себя 144
часа.
Уровневость программы
Базовый уровень сложности, предполагает, что обучающиеся различают виды
изоискусства. Понимают значение понятий живопись, графика, пейзаж.
В процессе обучения обучающиеся овладеют навыками в нетрадиционных техниках
изображения (кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с
использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное”
рисование, пластилиновая графика).
Форма обучения
Индивидуальная, индивидуально – групповая, групповая. Преимущественно очная
форма обучения допускает сочетание с заочной формой в виде элементов дистанционного
обучения в период приостановки образовательной деятельности учреждения посредством
размещения методических материалов на сайте Центра.
Виды занятий
Беседа, практическое занятие, мастер класс, экскурсия, открытое занятие.
Формы подведения результатов
Беседа, мастер класс, творческий отчет, презентация, практическое занятие,
открытое занятие.
.

5

Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через
обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
Обучающие
✓ Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с
использованием различных материалов.
✓ Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и
явлений окружающей деятельности.
✓ Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Развивающие
✓ Развивать художественно – творческие способности детей.
✓ Развивать творческое воображение, фантазию, мышление через занятия по
освоению нетрадиционных техник рисования;
✓ Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство
композиции и колорита.
Воспитательные
✓ Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой
личности (самовыражение ребёнка)
✓ Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными
художественными материалами и инструментами.
✓ Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе
ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
✓ Воспитывать ценностные установки, необходимые для формирования у
обучающихся гражданской позиции, безопасного и здорового образа жизни.

6

Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности
при работе с ножницами, красками,
пластилином.
Знакомство
с
нетрадиционными
техниками
рисования.

2

1

2

Рисование пальчиками

8

2

6

3

Пластилинография

8

2

6

4

Рисование ладошкой

8

2

6

8

2

6

5

Кляксография

Наблюдение, опрос.
1

6

Проступающий рисунок

8

2

6

7

Ватными палочками

8

2

6

8

Мятой бумагой

10

3

7

9

Монотипия

14

3

11

10

Гратажж

14

2

14

11

Аэрография

12

3

11

12

Аппликация

8

2

2

13

Папье - маше

8

2

6

14

Оригами

8

2

6

15

Лепка

8

2

6

16

Скрапбукинг

8

2

6

17

Итоговое занятие

4

1

3

144

31

113

Всего

Формы
аттестации/контроля

7

Наблюдение, опрос,
выставка
Наблюдение, опрос,
выставка
Наблюдение, опрос,
выставка

Наблюдение, опрос,
выставка
Наблюдение, опрос
выставка
Наблюдение, опрос
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка

опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос

Содержание учебного (тематического) плана.
Раздел 1.
Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Общая характеристика
учебного процесса. Знакомство с программой и правилами поведения в объединении.
Режим работы. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрация образцов изделий.
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Раздел 2.
Рисование пальчиками.
Теория. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Практика. Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки.
Проводим пальчиками линии, собираем пальчики в пучок.
Раздел 3. Пластилинография.
Теория. Знакомство с видами пластилинографии.
Практика. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Раздел 4. Рисование ладошкой.
Теория. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Практика.
Рисуем полураскрытым кулачком. Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть
сомкнуты.
Раздел 5. Кляксография.
Теория. Знакомство с кляксографией: метод растекания и капельный метод.
Практика. Дети учатся передавать в рисунке строение дерева-ствол (кистью), ветки разной
длины (нетрадиционной техникой: при помощи трубочки из под сока) Занятие на целено
на развитие чувства цвета, умение подбирать изображение по цвету, продолжать
воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Раздел 6. Проступающий рисунок.
Теория. Знакомство со свойствами и особенностями материалов.
Практика. Смешанная техника рисования различными материалами.
Раздел 7. Ватными палочками.
Теория. Знакомство с рисованием ватными палочками.
Практика. Учить детей рисовать точечным способом.
Раздел 8. Мятой бумагой
Теория. Знакомство со свойствами бумаги.
Практика. Получение изображения с помощью отпечатка мятой бумаги.
Раздел 9. Монотипия.
Теория. Знакомство с видами монотипией предметной и пейзажной.
Практика. Формировать навык работы в технике монотипии, развивать художественные
навыки при выборе цветового решения, формировать положительные взаимоотношения
со сверстниками, развиваются умения сотрудничать.
Раздел 10. Гратажж.
Теория. Знакомство с техникой рисования «Гратаж». Правила техники безопасности.
Практика. Получение изображения с помощью острого инструмента. Рисунок наносится
на специальную основу. С этой целью картон или простой лист бумаги покрывается
тушью.
Раздел 11. Аэрография.
Теория. Знакомство с видами «Аэрографии».

8

Практика. Получать рисунок или надпись, на поверхность раскрашиваемого объекта
предварительно накладывается трафарет, или шаблон, а затем с помощью разных
приспособлений наносится краска.
Раздел 12. Аппликация.
Теория: Повторение правил работы с ножницами, клеем и бумагой. Правила подбора
гармоничных цветовых комбинаций.
Практика: Подбор бумаги. Вырезание заготовок.
Оклейка бумагой для скрапбукинга
Наблюдение за выполнением хода работы по аппликации.
Раздел 13. Папье-маше
Теория: История папье-маше. Сырье для папье-маше.
Практика: Создание подставки-обелиска из папье-маше.
Наблюдение за выполнением хода работы
Раздел 14. Оригами
Теория: Техника рукоделия оригами. Правила работы с бумагой и ее складывание. Показ
Практика: Работа с бумагой. Оригами – складывание звезды для елки
Наблюдение за выполнением хода работы
Раздел 15. Лепка
Теория: Правила работы с полимерной глиной и стекой.
Практика: Лепка головы и кистей рук для Деда Мороза
Наблюдение за выполнением хода работы по лепке.
Теория: Правила работы с полимерной глиной и стекой. Внутреннее убранство дома.
Практика: Лепка Снеговиков из полимерной глины и их комнатки.
Наблюдение за выполнением хода работы по лепке
Раздел 16. Скрапбукинг
Теория: Знакомство с техникой скрапбукинг. Беседа про виды бумаги. Демонстрация
материалов
Практика: Работа с бумагой. Создание первой страницы альбома «Фокус проявлением
рисунка»
Наблюдение за выполнением хода работы по созданию заготовки изделия
Теория: Изучение материалов для работы в технике скрапбукинг. Демонстрация изделий в
этой технике.
Практика: Работа с бумагой. Создание первой страницы альбома «Фокус с проявлением
рисунка»
Наблюдение за выполнением хода работы по созданию заготовки изделия
Раздел 17. Итоговое занятие
Практика: открытое занятие по теме «Новый год» с мини-выставкой.
Текущий контроль. Мини-выставка работ обучающихся

9

Планируемые результаты
Требования к приобретаемым знаниям и умениям
Метапредметные результаты:
− ведет активную работу по совместной деятельности детей друг с другом,
сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении
передавать выразительный образ
− стимулировать активность детей за счет включения проблемной ситуации в
ход
занятия
Предметные результаты:
− установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы в
группе
− развитие моторики и координации движения рук
Личностные результаты:
− сформированные ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью детей, правил поведения на транспорте и на дорогах
Обучающиеся должен знать:
− материалы и технические приемы оформления
− названия инструментов, приспособлений
− правила плоскостного изображения, развитие силуэта
− технику и особенности исполнения рисунков различной степени сложности
− теплые и холодные оттенки спектра
− особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий
Обучающиеся должны уметь:
−
конструировать и моделировать
−
самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике
рисования

10

Комплекс организационно – педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
•
•
•
•
•

помещение аудитории № 203, учебные комплекты мебели, соответствующее
санитарно-гигиеническим и пожарным нормам
мольберты в количестве 15 штук
репродукции художественные
иллюстративный материал
настенная демонстрационная доска

Информационное обеспечение:
•
•
•

информационные плакаты
схемы для упражнений
контрольные задания, разработанные специально для проверки знаний обучающихся

Кадровое обеспечение
Должность - педагог дополнительного образования
Образование – высшее
Методические материалы
Методы обучения и воспитания
• словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части
• наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация иллюстраций
• практический - упражнения, практические задания, наблюдения
• дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения
• репродуктивный, игровой в случае проведения мини-выставок, открытых занятий
• мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия
• убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения
• упражнение в репродуктивной деятельности
• поощрение успешного достижения положительного результата
• стимулирование на самостоятельную работу, участие в выставочной и конкурсной
деятельности.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение,
личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие и информационные
технологии.

11

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
После прохождения каждой темы проводится контроль знаний в форме
наблюдения, опросов,
применяя контрольно-измерительные материалы (Приложение № 2)
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
− журнал посещаемости
− отзывы обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся
− видеозаписи открытых занятий, выставок
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
− аналитический отчет по итогам проведения итоговой аттестации
− выставка-демонстрация итоговых результатов освоения программы
− защита творческих работ, открытые занятия
− муниципальные, региональные, федеральные конкурсы декоративно-прикладного
искусства
− статьи на сайте образовательного учреждения
− грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты участников, победителей, призеров
− проведение выставок, конкурсов на лучшее изделие
Аттестация обучающихся проводится в конце учебного года, согласно Положению о
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра:
1. Проверка теоретических основ Программы, через выполнение теоретической
самостоятельной
2. Проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций,
через выполнение практической работы.
Критерии оценивания: оценивание результатов теоретической самостоятельной работы
и практической работы осуществляется по трем составляющим и критериям (Приложение
№ 6), разработанным в соответствии с требованиями Программы и предусмотренным
Положением опроведении промежуточной и итоговой аттестации в объединении на
основании Положения опромежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
•
•
•
•
•

аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации,
выставка-демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения
программы,
защита творческих работ,
открытые занятия «Нетрадиционные техники рисования»
грамоты, дипломы, свидетельства, сертификаты участников, победителей, призеров

12

Оценочные материалы
Перечень опросных листов
•
•
•
•
•

Опрос начальных знаний о видах искусства, о материалах и инструментах
(Приложение №1)
Опрос начальных знаний о видах изобразительной деятельности. (Приложение №2)
Опрос на тему «Нетрадиционные техники рисования». (Приложение №3)
Опрос на тему «Лепка». (Приложение №4)
Итоговый опрос по пройденным темам.
Список литературы

Основная (Профильное направление) для педагога:
1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. –
М.: Академа, 2014.
2.
Дорожкин, Ю.Т. Жостовский букет / Ю.Т. Дорожкин. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
3.
Заболоцкая, И.А. Авторская образовательная программа по изобразительному
искусству «Юный художник». В помощь специалистам учреждений дополнительного
образования. Информационный бюллетень. Выпуск 16 / И.А. Заболоцкая. – Ставрополь,
2015.
4.
Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г Казакова. – М.:
Просвещение, 2015.
5.
Комплексная образовательная программа «Школы художественных ремесел»
МГДД(Ю)Т. – М.: МАКС Пресс, 2016.
6.
Коротеева, Е.И. Графика – первые шаги / Е.И. Коротеева. – М.: Олма-пресс, 2016.
7.
Крупенчук, О.И. Контур, линия, цвет / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2016.
8.
Основы художественной культуры. / Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2015.
9.
Сахарова, О.М. Я учусь рисовать (игровая методика обучения рисованию) / О.М.
Сахарова. – СПб: Литера, 2015.
10.
Савельева, Е.В. Образовательные программы по декоративно-прикладному
творчеству для УДОД / Е.В. Савельева. – М.: ДОД, 2014.
Дополнительная (Педагогическое направление) для обучающихся и их родителей
(законных представителей:
1.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2015.
2. Науменко О.М. Творчествоведение на современном этапе [электронный ресурс] /
О.М. Науменко // Академия творческоведческих наук и учений [сайт] URL:
http://atnu.narod.ru/tvorit.html (дата обращения 15.01.2015).
3. Трофимова Н.М. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.М.
Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – С-Пб, «Питер», 2015. – 240 стр.
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2.
Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
13

4.
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам).
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
9.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
12.Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
13.Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16
июля 1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
14.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
15. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.

14

Аннотация
Программа «Изобразительное искусство» реализует содержание художественной
направленности, «базовый уровень» и предназначена для детей 5-12лет.
Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию
изобразительного
искусства
через
обучения
нетрадиционным
техникам
рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей
детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои
переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
В Программе используется разнообразие методов и приемов работы
(индивидуализация, личностно-ориентированный подход, групповые занятия, по парам,
метод развивающей кооперации, самостоятельная работа).
Программа рассчитана на 144 часа.

15

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно учебный график
№
п/
п

Месяц

1

Сентябрь

2

Октябрь

Число

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Кол – во
часов

Тема
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

18:00-18:45
18: 51-19:40

С использованием
частичного
показа

4

Рисуночная
игра. Знакомство
с карандашами и
бумагой.

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

18:00-18:45
18: 51-19:40

По показу

4

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

18:00-18:45
18: 51-19:40

По показу

4

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

18:00-18:45
18: 51-19:40

С использованием
частичного показа

4

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

Чёрнобелый граттаж:
«Весёлый грустный
скоморох»
Рисование на
ладошках
«Чудеса на
ладошках»
Тычкование
«Осенний
пейзаж».
Кляксография
трубочкой из
под
сока:«Осеннее

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

16

18:00-18:45
18: 50-19:40

С использованием
частичного показа

18:00-18:45
18: 50-19:40

3

4

Ноябрь

Декабрь

4

дерево».
Рисование
пальчиками
«Чудо- рисунок.

Кабинет № 203
Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

С использованием
частичного показа

18:00-18:45
18: 50-19:40

С использованием
вариативных
образцов

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45

С использованием

4

17

Оттиск
капустным
листом: «Зимний
лес»
Декоративное
рисование:
«Делу времяпотехе час»
Рисование
ватными
палочками
«Мороженое»
Рисуночная игра
«Рисуем
музыку».
Рисование
пальчиками
«Смешной
рисунок».
. Кляксография
трубочкой:
«Путешествие в
осенний лес»
Тычкование
«Дары осени».
Кляксография

Наблюдение
за работой
Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

вариативных
образцов

2

18:00-18:45
18: 50-19:40

С использованием
вариативных
образцов

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

С использованием
частичного показа

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18: 50-19:40

5

Январь

18

трубочкой из под сока: «В
стране
художников»
Рисование
пальчиками
«Рисуем
открытку».
Оттиск
печатками из
картофеля
(круги разной
величины)
Тычкование
«Волшебное
путешествие в
зимний лес».
Рисуночная игра
«Рисуем
настроение».
Рисование
пальчиками
«Коллективный
рисунок: пишем
красивую
картину для
украшения
корпуса».
Рисование в
технике граттаж:
«Космическое
путешествие» .

Наблюдение
за работой
Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Февраль

Март

18:00-18:45
18: 50-19:40

С использованием
частичного показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

19

Тычкование «Я
люблю
пушистое, я
люблю
колючее»
Рисуночная игра
«Самолёты
летят».
Рисование
пальчиками
«Подсолнухи».
Рисование
методом тычка
«Мы слепили на
прогулке
снеговиков».
Оттиск
печатками из
картофеля,
рисование
ладошкой:
«Цветочек для
папы»
Рисование
способом
монотипии:
«Бабочка»
Рисование
пальчиками
«Мимоза для
мамы».

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

6

7

Апрель

Май

18:00-18:45
18: 50-19:40
18:00-18:45
18: 50-19:40
18:00-18:45
18: 50-19:40

С использованием
частичного показа

4

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По показу

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

По памяти

4

18:00-18:45
18: 50-19:40

С использованием
частичного показа.

4

4

20

Рисование
поролоном
«Плюшевый
медвежонок».
Декоративное
рисование «Узор
на разделочной
доске»
Рисуночная
игра «Все
сосульки
плакали».
Рисование
пальчиками
«Божьи коровки
на лужайке».
Рисование
методом тычка
«Мои любимые
животные из
сказок».
Декоративное
рисование «С
кистью и
краской
встречаем мы
Пасху».
Рисуночная игра
«Рисуем на
асфальте».
Рисование
пальчиками

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

Кабинет № 203

Наблюдение

18:00-18:45
18: 50-19:40

По паказу

4

«Свитер для
моих друзей».
Рисование
методом тычка
«Ёжики».
Закрепляют
умение

за работой
Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

18:00-18:45
18: 50-19:40

4

Выставка
рисунков детей.

Кабинет № 203

Наблюдение
за работой

18:00-18:45
18: 50-19:40

4

Проведение
итоговой
аттестации
обучающихся.

Кабинет № 203

Итоговая

21

аттестация

Приложение №1

Перечень опросных листов

Название темы
1. Вводное занятие

•

Название опросного листа
Первый модуль
Опрос начальных знаний о видах искусства, о материалах и инструментах

2. Виды изобразительной
деятельности

•

Опрос начальных знаний о видах изобразительной деятельности.

3. Лепка

•

Опрос на тему «Лепка».

4. Итоговое занятие по
нетрадиционным техникам
рисования.

•

Итоговый опрос по пройденным темам.

22

№
п/п
Фамилия и имя
обучающегося

23

Итоговый балл

Средний балл

Демонстрировать интерес и
уважение к занятиям

Метапредметная составляющая

Умение проявлять терпение,
выдержку, инициативу и
творчество

Средний балл

Теория

Умение применить полученные
знания на практике

Предметная составляющая

Умение планировать и
анализировать деятельность

Пользоваться инструментами и
приспособления

Средний балл

Приобретение первоначальных
знаний в области декоративноприкладного творчества

Владение специальной
терминологией

Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического плана

ПРОТОКОЛ ОЦЕНИВАНИЯ
уровня и качества образованности обучающихся
Приложение №2

Практика
Личная
составляющая

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».