ОП Я и Мир вокруг меня

Оглавление
Комплекс основных характеристик программы……………………………………....
Пояснительная записка……………………………………………………..…….….…
Цель и задачи программы……………………………………………………..….….…
Содержание программы……………………………………………………….……..…
Учебный (тематический) план……………………………………………...………….
Содержание учебного (тематического) плана…………………………………………
Планируемые результаты………………………………………………………………
Комплекс организационно-педагогических условий………………………….……...
Условия реализации программы……………………………………………………….
Формы аттестации…………………………...……………………………………...…..
Список литературы……………………………………………………………….…..…
Аннотация……..……………………………………………………………………..….
Календарный учебный график…………………………………………………………
Первый год обучения (рабочая программа)…...………………………………………

3
3
6
7
10
11
13
15
15
17
18
20
21
21

2

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Я и Мир вокруг меня» (далее Программа) реализует содержание
дополнительного образования социально-гуманитарной направленности. Содержание
программы адаптировано к потребностям обучающихся, имеющих статус ребенкаинвалида и направлено на развитие всех психических процессов и познавательной
мотивации, творческой направленности личности. Индивидуализация образования
позволяет обеспечить социализацию обучающихся, носит деятельностный характер.
Программа направлена на успешную социализацию и адаптацию детей в условиях
инклюзивного образования.
Актуальность программы
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении
детей - инвалидов - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной
реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим важность и необходимость значительного повышения роли системы
дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей - инвалидов.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273ФЗ; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмом Министерства Просвещения
Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении
образования обучающихся ОВЗ и инвалидностью», Письмом Минобрнауки России от
29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
У детей с нарушениями психического развития
развитие мышления, памяти,
внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит
замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных
возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и
требованиями, которые предъявляет им общество.
Получение детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества. Дети - инвалиды – это дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению программ дополнительного образования вне специальных
условий обучения и воспитания. Группа таких обучающихся может быть чрезвычайно
неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут входить дети с
разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с
задержкой и комплексными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе
3

с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и
здоровья каждого ребенка.
Занятия, построенные на развитии мышления, памяти и внимания с учетом
индивидуальных особенностей каждого обучающегося решают задачи повышения
интеллектуального потенциала ребенка. В сочетании с творческими заданиями создаются
условия для развития творческой активности, уверенности в своих силах и возможностях.
Таким образом развивающий процесс в сочетании с творческим и эстетическим
развитием позволяет активизировать процессы социализации, дать необходимый заряд для
активного развития коммуникативной сферы детей-инвалидов.
Отличительные
особенности
данной
адаптированной
дополнительной
общеразвивающей программы в том, что в программу включены разделы не только по
развитию психических и творческих сфер личности ребенка, но и разделы, которые
способствуют коррекции проблемных зон в психическом развитии детей - инвалидов
(эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, и пр.) коррекция
эмоционально-волевой сферы.
Адресат программы
Программа «Я и Мир вокруг меня» предназначена для обучающихся 6 - 17 лет
имеющих статус ребенка-инвалида, с трудностями в общении с окружающими и проблемы
в эмоционально-волевой сфере.
Современные требования общества к развитию личности детей, в том числе и
детей-инвалидов,
диктуют
необходимость
более
полно
реализовать
идею
индивидуализации обучения. Этому способствует дополнительное образование как
система менее формального подхода к образованию детей. Поэтому, Программа
реализуется по индивидуальному учебному плану, исходя из диагноза ребенка-инвалида.
Индивидуальный учебный план составляется на каждого обучающегося на основе общего
учебного (тематического) плана. Каждая тема предполагает индивидуальную работу с
обучающимися.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся со статусом ребенокинвалид.
Обучающиеся, имеющие статус ребенка инвалида - это
дети, имеющие
недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные справкой МСЭ,
и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Данная
категория обучающихся неоднородна по составу. Среди нарушений могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы,
конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные
условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие
этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности
нарушений в познавательной сфере ребенка и структуры его личности — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний тяжелых нарушений во всех
процессах, связанных с социализацией обучающегося.
Как правило дети-инвалиды имеют в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии детей-инвалидов достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих относительно легко устранимые трудности, до
обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и
аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся,
нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и
4

комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Состав обучающихся – постоянный. Занятия проводятся индивидуально.
Обучающимся, освоившим в полном объеме программу обучения, выдается
удостоверение о получении дополнительного образования по пройденной адаптированной
дополнительной общеобразовательной программе.
Объем освоения программы
Общий объем часов в год — 37 учебных часов (15 ч. теории, 21 ч. практики).
Форма обучения
Преимущественно очная форма обучения допускает сочетание с заочной формой в
виде элементов дистанционного обучения в период приостановки образовательной
деятельности учреждения посредством размещения методических материалов на сайте
Центра, а также с использованием онлайн-платформ.
Уровень программы
Программа ориентирована на «Стартовый уровень»: предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Методы обучения. Наиболее приемлемые методы в работе с обучающимися,
имеющими
статус
детей-инвалидов
—
это
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные, частично-поисковые, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля,
а также словесные, наглядные и практические.
Тип занятия: комбинированные, практические, диагностические.
Формы проведения занятий. Беседы с показами тематических презентаций,
развивающие игры и упражнения, творческие задания, в т.ч. практикум с поиском сюжета
для создания работы.
Срок освоения программы.
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Я и Мир вокруг меня» рассчитана на один год обучения и реализуется
согласно календарному учебному графику.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Одно занятие составляет 1 академический час (45 минут). Занятия проводятся один раз в
неделю по индивидуальному учебному плану исходя из рабочей программы педагога.

5

Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для развития психических процессов,
развития и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся, формирования и
развития творческих способностей, развивающих упражнений, беседы, выполнения
творческих заданий.
Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные
задачи:
Обучающие:
− формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения,
обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость
мыслительных процессов);
− углубление и расширение знаний обучающихся, исходя из интересов и специфики
их способностей.
Развивающие:
− формировать и развивать логическое мышление;
− развивать внимание (устойчивость, концентрация, расширение объёма,
переключение и т.д.);
− развивать память (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие
смысловой памяти);
− развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
− развивать психологические предпосылки овладения учебной деятельностью
(умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться
словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему
требований);
− развивать речь и словарный запас обучающихся;
− развивать быстроту реакции.
Воспитательные:
− формировать адекватную самооценку, объективное отношение ребёнка к себе и
своим качествам.
− воспитывать интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
− формировать навыки безопасного и здорового образа жизни;
− воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность.

6

Содержание программы
Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в
отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с
результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На занятиях по
Программе «Я и Мир вокруг меня» дети избавляются от «отметочной» психологии, они не
боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не
последует. У детей постепенно формируется отношение к занятиям как к средству
развития своей личности.
Чтобы помочь ребенку в развитии познавательных способностей, учебной
мотивации и самооценки обучающихся, все задания условно можно разбить на несколько
направлений:
− задания на развитие внимания;
− задания на развитие памяти;
− задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной
координации, умения копировать образец;
− задания на развитие мышления;
− задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы
представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним
заданием развивается и внимание, и память, и мышление.
Основные принципы, на которых построена программа:
• Принцип развивающего обучения. Программа реализуется на основе положения о
ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». У
обучающихся на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и
понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления,
стимулирование точной речи.
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание
программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития
детей, индивидуального подхода к обучающимся.
• Системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид
деятельности сменяет другой.
• Принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются.
• Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их
овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения
следующего, более сложного задания.
• Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и
операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания.
Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к
разным областям знаний и различным школьным предметам.
• Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества,
которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных
действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к
познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность
их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Структура занятия
Все занятия логически объединяются по лексическим темам. Занятия имеют
определённую структуру, которая включает вводную часть, основную, творческую и
заключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных
операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся
определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение
знаний невозможно.
Задача основной части – коррекция и развитие познавательных процессов
проводится по специально подобранных, в соответствии с принципами программы,
заданиями.
Продолжительность основной части – 20 минут.
Остальная часть занятия посвящена творческой работе, которая всегда тематически
соответствует основному сюжету занятия.
Заключительная часть занятия, как правило, это не больше 5 минут проходит в
подведении итогов, беседе о том, что ребенком было усвоено на занятии или создано им
самим.
Цель обучения - первый модуль («Стартовый уровень»): развитие творческих
способностей и помощь в развитии элементарных мыслительных процессов у детейинвалидов.
Задачи обучения – первый модуль («Стартовый уровень»):
1. Расширить общие представления о способах использования различных материалов для
творчества.
2. Познакомить с инструментами и приспособлениями для изготовления поделок.
3. Научить работать с простейшими схемами по изготовлению поделок из бумаги,
соленного теста и пластилина.
4. Формировать технологическую и экономическую культуру по изготовлению поделок из
различных материалов.
5. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

8

Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
2.

3.

4.

5.
6.

Название раздела
Знакомство. Диагностика.
Развивающие игры и
упражнения
Практические занятия
Рисование в различных
техниках.
Правополушарная
живопись

Работы
с
материалом
подарков
и
украшений)

бросовым
(создание
елочных

Работа с бумагой в техниках
оригами.
Создание
подарочной
упаковки из различных
материалов

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Наблюдение,
тестирование

9

3

6

Наблюдение,
выполненные задания

5

1

4

Наблюдение, опрос,
выставка работ
обучающихся.
Наблюдение за работой
обучающегося.
Выставка работ
обучающихся или
выполнение конкурсной
работы.
Психологопедагогическая
диагностика для
мониторинга
результатов
Наблюдение за работой
обучающегося, опрос

2

1

1

4

2

2

4

2

2

Наблюдение, минивыставка.

7.

Весенние работы из бумаги
в смешанных техниках.

4

1

3

Наблюдение за работой
обучающегося.
Выполнение работы по
эскизу обучающегося.

8.

Работа с соленным тестом и
пластилином.

3

1

2

Наблюдение, опрос

9.

Создание собственного
проекта.

3

-

3

10.

Аттестация обучающихся

1

-

1

37

12

25

Всего

Наблюдение, выставка.
Психологопедагогическая
диагностика
Промежуточная
аттестация

9

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Знакомство. Диагностика.
Знакомство, беседа с ребенком, с родителями. Знакомство с основными
направлениями программы. Предложения по оборудованию рабочего места ребенка.
Раздел 2. Развивающие игры и упражнения. Практические занятия.
Игры, развивающие мелкую моторику пальцев.
Практические занятия. Гимнастика для пальцев и рук. Рисование по крупе.
Перекладывание бус, составление мозаики. Игры для рук с рельефным мячом, резинками
и прищепками.
Игры на развитие мышления.
Практические занятия по решению заданий «Сравнение», «Фабрика».
Игры на развитие восприятия.
Практические занятия по решению заданий «Определи формы предмета», «Определи
формы предмета».
Игры на развитие внимания.
Практические занятия по решению заданий «Лампы», «Дом», «Найди два одинаковых
рисунка», «Найди последовательность».
Логические игры и задачи
Практические занятия по решению задач «Яблочный дождь», «Весы», «Производство
роботов», «Математические игры», «Котята и собачки». Систематизация «У каждой
фигурки свое место». «Фруктовые примеры».
Игры на развитие творческого воображения.
Практические занятия. Моделирование предмета различными предметами. Установление
ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями).
Придумывание фантастических объектов: растений, животных игрушек. Игры: «Что на
что похоже?», «Поможем художнику», «Превращалки», «Планета фантазий».
Раздел 3. Рисование в различных техниках. Правополушарная живопись
Понятие о цвете. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Ахроматический и
хроматический цвета. Насыщенность цвета. Светлота. Основные и дополнительные,
родственные цвета. Цветовой контраст. Цвет и его значение в произведении. Физическое,
эмоциональное, психологическое и символическое значение цвета. Инструменты и
принадлежности для рисования.
Практические занятия. Игры с красками. Рисование по контуру. Рисование по шаблону:
«Листья». Рисование по контуру рисунка красками: «Грибная поляна». Рисование при
помощи кисточки и красок. Рисование акварелью «Осенняя тишина»
Раздел 4. Работы с бросовым материалом (создание подарков и елочных украшений)
Понятие о бросовом материале. Последние движения в моде на основе старых вещей.
Создание новых вещей для быта. Виды креплений, лаков, красок для поделок. Техника
безопасности при работе с клеевым пистолетом.
Практические задания: создание новогодней поделки из подручных материалов.
Изготовление игрушки «Подвижная елочка» из бумажных стаканчиков
Раздел 5. Работа с бумагой в техниках оригами.
Свойства бумаги: плотность и окрашивание. Историческое значение оригами,
разнообразие направлений. Знаковые обозначения по складыванию оригами, работа по
схеме, складывать фигурки оригами по схеме.
Практические задания:
Раздел 6. Создание подарочной упаковки из различных материалов
Основные виды подарочной упаковки, материалы и формы. Работа со схемой и
шаблонами. Виды оберток, ленты и тесьма. Банты.
Создание коробочки с крышкой из плотной бумаги. Создание пакета с ручками.
Обертывание подарка для мамы.
10

Раздел 7. Весенние работы из бумаги в смешанных техниках.
Создание цветов из гофрированной бумаги, оригами, в технике бумагопластики. Создание
объемных открыток.
Раздел 8. Работа с соленным тестом и пластилином.
Знакомство с различными материалами, используемыми для замеса соленого теста.
Назначение оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых на занятиях.
Организация рабочего места. Знакомство с основными рецептами. Знание пропорции,
определение готовности теста к работе. Основные виды лепки: конструктивный,
пластический, комбинированный способы. Использование подручных средств.
Составление композиций.
Практические занятия.
Изготовление цветов: ромашки, гвоздики, розы. Изготовление поделок: гусеницы и
улитки, бабочки и стрекозы. Лепка животных по образцу: медведь, собака, кошка, корова,
свинья. Изготовление композиций: «Заяц на поляне», «Мыши на сыре», «Улитка на
цветке», «Цветочная поляна».
Раздел 9. Создание собственного проекта.
Самостоятельная работа по желанию учащихся и их семей: выбор темы, составление
эскиза, изготовление композиции. Оформление выставок. Композиция выставочной
экспозиции из нескольких изделий. Методы и способы креплений изделий на
вертикальной и горизонтальной плоскости.
Раздел 10. Аттестация обучающихся
Итоговая выставка творческих работ обучающихся. Презентация индивидуальных
достижений. Обсуждение планов на будущий год. Подведение итогов года.

11

Планируемые результаты
Требования к приобретаемым знаниям и умениям
Знать:
− элементарные сведения о безопасном поведении дома и в социуме;
− элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки,
игрушки. виды и свойства бумаги, картона, природного материала, лент, тесьмы и др.
материалов;
название инструментов для работы с данными материалами (ножницы, карандаши, кисти);
− правила безопасности во время работы с инструментами.
Уметь:
− планировать и организовывать свою работу;
− выполнять разметку на материале, бумаге пользуясь карандашом и линейкой,
разметку деталей различной формы;
− работать по трафаретам и шаблонам;
− составлять простые узоры;
− правильно пользоваться инструментами;
− изготовлять несложные игрушки из подручных материалов.
Требования к уровню подготовки:
Формируемые компетенции и личностные качества:
−
у обучающихся повысится степень сосредоточенности и целеустремленности;
−
обучающиеся смогут самостоятельно изготавливать поделки;
−
обучающиеся смогут гармонично сочетать цвета при выполнении поделок,
различать материалы;
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
личностные результаты:
• сформированное ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию наличие осознанного выбора и построения
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений;
• сформированное осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
12

предметные результаты
(выборочные результаты освоения дисциплин Технология и ИЗО):
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, оценка
технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение средствами и формами графического отображения объектов и процессов,
овладение методами чтения технической информации;
• овладение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач;
• решение творческих задач, моделирование, конструирования, проектирования.

13

Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
•
помещение аудитории № 106, учебные комплекты мебели, соответствующее
санитарно-гигиеническим и пожарным нормам
•
набор цветной бумаги для аппликации
•
набор цветной бумаги для оригами (в т.ч. для модульного оригами)
•
гофрированная бумага различных цветов
•
клей ПВА, клей-карандаш
•
набор белого картона
•
набор цветного картона
•
набор пластилина
•
ножницы в количестве
•
канцелярские принадлежности: ручки, бумага, тетради
•
настенная демонстрационная доска.
•

Ноутбук или компьютер для учебных презентаций

Информационное обеспечение:
•
информационные презентации;
•
схемы для моделей оригами;
•
схемы работы для лепки;
•
контрольные задания, разработанные
обучающихся.

специально

для

проверки

знаний

Кадровое обеспечение
Должность – педагог дополнительного образования.
Образование – высшее

Методические материалы
Методы обучения и воспитания
•
словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, рассказ) при
проведении лекционной части,
•
наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация презентаций,
•
практический - упражнения, практические задания, наблюдения,
•
дискуссионный, частично-поисковый в случае проведения беседы, обсуждения,
•
проблемное обучение - самостоятельная разработка изделия,
•
репродуктивный, игровой в случае проведения мини-выставок,
•
мотивация на успешное освоение содержания учебного занятия,
•
убеждение в практической пользе достигнутого результата обучения,
•
упражнение в репродуктивной деятельности,
•
поощрение успешного достижения положительного результата,
•
стимулирование на самостоятельную работу, участие в выставочной и конкурсной
деятельности.

14

Педагогические технологии
Технология разноуровневого обучения. Уровневая дифференциация обусловлена
особенностями субъектного опыта обучающихся: особенностями личностно-смысловой
сферы; особенностями психического развития (особенностями памяти, мышления,
восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу); уровнем обученности в
рамках определенного предмета (межпредметных связей дисциплин Технолоия, ИЗО,
МХК). Уровневая дифференциация осуществляется не за счет изменения объема
изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией на различные требования к его
усвоению.
Технология мастерских (Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстой, С.Френе). Технология мастерских
является одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых
знаний. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание и обучение,
направленное на развитие творческой деятельности обучающихся. Педагог создает
атмосферу открытости, доброжелательности, включает эмоциональную сферу ребенка,
будит личную заинтересованность, не торопится дать решение задачи, он работает вместе
со всеми, вместе участвует в поиске. Результаты такой работы можно выразить
следующими словами: открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался. Каждый
ощущает радость собственного открытия, свою значимость, уважение неповторимости
другого.
Технология коллективно-творческой деятельности. Данная педагогическая технология
разработана И.П.Ивановым. Это система условий, методов, приемов и организационных
форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие группы детей на
принципах гуманизма. В основе технологии коллективной творческой деятельности лежит
приобретение навыков творчества и труда совместно со сверстниками и с педагогом. Цель:
создание условий для раскрытия творческих возможностей каждого воспитанника,
развитие действенно-практической сферы личности и навыков работы в коллективе. В
рамках деятельности объединения «Полет фантазий» технология КТД применяется при
создании коллективных работ для выставок и выполнении тематических работ.
Игровые технологии (С.А.Шмаков). Игровые технологии являются одной из форм
обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу
обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и простые технологические операции, а
также позволяет сблизить и найти понимании между педагогом и детьми. Цель:
активизация и интенсификация деятельности обучающихся. Игра делает эмоционально
окрашенной монотонную деятельность ребенка в процессе обучения и труда, а
экспансивность игры активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Признак педагогической игры – четко поставленная цель обучения и соответствующий ей
педагогический результат. Основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить детей, пробудить интерес.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С.Якиманская).
Внедрение личностно-ориентированных технологий в практику деятельности учреждений
дополнительного образования детей способствует отсутствие жесткой регламентации
деятельности, гуманистические взаимоотношения участников объединений, комфортность
условий для индивидуального и творческого развития детей и адаптация их интересов в
любой сфере жизни. В центре внимания – неповторимая личность, стремящаяся к
реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в различных
жизненных ситуациях. Цель: развитие индивидуальных познавательных способностей
каждого ребенка. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка). Педагог создает условия для правильного выбора
15

каждым содержания изучаемого и темпов его освоения. Обучающийся приходит учиться
по своему желанию, в свое свободное время. Задача педагога – так давать материал, чтобы
пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, активизировать его творческую и
познавательную деятельность. В данной технологии обучения центр всей образовательной
системы – индивидуальность детской личности, поэтому, методическую основу
составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов). В современном обществе проблема
сохранения здоровья детей стала наиболее актуальной. Существует дефицит активной
физической нагрузки в условиях интенсивного предметного обучения и другой учебной
деятельности обучающихся, что привело к использованию технологий по охране здоровья.
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии
должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и
эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом
общения с людьми, природой и искусством. Они направлены на воспитание у
обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формированию представления о здоровье как о ценности, мотивацию на
ведение здорового образа жизни.
Основной принцип здоровьесбережения сформулировал Н.К.Смирнов: «Не
навреди!». Это означает, что все используемые средства и методы должны быть
обоснованы, проверены на практике и не наносили вред здоровью.

Формы организации образовательной деятельности
•
индивидуальная форма организации проведения лекций, бесед, словесного поиска
практических решений
•
индивидуально форма организации практической деятельности, выполнения
упражнений, работы над изготовлением собственного изделия, конкурсной деятельности
•
индивидуальная форма защиты проектов и прохождения аттестационных
мероприятий.

16

Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
•
журнал посещаемости;
•
аналитический материал участия обучающихся в конкурсных мероприятиях
•
google- форма участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
•
фотоотчет;
•
отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся,
•
статьи на сайте образовательного учреждения и в социальной сети «В контакте».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
•
аналитический отчет по итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации;
•
выставка-демонстрация промежуточных и итоговых результатов освоения
программы;
•
защита творческих работ;
•
участие в проектной деятельности и акциях «Теплое сердце»;
•
областные и региональные конкурсы декоративно-прикладного искусства.
Аттестация обучающихся проводится в два этапа, согласно Положению о
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Центра
✓ мониторинг познавательной и активационной сферы обучающегося, через психологопедагогическую диагностику;
✓ проверка достигнутых практических умений и навыков и ценностных ориентаций,
через выполнение практической работы.
Критерии оценивания.
Оценивание результатов устного опроса и практической работы осуществляется по
трем составляющим и критериям (Приложение №2.), разработанным в соответствии с
требованиями Программы и предусмотренным Положением о проведении промежуточной
и итоговой аттестации в объединении на основании Положению о промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся Центра.

17

Список литературы
Для педагога
Основная (Профильное направление):
1.
Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных
материалов. – М.:Изд-во Эксмо, 2016. – С. 64.
2.
Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). –
Ярославль: Академия развития, 2016. – С.64.
3.
Свешникова Т.А. Природные материалы. (Мастер-класс на дому) – М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2018. ил. – С. 80.
4.
Стародубцева И.В., И.П. Завьялова Игровые занятия по развитию мышления
внимания, памяти и воображения у дошкольников. – М. Арти, 2018. – С. 72
5. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2015. – С.80.
Дополнительное (нормативно-правовое) направление:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273) с последующими изменениями.
2.
Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4.
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 10).
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
11.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
12.
Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля
1998 года № 26-ОЗ с последующими изменениями.
18

13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Приказ начальника Управления образования от 31 марта 2021 № 117 «Комплекс
мер, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и таланта у детей и
молодежи».
15. Устав МАУДО Центр дополнительного образования.
Для родителей и обучающихся:
 Лоран Катио. Фигурки из бисера / пер. с франц: Издательская группа «Контент», 2017.
– С.77.
 Хананова И.Н.Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды. (Золотая библиотека
увлечений). – М.: АСТ Пресс книга, 2018. – С.104.
 Русакова М.А. Подарки и игрушки своими руками – М., 2017
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ единая коллекция образовательных
ресурсов;
2. www.ped-kopilka.ru- учебно-методический кабинет;
3.. www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию;
4. sdelala-sama.ru›1745-bumagoplastika-dlya… - бумагопластика для детей;
5. ped-kopilka.ru›Блоги›…obryvnaja-aplikacija-iz…
6. sdelala-sama.ru›1145-master-klass…iz-salfetok.html
7. tvoyrebenok.ru›Оригами для детей
8. podelki-rukami-svoimi.ru›…shemy…nachinayushhih…
9. boobooka.com›podelki/podelki-iz-nitok/
10. PodelkiSvoimiRukami.ru›podelki-iz-plastilina/

Аннотация
Адаптированная программа «Я и Мир вокруг меня» реализует содержание
социально-гуманитарной направленности «Стартовый уровень» и предназначена для
обучающихся 6 – 17 лет.
Занятия, построенные на развитии мышления, памяти и внимания с учетом
19

индивидуальных особенностей каждого обучающегося решают задачи повышения
интеллектуального потенциала ребенка. В сочетании с творческими заданиями создаются
условия для развития творческой активности, уверенности в своих силах и возможностях.
Таким образом развивающий процесс в сочетании с творческим и эстетическим
развитием позволяет активизировать процессы социализации, дать необходимый заряд для
активного развития коммуникативной сферы детей-инвалидов.
Программа рассчитана на 37 часов.
Обучение по программе проводится по индивидуальному учебному плану.

20

Календарный учебный график
Рабочая программа

№
п/п

Месяц

Число

1.1

09

06-11

1.2

09

13-18

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

09

09,10

10

10

10

20-25

27-30
,01,02
04-09

11-16

18-23

Время
проведения

Форма
занятия

Беседа,
практическо
е занятие
Беседа,
практическо
е занятие

Беседа,
практическо
е занятие
Беседа,
практическо
е занятие
Беседа,
практическо
е занятие.
Беседа,
практическо
е занятие.
Беседа,
практическо

Кол-во часов
Всего Тео
Прак
рия
тика

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

9

3

6

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0,5

0,5

Тема занятия

Раздел 1. Знакомство.
Диагностика.
Вводный инструктаж: правила
поведения, техника безопасности на
занятиях.
Практическое задание.
Раздел 2. Развивающие игры и
упражнения
Практические занятия
Развивающие задания.
Выполнение аппликации из бумаги
«Осеннее дыхание»
Развивающие задания.
Изготовление композиции «Все
краски осени»
Развивающие задания.
изготовление поздравительной
открытки «День Учителя»
Развивающие задания.
Нейроупражнения на развитие
моторики, межполушарных связей
Развивающие задания.
Нейроупражнения на развитие

2Место
проведения

Форма контроля

106 каб.
106 каб.

Наблюдение,
тестирование

106 каб.

Наблюдение,
тестирование

106 каб.

Наблюдение за работой
по выполнению
аппликации
Наблюдение за работой
обучающегося

106 каб.
106 каб.
106 каб.
106 каб.

Наблюдение за работой
по выполнению
аппликации
Опрос по теме «Работа с
бумагой»
Наблюдение за работой
по выполнению
21

е занятие.
2.6

2.7

2.8

2.9

3.1

10

11

11

11

11

29,30
01-04

Беседа,
практическо
е занятие.

1

0,5

0,5

06-11

Беседа,
практическо
е занятие

1

0

1

моторики, межполушарных связей
Развивающие задания.
Выполнение аппликации из бумаги
«Рябиновый букет»
Развивающие задания.
Нейроупражнения на развитие
памяти и внимания
Развивающие задания.
Нейроупражнения на развитие
памяти и внимания
Итоговое занятие по теме.
Выполнение логических заданий,
игры на развитие внимания и
моторики
Раздел 3. Рисование в различных
техниках.
Правополушарная живопись
Развивающие задания.
Понятие о цвете. Цветовой круг.
Теплые
и
холодные
цвета.
Ахроматический и хроматический
цвета.
Игры с красками.
Насыщенность цвета. Светлота.
«Осенние листья» - композиция с
помощью печати листьями
Рисование по контуру.
Рисование гуашью и акварелью
Рисование по шаблону: «Листья»

1

изготовление открытки «День
Матери»

25-30

Практическо
е занятие

3.3

3.4

11,12

12

12

0,5

0,5

1

0,5

0,5

01-06

08-13

15-20

Беседа,
практическо
е занятие
Беседа,
практическо
е занятие

1

0,5

0,5

1

0

1

5

1

4

22-27
Беседа,
практическо
е занятие

3.2

1

13-18

Творческая
мастерская

1

1

0,5

0

0,5

106 каб.

аппликации
Наблюдение за работой
по изготовлению панно

106 каб.

Наблюдение за работой
обучающегося

106 каб.

Наблюдение за работой
обучающегося

106 каб.

Выставка работ
обучающихся

106 каб.

Наблюдение за работой
по выполнению
аппликации

106 каб.

Наблюдение за работой
по выполнению
аппликации

106 каб.

Наблюдение за работой
по выполнению
аппликации
Наблюдение за работой
по выполнению
аппликации

106 каб.

22

3.5

20-25
Урок-игра

1

2
4.1

12

01

01

5.3

01

01,02

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4

2

2

17-22
Беседа,
практическо
е занятие

5.2

1

10-15
Беседа,
практическо
е занятие.

5.1

1

1

27-31
Беседа,
практическо
е занятие.

4.2

0

24-29

31,
01-05

1

0,5

0,5

Беседа,
практическо
е занятие.

1

0,5

0,5

Урок-игра

1

0,5

0,5

Развивающие задания.
Основные
и
дополнительные,
родственные
цвета.
Цветовой
контраст.
Рисование акварелью «Осенняя
тишина»
Раздел 4. Работы с бросовым
материалом (создание подарков и
елочных украшений)
Понятие о бросовом материале.
Последние движения в моде на
основе старых вещей. Создание
новых вещей для быта.
Изготовление новогоднего сувенира
из материала, собранного
обучающимся.
Виды креплений, лаков, красок для
поделок. Техника безопасности при
работе с клеевым пистолетом.
Изготовление игрушки «Подвижная
елочка» из бумажных стаканчиков
Раздел 5. Работа с бумагой в
техниках оригами.
Развивающие задания.
Свойства бумаги: плотность и
окрашивание. Историческое
значение оригами, разнообразие
направлений.
Развивающие задания.
Знаковые обозначения по
складыванию оригами, работа по
схеме
Самостоятельное
складывание
фигурки оригами по схеме

106 каб.

Выставка работ
обучающихся

106 каб.
106 каб.

Наблюдение за работой
по выполнению поделки

106 каб.

Выставка работ
обучающихся

106 каб.
106 каб.

Наблюдение за работой
по выполнению поделки

106 каб.

Наблюдение за работой
по выполнению поделки

106 каб.

Наблюдение за работой
обучающегося
23

5.4

6.
1

02

02

02

07-12

14-19

21-26

6.2
02,03
6.3
03

04

2

2

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

07-12

Беседа,
практическо
е занятие

1

0,5

0,5

4

1

3

14-19
1

0,5

0,5

21-26

7.2

7.4

4

0,5

Беседа,
практическо
е занятие
03,04

0,5

1

Урок-игра
03

0,5

Практическо
е занятие

7.1

7.3

Беседа,
практическо
е занятие.
Лекция,
практическо
е занятие

1

28,
01-05

6.4

03

Беседа,
практическо
е занятие

28-31
1,2
04-09

Творческая
мастерская
Практическо
е занятие

Итоговое занятие по оригами.
106 каб.
Самостоятельное
складывание
фигурки сердца по схеме
Раздел 6. Создание подарочной
упаковки из различных
материалов
106 каб.
Развивающие задания. Основные
виды подарочной упаковки.
Материалы и формы упаковок.
Создание коробочки с крышкой из
плотной бумаги.
Развивающие задания.
Работа со схемой и шаблонами.
Создание пакета с ручками
Виды оберток, ленты и тесьма.
Банты
Обертывание подарка для мамы.
Раздел 7. Весенние работы из
бумаги в смешанных техника
Развивающие задания.
Создание цветов из гофрированной
бумаги
Бумагопластика как отдельный вид
искусства.
Создание дерева и полянки в
технике бумагопластики.

1

0,5

0,5

1

0

1

Создание объемных открыток.

1

0

1

3

1

2

Итоговое занятие. Подготовка
работы обучающегося для выставки
Раздел 8. Работа с соленным

106 каб.

Выставка работ
обучающихся

Наблюдение за работой
по выполнению поделки
Наблюдение за работой
по выполнению поделки

106 каб.
Опрос по теме
106 каб.

106 каб.

Выставка работ
обучающихся

Наблюдение за работой
обучающегося

106 каб.

Наблюдение за работой
обучающегося

106 каб.

Наблюдение за работой
обучающегося
Выставка работ
обучающихся

106 каб.

24

04

11-16
Беседа,
практическо
е занятие

8.1

04

9.1

04

25-30

1

0,5

0,5

Урок-игра

1

0

1

3

1

2

1

0,5

0,5

2-7

Творческая
работа

05

9-14

Творческая
работа

Творческая
работа
05
23-28
Тестировани
10.
е, опрос,
1
урок-игра
Учебный период содержит 37 учебных
недель, всего часов
05

0,5

Беседа,
практическо
е занятие

05

9.2
9.3

0,5

18-23

8.2

8.3

1

16-21

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0

1

37

12

25

тестом и пластилином.
Знакомство
с
различными
материалами, используемыми для
замеса соленого теста. Назначение
оборудования,
инструментов
и
приспособлений, применяемых на
занятиях. Организация рабочего
места. Знакомство с основными
рецептами.
Знание пропорции, определение
готовности
теста
к
работе.
Основные
виды
лепки:
конструктивный,
пластический,
комбинированный способы.
Использование подручных средств.
Составление композиций.
Раздел 9. Создание собственного
проекта.
Подготовка эскиза, подбор
материалов, выбор шаблонов
Изготовление поделки по эскизу
обучающегося, отработка навыка
работы с клеевым пистолетом
Украшение работы. Оформление
подставки для работы.
Проведение промежуточной
аттестации обучающихся

106 каб.
Наблюдение за работой
по изготовлению
игрушки.

106 каб.
Наблюдение за работой
обучающегося
106 каб.

Выставка работ
обучающихся

106 каб.

Наблюдение за работой
обучающегося

106 каб.
106 каб.

Наблюдение за работой
обучающегося
Выставка работ
обучающихся

106 каб.
Комплексная аттестация

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».